В последние годы рунет переживает настоящий бум литературы, посвященной путешествиям во времени. Эта тема, хотя и не нова, все также привлекает внимание читателей и писателей. Герберт Уэллс в своей знаменитой «Машине времени» заложил основы жанра, представив мир, где путешествия во времени стали реальностью. С тех пор литераторы постоянно обращались к этой идее, создавая свои произведения, полные приключений и философских размышлений.
На раннем этапе развития жанра путешествий во времени писатели придерживались принципа «руками не трогать». Этот подход обоснован прежде всего «эффектом бабочки», описанном в произведении Рэя Брэдбери "И грянул гром", где мельчайшие изменение в прошлом может привести к непредсказуемым и катастрофическим последствиям.
Другие авторы, напротив, считали, что изменения в прошлом могут иметь положительные последствия. Однако эти последствия остаются неизвестными для всех вокруг, а для самого героя - фатальными. Примером такого подхода является книга Уорда Мура «Дарю вам праздник».
Были писатели, которые считали, что, путешествуя во времени, можно делать всё, что угодно, не опасаясь последствий. Например, в книге Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» главный герой, попав в средневековую Англию, начинает менять историю по своему усмотрению, вмешиваясь в политические и социальные процессы. Его действия при этом никак не сказываются на потомках.
Еще одним примером такого подхода является цикл книг Кира Булычёва о девочке Алисе Селезнёвой. В этих произведениях Алиса, путешествуя во времени и пространстве, сталкивается с различными цивилизациями и культурами. Она наблюдает за их жизнью, помогает им решать проблемы и даже участвует в их конфликтах. Однако, в отличие от героя Твена, Алиса не стремится изменить ход истории. Ее действия носят скорее познавательный характер, и она старается не вмешиваться в естественные процессы развития цивилизаций.
В произведениях Кира Булычёва также отсутствует угроза «стереть себя из истории», которая поднимается другими фантастами. В частности, в фильме «Назад в будущее» Майки МакФлай должен предпринимать серьезные усилия, чтобы избежать подобного исхода.
Мы сосредоточимся на произведениях о попаданцах в прошлое, таких как Янки из Коннектикута. Этот жанр часто выделяют отдельно от научной фантастики. В нём нет машины времени, а лишь точка перехода в определённое место и время.
Попаданческая литература — это жанр, в котором герой внезапно оказывается в другом мире, эпохе или даже в собственном теле, но в прошлом или будущем. Этот жанр позволяет авторам и читателям исследовать различные аспекты жизни, культуры и истории, а также задавать вопросы о судьбе, свободе воли и человеческой природе.
Обычно попаданцы и сами не знают, как их "занесло на эти галеры". Они могут оказаться там в момент реальной смерти, как в романе Михаила Ланцова «Сын Петра», или в результате вселенской катастрофы, как в произведении «Плацдарм попаданцев» авторов Конторовича и других. А иногда Герой просто засыпает в электричке в середине нулевых годов и просыпаются в общем вагоне зимой 1940 года, как в романе Сергея Буркатовского «Вчера будет война».
На сайте "Автор Тудей" раздел о попаданческой литературе насчитывает более 10 000 произведений. Раздел "Назад в СССР" содержит почти 1500 книг, а на «Флибусте» в жанре о «попаданцах» насчитывается почти 19000 произведений, что свидетельствует о популярности этого направления среди читателей.
Из наиболее известных авторов в этом направлении можно выделить, например:
- Андрей Булычев (цикл «Егерь Императрицы»)
Главный герой, бывший военный, оказывается в теле егеря времен Екатерины II. Он должен не только выжить, но и защитить свою родину от врагов. В цикле много исторических деталей и интересных сюжетных поворотов. - Александр Конторович (цикл «Черные бушлаты»)
Современный человек попадает в прошлое, в 1941 год. Он оказывается в теле бойца Красной Армии и должен бороться с врагом, используя знания из будущего. Цикл полон драматизма и напряжения. - Анатолий Дроздов (цикл «Зауряд-врач»)
Главный герой — врач из нашего времени, майор медицинской службы Игорь Иванов. Попадает в прошлое, погибнув в этом мире после подрыва на мине. В мире параллельном на дворе 1915 год, идёт мировая война, цель которой — уничтожение России. Герой начинает заниматься тем, к чему привык, —- спасать людей, применяя познания, о которых столетие назад и слыхом не слыхивали.
Перечислять подобные циклы можно до бесконечности.
Популярность попаданческой литературы объясняется её способностью объединять элементы различных жанров и затрагивать важные социальные и философские темы. Она позволяет авторам и читателям исследовать альтернативные реальности, задавать вопросы о судьбе и свободе воли, а также наслаждаться увлекательными приключениями.
Большинство тем в фантастических произведениях и альтернативной истории касаются изменения прошлого с целью улучшения положения России в современном мире. Эти сюжеты предлагают различные сценарии, в которых герои пытаются предотвратить или исправить исторические события, чтобы создать более благоприятное будущее для своей страны.
Некоторые авторы фокусируются на поиске путей предотвращения распада Советского Союза, рассматривая возможные сценарии сохранения СССР в его текущем состоянии или даже его усиления и расширения влияния.
Примером такого подхода может служить серия книг «Квинт Лициний (Спасти СССР)», начатая Михаилом Королюком, но впоследствии продолженный другим автором, что, к сожалению, привело к снижению качества. Несмотря на то, что сюжет основан на фантастической идее вмешательства сверхъестественных сил, первые три романа серии читаются с большим интересом, а некоторые поступки главного героя вызывают сочувствие и понимание. Однако другие аспекты сюжета вызывают вопросы.
