Никогда столько не врут, как после охоты, во время войны, и перед выборами. Но у нас речь пойдёт об охоте.
Итак.
Пора, пора, рога трубят...
(Наш АС от поэзии Пушкин)
1
- В делах государственных, братьев нет, есть соперники, волею случая слепого имеющие ту же кровь от тех же родителей - Ярослав покосился в красный угол на божницы - кто есть князь? Пастух, поставленный пасти стадо своё силами наивысшими, для блага его. А благо отары в купе. Сосуд, разбитый надвое не удержит в себе содержимого.
- От бога власть, богом князья стоят, богом и ... - осторожно, тихим голосом начал Жирослав. Он уж два года как был рукоположен Новгородским епископом, можно сказать, самим Ярославом ставлен, князю был нужен свой человек на новгородской кафедре. Жирослав, в крещении Лука, был из кривичей, не привозной грек, и понимал князя с полуслова. Он был ровесник Ярославу, телом слаб, но ловок умом, грамотен по-гречески, а главное, предан.
Ярослав пристально, не моргая, посмотрел на епископа. Взгляд его был тяжёл.
- Бог водит рукой человеческой - уверенно продолжил Жирослав и перекрестился.
Оба надолго замолчали, думая каждый о своём.
- Слаб был Борис, отцом любим и отмечен, как сын, не как князь. А Святополк за власть готов был княжество Болеславу продать - Ярослав снова посмотрел на образа, и повернулся к Жирославу - ну?
Подражая софистам, Жирослав ответил вопросом, не решаясь дать прямой ответ, на понятный ему, но не сказанный вслух вопрос князя.
- Разве не един пастырь наш небесный?
- Стаду один пастух надобен - кивнул Ярослав - а княжеству князь. Мстислава бог наказал, забрал сына. Кому княжество передаст? Печенегам, хазарам, да касогам своим?
- Ты забыл про Судислава.
- Я не забыл. Судислав умом мал.
- У него могут быть дети...
2
Твердислав внимательно слушал князя.
Он не в первый раз ездил с делами посольскими. Бывал и в Чернигове у Мстислава Владимировича и в иных местах. Дело было не хитрое, проводить слей, да попов к брату князя, Мстиславу Владимировичу. Задача простая, пути были безопасны. Справиться мог и любой десятник со своими дружинниками. Но князь определил на это дело одного из двух своих лучших воевод. По этому, да по тому, как князь медленно подбирал слова, Твердислав понял, что Ярослав не говорит многого.
- Средь попов будет Феогност, грек, человек учёный, толмач, он едет домой, в Константинов град. Но сперва хочет в Тмутаракань попасть. Видеть храм, что Мстислав ставил, да и с самим Мстиславом говорить. С ним людей немного. Его береги пуще всех.
Ярослав замолчал, щека у него начала дрожать, на шее вздулась вена.
- А ежели получится что, незнамое... сам поймёшь, верю тебе...
Твердислав вопросительно посмотрел князю в глаза.
- Да, да, ромей не болтлив, но кто знает, что он может наговорить, случись ему оступиться и...
Ярослав осёкся и с раздражением продолжил.
- Ты ли это, Твердислав? Уж не хочешь ли ты сказать, что Эймунд подойдёт для этого дела лучше тебя?
- Нет, князь, если будет нужно, ромей замолчит.
- И ты обменяешь свою жизнь на его молчание, если придется?
- Да, мой князь.
3
- Мстислав будет ширить землю. Этот не успокоится никогда. Он начал с соседей, упёрся в горы, повернул на север, и взял свою половину у брата. Но архонт Ярослав силён не менее, и не отдаст своей. У него осталась одна дорога, через Боспор Киммерийский. Пардус не может не есть мяса. Пресытившись не на долго, он похож на домашнюю кошку ласково трущуюся о ногу, но горе той мыши, которая решит, что так будет всегда. А Мстислав даже не пард, он лев рыкающий, аки диавол ходящий, по словам Петра апостола, вокруг, желая поглотить всё, что видит. Он из тех, кто берет золото левой рукой, держа в правой отточенное железо. А Таврия, золотой перстень на руке империи. Мстислав обязательно попробует сорвать его.
