И вновь стихия сказала свое слово. Дождь и туман спутали экипажу все карты, видимость упала совсем, двигаться по маршруту дальше - значило бы верную гибель. Посовещавшись, решили идти на Хабаровск. Однако вскоре ситуация стала критической, перед АНТ-155 показались береговые скалы, пилот справился, но противостоять обледенению было уже невозможно.
Так могла закончиться история одного из величайших советских пилотов, но я все-таки предлагаю вернуться к её началу.
1904 год, зима уже близится к концу, и в этот предвесенний период на свет появляется Валериан Павлович Чкалов. Он родился в селе Василёве в семье котельщика. Характер у будущего летчика сформировался ещё в детстве. Среди воспоминаний есть одно особенно интересное - когда Валерию было восемь лет, он помог отцу выиграть спор, сумев на лыжах обогнать купеческую тройку. Ну просто вдумайтесь, чтобы обогнать упряжь ему пришлось спрыгнуть с волжского обрыва, и это в восемь то лет.
В 1916 году, сразу после окончания школы, был направлен отцом на учёбу в Череповецкое техническое училище. Трудности начались, когда из-за отсутствия необходимого финансирования учебное заведение закрылось, а Чкалову пришлось вернуться домой.
При чем тут самолёты, спросите меня вы. Однако вот тут и начинается самое интересное. Когда Валерию было 15, то есть в 1919 году, он впервые увидел самолет, с тех пор мечта о покорении неба не покидала его. Воспользовавшись случаем, будущий летчик уехал в Нижний Новгород, где стал учеником слесаря-сборщика самолётов.
Уже в 1923 году Валерий совершил первый самостоятельный полет на самолёте Avro 504.
Переместимся в 1933 год, когда в конструкторском бюро А.Н. Туполева был создан АНТ-25 -самолет, который был предназначен для перелетов на сверхдальние расстояния, в его конструкции имелась и еще одна особенность - винтовое противообледенительное устройство. Летом - осенью следующего года были проведены испытания летательного аппарата, которые не всегда проходили гладко. Позднее решили утвердить план по длинному беспосадочному полету. В качестве командира воздушного судна был выбран Валерий Чкалова. По первоначальному плану лететь предстояло из Москвы в США через Северный полюс, однако позже в географию полёта Сталиным было внесено изменение. Полёт необходим, но только конечной точкой стали не штаты, а Петропавловск-Камчатский.
Раннее утро 20 июля 1936 года, подготовка к вылету завершилась, и экипаж из трёх человек: Чкалова, Байдукова и Белякова, поднял в небо воздушное судно. Едва ли они в тот момент понимали, где и как закончится их северное путешествие. Им предстояло пройти всего лишь в одной тысяче километров [1] от Северного полюса.
С первой трудностью экипаж столкнулся ночью 21 июля на подлёте к Земле Франца-Иосифа. На пути образовался сильный циклон, а позднее это осложнилось быстрым оледенением по всему корпусу воздушного судна.
Ситуация, описанная в самом начале, произошла 22 июля, когда экипаж из-за плохих погодных условий решил сменить курс. Топливо было на исходе - необходимо было срочно сажать самолёт. Погода, по-видимому, совершенно не хотела положительного развития событий, но опытный лётчик все-таки сумел совладать со стихией. Валерию удалось посадить самолет в катастрофических условиях, потеряв при это лишь одно шасси. В качестве места посадки выбрали остров Удд. После ремонта и небольшой передышки самолет отправился в Москву, где это путешествие официально и было завершено.
Из воспоминаний современников о полёте Москва - Удд:
Иван Папанин (полярник, руководитель дрейфующей станции “Северный полюс”):
- Великое дело задумали наши летчики! Интересно знать: кто, кроме Валерия Павловича, в экипаже этого самолета? Наверное, он берет с собой таких же крепких, толковых, преданных и знающих дело ребят, как он сам. Думаю, что у него прежний экипаж. В прошлом году Чкалов с Байдуковым и Беляковым пролетели без посадки больше девяти тысяч километров, прошли почти через всю советскую Арктику. Они были над Землей Франца-Иосифа, над Северной Землей, над Якутией. За этот перелет им присвоено звание Героя Советского Союза.
Молодцы! Дорого то, что они не успокоились после своего прошлогоднего перелета, а сейчас собираются совершить новый, еще грандиознее. Шутка ли, пролететь без посадки от Москвы через Северный полюс в Америку!
Этот полёт был первым беспосадочным, все его участники, конструкторы, а в особенности пилот и его команда, доказали, что со стихией можно бороться, её можно обуздать.
Валерий Павлович прожил интересную жизнь летчика-испытателя. До самого конца он был верен своему делу. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время проведения первого испытательного полёта на истребителе И-180. С детства он мечтал о небе, жил в нём, и умер.
Это вторая статья из цикла “Белая мгла: российские покорители севера”. Спасибо, что дочитали её до конца. Делитесь своими мыслями в комментариях.
Первую статью из цикла «Белая мгла: российские покорители севера» читайте здесь.
Статья экскурсовода-эколога экоцентра "Яуза" Ильи Живалова.
Подпишитесь на Экоцентр «Яуза» в социальных сетях:
#экоцентр_яуза