Некоторые писатели размышляют о том, как можно было бы спасти Российскую империю от революционных потрясений. Они стремятся вернуть страну к монархическому строю или найти другую форму правления, которая помогла бы избежать хаоса и разрушений.
Одним из ярких примеров является цикл Андрея Савинкова «Николай I. Освободитель». Это увлекательная, хотя и иногда затянутая фантазия о величии нашей державы. К сожалению, автор не уделил должного внимания стилю и банально пренебрег редактурой, но читать можно.
Некоторые истории концентрируются на предотвращении ядерного апокалипсиса, когда герои пытаются убедить лидеров великих держав отказаться от гонки вооружений и предотвратить катастрофу, которая могла бы уничтожить человечество.
Также встречаются сюжеты, где герои отправляются в прошлое, чтобы встретиться с ключевыми историческими фигурами, такими как Иосиф Сталин (очень забавен в этом смысле рассказ Сергея Лукьяненко "Витя Солнышкин и Иосиф Сталин", где Сталин уже просто устал от подобных советчиков), Александр Первый или даже с представителями индейских племен до прихода колонизаторов. Эти встречи часто направлены на изменение хода истории и создание альтернативной реальности, где Россия или мир в целом развиваются по другому пути.
Например, герои могут попытаться убедить Сталина в необходимости более серьезной поддержке Веймарской республики, либо напротив, полного замирения с нацистской Германией, что могло бы предотвратить Вторую мировую войну. Или же они могут предложить Александру Первому идеи модернизации, которые помогли бы Российской империи избежать революционных потрясений.
Некоторые авторы отправляют своих героев в прошлое еще дальше, в период до колонизации дикого запада США, где они пытаются основать социалистическое государство с элементами коммунизма. Эти утопические проекты часто включают планы по созданию общества, основанного на равенстве, справедливости и сотрудничестве, что могло бы стать примером для всего мира и оказать глобальное влияние на мировые процессы.
Авторы, пишущие в жанре «попаданческой» литературы, придерживаются различных политических взглядов, имеют разное отношение к советскому периоду, отдают предпочтение разным эпохам и правителям. Их подходы к заброске персонажей в прошлое и определению целей их деятельности также различаются.
Однако есть нечто, что объединяет этих авторов.
Из очевидных фактов можно выделить пресловутую переоценку роли личности в истории. Лишь немногие фантасты, такие как Буркатовский или Конторович, осознают, что влияние одного человека в определённый момент времени можно сравнить лишь с небольшим камешком, брошенным в воду: круги разойдутся, но бури не вызовут.
Большинство же считают, что если бы можно было отправиться в прошлое и дать советы современникам и правителям того времени, то и Наполеон не смог бы захватить Москву, и ракеты начали бы запускать в космос уже в начале XX века, и на Марсе росли бы яблони.
Ещё одним аспектом, объединяющим персонажей произведений о попаданцах, является их явное недовольство текущим положением вещей и состоянием мира. Эти герои (или, скорее, сами авторы) — люди с весьма основательным советским и постсоветским образованием, обладающие знаниями, которые порой не систематизированы, в различных областях, и которые в настоящее время не находят практического применения. Эти знания, которыми никого не удивишь в настоящем моменте, но которые, например, для XIX века могли бы стать настоящим научным открытием. Как же приятно почувствовать себя гением среди невежественных аборигенов!
В наше время, чтобы продвигать науку вперёд, необходимо обладать поистине колоссальным объёмом знаний в определённой области, что доступно далеко не каждому.
Для того чтобы оказывать влияние на глобальные процессы, требуется ресурс, который недоступен большинству образованных и, в целом, неглупых людей.
Современное общество российское разобщено, люди не осознают себя ни классом, ни нацией, не ощущают в себе силы, способной оказать влияние на будущее.
Итак, настоящее постоянно разочаровывает нас: нет ни летающих машин, ни автоматов с бесплатным мороженым, ни даже всепланетного равенства, как нам обещали фантасты XX века. Будущее же всё больше напоминает о себе угрозами катастроф, начиная от ядерной войны и заканчивая жуткими эпидемиями или столкновениями Земли с огромными метеоритами.
На фоне этих настроений, а также ностальгии по Советскому Союзу, которая является своеобразным ответом на отсутствие ярких достижений современности, возникает интерес к прошлому. Растёт популярность различных исторических шоу, таких как «Цифровая история» Егора Яковлева, блог Клима Жукова или лекции Евгения Юрьевича Спицына, Бориса Кипниса, Тамары Эйдельман и других. У каждого, конечно же, свой подход, свой взгляд на то, где и когда всё было правильно, а когда были допущены ключевые ошибки.
Современные писатели-фантасты, в отличие от своих коллег XX века, следуя этой моде, похоже, пришли к выводу, что созидать «Прекрасное далёко» гораздо легче из прошлого, нежели творить его здесь и сейчас.
Парадоксально, но факт: проблема заключается не столько в различии представлений о будущем у разных людей, сколько в том, что настоящее при таком подходе отрицается, как и возможность современных людей влиять на настоящее и будущее.
Это напоминает вывернутый наизнанку призыв Николая Островского: «Прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно…», но с отрицанием первой части этого высказывания, что «жизнь даётся один раз».
Практически каждому из героев-попаданцев предоставляется "второй шанс" исправить не только свои ошибки, но и ошибки всего человечества, направив развитие общества в нужном ему направлении.
Однако, что может дать такой посыл читателю?
Кроме банальной фрустрации, обиды на всех вокруг и детского выкрика «Вот я умру, и вы все пожалеете!», кроме апатии и свыкания с положением, при котором что-то менять уже поздно? Кажется мне, что ничего.
Таким образом, феномен популярности литературы о попаданцах можно интерпретировать как выражение некой инфантильности, неготовности к восприятию реальности и стремления к эскапизму.