Новгородский епископ в долгой беседе проговорился о том, что князь просил у Ярослава варягов. Ярослав отказал, сославшись на мутивших народ волхвов и неспокойные границы на западе. Но кто знает, что принесет завтрашний день. И не изменил ли уже свое мнение Ярослав, пославши к брату одного из своих лучших, как говорят, комитов? Да и без варягов у Мстислава хватает желающих запустить цепкую руку в сундуки граждан империи, проживающих у них под боком. Да, империя сильна, и не нуждается в помощи одного, но, приятно будет на склоне лет знать, что ты приложил руку к ее величию. Он не просто принесет с собой выведанные мысли правителей, сведения о путях и количестве катафрактариев и трапезитов у скифов. Он, простой эпискептид, станет новым Андроником, усмирившим мятежного стратига Херсонеса, Георгия Цулу, попытавшегося отколоть Таврику от империи. Это не гордыня - думал Феогност - никто не будет знать про мой подвиг. Нет, не подвиг, это всего лишь малая случайность, коих много. Оступившийся на горной тропе, роняет мелкие камни вниз, они тянут за собой более крупные. Стоящие внизу, встречают лавину. Одно ловкое движение и не нужно будет везти закалённых в боях на востоке пехотинцев через море. Не нужно будет собирать флот и разорять землепашцев новым налогом. Но что, если движение событий пойдет не так, как он задумал?
На этот вопрос Феогност ответить не умел, а потому не стал задавать его себе ещё раз, решившись окончательно. Он смотрел на Мстислава, сидящего в окружении своих людей и людей его брата, и сравнивал горы чаш и мисок, полных еды и питья, наваленной и налитой без всякого вкуса и порядка, с имперским этикетом, который соблюдался при трапезе высоких особ.
- Да, это не будет трудным. Надо только найти способ. Завтра, после охоты, князь будет пьян от скачки, травли зверя и пиршественного вина. Остальные так же. Он сумеет увлечь князя беседой и тонкой лестью. Болезнь будет не слишком быстротечной, дабы не вызвать подозрений, но безусловно смертельной.
4
За секачом неслись штук двадцать свирепых псов волчьего и бурого окраса с белыми подпалинами, за ними, не отставая, летел на своём скакуне Мстислав. Твердислав был опытным наездником, конь под ним был из княжеской конюшни, он скакал за князем по зрячему. Остальная охота, то ли отстала, растянувшись по просекам и тропам, то ли свернула за другим зверем, сбившись со следа. Слышны были только протяжные крики загонщиков и далёкий лай. Наконец, утомившись, кабан остановился на небольшой полянке. Это был старый вепрь, с короткой шеей, мощным, покатым лбом, маленькими глазками и с огромными, в две пяди, клыками. Собаки тотчас насели на него, пытаясь вцепиться, кто в уши, кто в ноги. Но кабан вертелся во все стороны и то и дело поддевал под брюхо самых свирепых. Твердислав спешился в шагах тридцати от места, поглаживая беспокойно перебирающего ногами коня, и вынул меч из ножен. Мстислав, не останавливаясь, влетел в самую гущу свалки и ударил кабана рогатиной. Кабан оставил заливающихся лаем собак и пригнул голову, пытаясь захватить клыком новую цель. Удар пришёлся прямо ему в лоб, древко, несмотря на то, что было сделано из ясеня, треснуло и повисло на руке князя, держась только на кожаных ремнях, обвивающих его. Бросив бесполезное копьё, Мстислав поднял коня на дыбы, пытаясь увернуться от зверя, и выхватил короткий охотничий меч. В этот момент, стряхнув с себя собак, кабан ударил в брюхо коню. Тот завалился на бок, придавив собою князя. Кабан бросился на Мстислава.
- Вот то, ради чего я вез грека - буднично подумал Твердислав, и пошёл к схватке. - но эта смерть не в пример лучше, чем от ядовитой руки ромея.
Мстислав попытался ударить кабана мечом, но тот выбил его из руки, словно тростинку и вспорол князю клыками пах. Обезумевшие собаки рвали секачу ноги. Сзади приближался шум отставших охотников. Твердислав ударил кабана под рёбра, а потом ещё раз и ещё.
-Ты? Спаси бог тебя - князь застонал, когда Твердислав потянул его из под коня. Вдруг стало многолюдно. Князя подняли на руки и понесли. Твердислав вытер окровавленные руки о порты, думая о том, сколько дней ещё проживёт князь, и поймал испуганный взгляд. Ромей вчера напросился на охоту, желая видеть и описать для истории развлечения северных архонтов. Твердислав отвернулся, выкидывая из памяти ненужного теперь грека. Нужно было немедля гнать в Новгород.
Вот, примерно так я вижу строку из Повести Временных Лет
В лѣто 6544. Мьстиславъ изыиде на ловы и разболѣся и умре.
Ну, и на последок. Миниатюру с кабанчиком не нашёл. Зато вот фиксация охоты Всеволода Ярославича из Радзивиловской летописи.
Ссылка на другие статьи в том же духе и не только )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С