Найти в Дзене
Лавка старины

Абажур: символ уюта и романтики в искусстве и жизни

Оглавление

В художественной литературе абажур упоминается довольно часто. Он придает помещению красоту, уют и особую романтику. В качестве примеров можно привести «Педагогическую поэму» Макаренко и «Белую гвардию» Булгакова. Даже в послереволюционное время люди ценили этот предмет как отголосок прошлой стабильной и обеспеченной жизни. Абажур преображал пространство: без него комната становилась чужой и пустой.

Антикварная настольная лампа с зеленым абажуром «Медведь и бочка меда», бронза, камень, Россия, нач. 20 в.
Антикварная настольная лампа с зеленым абажуром «Медведь и бочка меда», бронза, камень, Россия, нач. 20 в.

Важный предмет в человеческом обществе

Наличие или отсутствие освещения всегда играло важную роль в жизни людей. Уличное ночное освещение впервые появилось в Париже в конце XVII века. Слабые масляные лампы снабжались отражателями. Именно тогда возникло слово «abat-jour», состоящее из двух частей: «отражатель» и «день». Это устройство позволяло продлить светлую часть суток. Таким образом, 1763 год можно считать годом рождения абажура.

-2

В 1785 году итальянцы усовершенствовали отражатели, придав им форму полусферы. С появлением газового освещения абажур приобрел новую функцию — защиту от вредного воздействия газа. Все изменилось в 1879 году, когда была изобретена лампочка. Теперь свет нужно было не усиливать, а приглушать, чтобы он не резал глаза. Люди быстро оценили, как абажур может украсить интерьер, создавая атмосферу таинственности и погружая комнату в мягкий полумрак. Материалы для изготовления абажуров становились все разнообразнее, но их главной задачей оставалось смягчение света.


Увеличить
Настольная лампа «Цапля», венская бронза Franz Bergman, стекло, 1-я пол. 20 в.
Увеличить Настольная лампа «Цапля», венская бронза Franz Bergman, стекло, 1-я пол. 20 в.

В середине XIX века с приходом стиля модерн абажур стал еще более декоративным. К его краям начали крепить бахрому, оборки, расшивать бисером и тесьмой. В моду вошли растительные орнаменты с изображением цветов, бабочек и птиц.

Старинная настольная лампа с бахромой, в стиле модерн (Ар-нуво), латунь, ткань, Россия, нач. 20 в.
Старинная настольная лампа с бахромой, в стиле модерн (Ар-нуво), латунь, ткань, Россия, нач. 20 в.

Самые красивые абажуры, по непроверенным данным, появились случайно. Американский художник Луис Тиффани, работавший с витражами, однажды обнаружил, что у него осталось много цветных стеклянных обрезков. Не желая выбрасывать их, он создал первый цветной колпак для светильника. Со временем такие абажуры превратились в настоящие произведения искусства.

Старинная люстра на цепях, русский модерн, металл, смальта, Россия, нач. 20 в.
Старинная люстра на цепях, русский модерн, металл, смальта, Россия, нач. 20 в.

Француз Антонин Дом пошел еще дальше, начав изготавливать абажуры из хрусталя. Основания для них чаще всего делали из бронзы. Эти предметы роскоши получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Компания Дома также разработала технологию обработки хрусталя, позволяющую придавать ему любую форму и оттенок.

Антикварная настольная лампа из бронзы «Птицы», К. Берто бывш. Шопен, Санкт-Петербург, к. 19, н. 20 вв.
Антикварная настольная лампа из бронзы «Птицы», К. Берто бывш. Шопен, Санкт-Петербург, к. 19, н. 20 вв.

В России абажур быстро завоевал популярность. Он идеально подходил для семейных чаепитий, вечерних бесед, чтения, вязания и других спокойных занятий. Теплые золотистые, красноватые, оранжевые или более строгие зеленые и синие оттенки создавали уютную атмосферу. Зеленый стеклянный абажур стал центральным элементом стиля Ампир и обязательным атрибутом каждого чиновничьего кабинета.

Винтажная настольная лампа с диммером, карболит, СССР, 1930-60 гг.
Винтажная настольная лампа с диммером, карболит, СССР, 1930-60 гг.

Современные абажуры

Сегодня абажуры стали доступны всем слоям населения. Их изготавливают из стекла, ткани, металла, натуральной кожи, а также из современных материалов: пластика, искусственной кожи, бумаги и картона. Украшения могут включать роспись красками, вышивку бисером, плетение макраме и другие декоративные элементы. Бумажные абажуры, благодаря своей легкости и разнообразию форм, используются с современными лампами, которые не нагреваются. Металлические основания, чаще всего из бронзы, меди или олова, добавляют изделиям изысканности.

Советская настольная лампа для детской комнаты, ночник, светильник-сувенир «Светлячок», 1988 г.
Советская настольная лампа для детской комнаты, ночник, светильник-сувенир «Светлячок», 1988 г.

Формы современных абажуров поражают своим разнообразием. Их используют даже в нестандартных целях. Например, в Швеции в 2006 году на площади установили огромный светильник с абажуром высотой 5,8 метров. Он подключен к искусственному интеллекту и может отвечать на вопросы, правда, только на шведском языке. Этот объект стал популярной достопримечательностью и путешествует по городу Мальмё. Лампа не только освещает пространство, но и служит лавочкой, где любят проводить время романтичные натуры.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!