Мы вновь отправились в путь, Сэсээр нас сильно пугал плохой дорогой, мы после перевала Утриг Дава не пугались, потому что хуже ничего не бывает. Однако, дорога неожиданно оказалась хорошей, кто-то подсыпал болотистые участки, положил бревнышки и даже построил мосты. То ли программа нового президента Монголии в действии, то ли на Булнайских источниках кто-то сильно заинтересован, но дорога нормальная. Сильно лучше, чем год назад, по словам Сэсээра. Этим и интересна экспедиция: никогда не знаешь, что тебя ждет впереди. Булнайские источники известны с давнего времени, монголы приезжали сюда лечить руки-ноги-спины, то есть опорно-двигательный аппарат. Пить воду нельзя, в отличии от источников на Утрагий гол, зато можно блаженно в нее погружаться, чего мы ждали с нетерпением. Преодолев перевал Булнай Дава мы стали спускаться к источникам, на склоне горы стояли маленькие - маленькие деревянные домики, на заборе висела мокрая одежда, яркими тряпочками был завешен весь забор, между домиками ходили люди и бегали голые ребятишки.
Сэсээр сказал, что это и есть Аршан, предложил прямо с ходу пойти искупаться, но мы решили, всему свое время – мы уж потом «с толком, с чувством, с расстановкой» и двинули дальше. По пути мы нам встретилась заброшенная турбаза со времен социалистической Монголии, с пятидесятых годов. Собственно, мы проехали прямо по ее территории. Тут были отдельные домики, к которым когда-то было подведено электричество, большие корпуса, видимо столовая и клуб, спортивные площадки, много скамеек и столиков на открытом воздухе. Все хорошо продумано и прямо ощущается какая тут кипела жизнь. Сейчас пусто. Но еще несколько минут и мы на месте!
У въезда – сторожевая будка, ворота, нас встретил хозяин Нямсурэн. Вы же сразу догадались, что он родился в воскресенье?
Турбаза поразила нас своей ухоженностью, добротностью и чистотой. Какой то вип-вариант.. Удобства были, конечно, на улице, туалет даже вынесен за ограду, мы туда ходили с фонариком, но тоже идеально чист.
Территория деревянные юрты и домики выше всяких похвал. Столовая тоже прекрасная, Все настолько идеально, что мне не верилось. Мы довольно долго добирались сюда в глушь и глухомань, а попали в оазис благополучия, комфорта и красоты. Электричество сюда не проведено, но есть генератор, который дает свет на несколько часов перед сном. В деревянной юрте все сделано с любовью, каждая досочка покрыта лаком, освещение продумано – не только обычные боковые окна, но и застеклено пространство под крышей, так что наши «тысячи звезд» в этом случае были не так непосредственны, как в чуме у цаатанов.
Но мы, конечно, быстренько перекусив монгольским дошираком с бараниной, собрались ехать на источники. Предварительно нас спросили, что мы хотим на ужин – были варианты из обычного монгольского меню – позы (это почти манты), хушуры (монгольский вариант чебуреков), цойвань (лапша с бараниной, довольно сухое блюдо), бухлер (очень насыщенный бульон с мясом без овощей). Мы выбрали позы. Хорошо, что я догадалась спросить, сколько поз в порции, жена Нямсурэна, очаровательная и милая улыбнулась – пять.
- Сколько – сколько??? А можно мне три? - можно-можно.
Но вот мы на Булнай рашаан. Источники бьют из-под земли у подножия горы, на склоне горы стоит старый корпус водолечебницы, сейчас всеми покинутый.
Ниже – купальни, которые представляют собой маленькие домики. Прямо над родниками или над ручем, который вытекает из него, ставится домик, в нем дверь, окно для освещения, деревянный пол и вырезанное в нем отверстие примерно метр на метр двадцать. Там, понятное дело вода, спускаться нужно по деревянной лесенке, на дне – крупный песок, глубина сантиметров восемьдесят. Над входом висит табличка с указанием температуры воды, она тут от 25 до 55 градусов. Я выбрала нечто нейтральное – 36. Спустилась с некоторой опаской, почувствовала, что вода бьется прямо под моей ступней, да и вокруг поднимались пузыри, практически джакузи. Расслабляющий эффект конечно восхитителен, я б там до отъезда сидела, в этой купели, очень обрадовало и то, что вода проточная, булькает снизу и вытекает из-под домика теплым ручьем. Нам сказали дольше десяти минут ванны не принимать, но мой организм с радостью прокайфовал там все полчаса. Вышли все с разной степенью разморенности, видимо от различной температуры. Миша выбрал источник с 28 градусами и, как обычно, куда то убежал, у девушек оказались горячие ванны по 44 и 42 градуса, там долго не посидишь. Пока мы выходили, дышали, сидели на скамейке -ах, как классно!, заново родился и все такое , набежали монгольские дети с полотенцами, бегали по деревянным тротуарам, выбирали себе купальни. То ли с соседней турбазы прибежали, там, в долине реки стояли еще какие- то домишки, то ли рядом живут. Всем, кто тут живет, крупно повезло! Тут можно быть не только здоровым, но еще и чистым!
Татьяна Михайловна уже на базе поняла, что забыла в купальне свой телефон, время на нем засекала, чтобы не перекупаться, там и оставила. Сэсээр говорит, поехали, Татьяна Михайловна, конечно, согласилась, но подумала, что ребятишки наверняка забрали бесхозную вещицу. Однако, - нет! Телефон был на месте!
Вечер мы провели в беседе с Нямсурэном, хозяином базы. Мы восхищались и удивлялись этой красоте, ухоженности, какому-то необычному для Монголии шику.
Он, довольный, улыбался. Рассказал, что турбазе уже 7 лет, а перед этим он ее строил 4 года. Гордо сказал, что 30 лет работал водителем (да что ж это за популярная профессия!), затем 9 лет строил Дархан с русскими и немецкими строителями (вот – вот откуда эта тщательность, от немцев!). Нямсурэну уже 75 лет, и у него есть орден, который называется Надежда нации. Оказалось, что дорогу до источников он отремонтировал за свой счет! Так что, действительно, нация не зря надеялась. Хороший человек, очень хороший, гостеприимный и душевный, как и его жена. Сэсээр, как обычно ремонтировал УАЗик, и Нямсурэн ему помог, они вытащили двигатель наружу, чего-то там нахимичили и поставили на место, светили фонарями, так было уже темно.
Мы разошлись по деревянным юртам, все было очень комфортно и уютно, заснули мы совершенно умиротворенные – источниками, красотой и прекрасной беседой с хозяином. Однако, ночью я опять проснулась от холода – дрова прогорели, пора на вахту, печь топить, честно говоря, это было уже не сложно, я научилась топить печку почти во сне, Татьяна Михайловна предупредительно оставила мне спички, а Елена Гордеевна настругала лучинок.
На рассвет мы встали, и все разбежались по горкам фотографировать, но фотосъемке сильно мешала огромная тень от горы, да и небо было чистое, хорошо, что с собой взяли котомки с полотенцами и тапочками, и быстренько пошли на источники. Если вечером я вышла из купальни в полулежачем состоянии, то утром источники будто напитали меня энергией, я чувствовала себя гуттаперчевым мячиком, способным подпрыгнуть до небес, слегка оттолкнувшись от земли. На Булнайских источниках так здорово, что хочется остаться жить, но нас ждет дорога, пески Ноён гол и Ханх. Мы распрощались с чудесными хозяевами и в путь!