Запуск первого кроссовера в линейке Теслы стал настоящим событием, но его путь к серийному производству оказался не таким простым. На протяжении трёх лет инженеры трудились над моделью, впервые представленной ещё в 2012 году, сталкиваясь с множеством вызовов и препятствий. Смогла ли Тесла создать действительно надёжный и безупречный электрический кроссовер? Сегодня мы погрузимся в мир первого поколения Теслы Model X и обсудим его типичные проблемы и недостатки.
Поставки серийной версии Model X начались в сентябре 2015 года. Кроссовер, разработанный на базе седана Model S, имел исключительно полный привод и комплектовался двумя электромоторами: L2S и L1S, каждый из которых приводил в движение колёса на передней и задней оси. Это трёхфазные асинхронные двигатели, развивающие мощность в различных конфигурациях от 333 до 773 лошадиных сил. Выпускалось несколько модификаций моделей, оснащённых аккумуляторной батареей ёмкостью от 75 до 100 кВт·ч. Запас хода варьировался в диапазоне от 322 до 475 км в соответствии с методикой американского агентства по охране окружающей среды.
В 2021 году произошёл рестайлинг, в ходе которого пышному разнообразию версий пришёл конец. В линейке остались только две модификации, укомплектованные электромоторами 5D1 или 52, причём наиболее мощная версия имела уже три двигателя: на задней оси были установлены два агрегата. Изменился и запас хода: по данным всё того же агентства, у двухмоторной версии он составлял 560 км, а у трёхмоторной — 536 км.
Как и подавляющее большинство современных электромобилей, Tesla Model X лишена проблем с электродвигателем и своеобразной коробкой передач, в качестве которой выступает одноступенчатый редуктор на каждой из осей. К батарее вопросов пока тоже ни у кого нет. Практика показала, что в зависимости от условий эксплуатации за первые пару лет она теряет порядка 10-15% от первоначальной ёмкости, а затем скорость деградации заметно снижается. При этом производитель гарантирует, что за 8 лет или 240 000 км ёмкость аккумулятора не упадёт ниже 70%. Учитывая, что этот срок с начала выпуска первых партий кроссовера уже почти истёк, а о гарантийных обращениях ничего не известно, беспокоиться о надёжности батареи ещё рано.
Однако механических поломок других систем и агрегатов, равно как и электронных сбоев, Model X не избежал. Рассказ о них стоит начать с отзывных компаний. Чуть ли не первой головной болью, с которой столкнулись владельцы новой модели Теслы, стала одна из главных её особенностей — удивительные двери «крыло Сокола». Их уходящие вверх створки иногда не открывались или закрывались должным образом, а порой не видели препятствий, на которые они должны были среагировать, остановив своё движение. Окна в передних дверях также хандрят: они могли не опуститься полностью или, наоборот, подняться. Тесла устраняла эти недочёты с помощью обновлений программного обеспечения, и лишь после релиза прошивки 8.0 все проблемы ушли в прошлое. Rivian признавая проблемы с удобством использования, откровенно заявили, что кроссовер Model X был запущен в производство всё-таки достаточно сырым. Осенью того же года он отчитался об устранении 92% нареканий. Однако новые претензии, более или менее серьёзные, продолжали поступать.
В конце 2020 года множество жалоб владельцев на проблемы с сенсорным экраном Media Control Unit наконец-то привели к действиям, и Тесла провела масштабную кампанию по обновлению автомобилей. Экран иногда наглухо зависал, оставляя владельцев без возможности управлять целым рядом функций, включая камеры кругового обзора, систему автопилота и антизапотевание.
Его ёмкость составляла всего 8 ГБ, поэтому неудивительно, что он быстро заполнялся различными данными. Кроме того, он явно не был рассчитан на столь интенсивную эксплуатацию, и через 3-4 года начинал давать сбои. В итоге под отзыв попало более 130 000 электромобилей Model S и Model X, которым требовалась переустановка программного обеспечения и обновление карты памяти.
Делая правильные выводы из произошедшего, Tesla установила на замену модули ёмкостью 60 ГБ. Однако на автомобилях 2021 и 2022 годов выпуска они начали сильно нагреваться, и электро кроссоверы снова вернулись к дилерам на перепрошивку. Это выглядело немного странно, поскольку для Model X изначально предполагалось проведение любых обновлений по воздуху без участия сервисных предприятий — то есть из сервера производителя в блок управления кроссовера. Но, похоже, в реальности всё оказалось сложнее.
Одним из последних отзывов из-за электроники стала кампания, разразившаяся в конце 2023 года и охватившая почти 55 000 машин 2021-2023 годов выпуска. На них модуль управления тормозной системой мог не отслеживать уровень тормозной жидкости и при его критическом снижении не оповещать водителя. Наверное, не нужно объяснять, к чему может привести подобный дефект. Хотя Тесла заявила, что при обновлении программного обеспечения до версии 2023 г и последующих данный баг был устранён, тем не менее порядка полусотни тысяч владельцев отправились на дилерские станции, чтобы проверить уровень тормозной жидкости и при необходимости долить.
Это обязательно нужно сделать всем российским владельцам кроссоверов, выпущенных в указанный период. Контроль состояния тормозной жидкости — одна из немногих регламентированных производителем операций периодического технического обслуживания. Судя по заводскому мануалу, её необходимо выполнять каждые 4 года, и в случае неудовлетворительного состояния — обновлять. Кроме того, каждые 3 года предписано менять осушитель кондиционера, а два воздушных фильтра — каждые 20 000 км. Также каждые 20 000 км нужно чистить и смазывать тормозные суппорты, чтобы избежать их заклинивания из-за редкого использования. И, наконец, каждые 10 000 км следует переставлять колёса для равномерного износа резины.
Вот, собственно, и всё, что говорит заводской мануал. Даже о замене масла в редукторах он не упоминает, поскольку Тесла подразумевает заливку на весь срок службы электромобиля. Тем не менее, недоверчивые российские автовладельцы рекомендуют регулярно менять масло в редукторах. Как показывает опыт эксплуатации, на многих машинах после 60 000 км оно остаётся вполне светлым и не содержит посторонних включений. Однако это весьма субъективный фактор, зависящий от условий эксплуатации, так как есть немало электромобилей, в которых после 30-40 000 км пробега сливалась непонятная субстанция тёмного цвета с неприятным запахом. Так что решать вам.
Тем не менее, столь скудный перечень регламентных работ не должен вводить Вас в заблуждение. В Model X есть немало деталей, которые ломаются с определённой регулярностью, порой даже чаще, чем в некоторых автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Например, это детали подвески, в первую очередь перегруженные сайлентблоки и шаровые опоры, которые могут выйти из строя уже после 67 000 км пробега. К сожалению, приобрести эти детали отдельно невозможно, так как их нет ни в аналогах, ни в оригинале. Однако некоторые вдумчивые владельцы кроссовера всё-таки умудряются подобрать эти компоненты по размерам и сообщают, что при удачном стечении обстоятельств они устанавливаются достаточно надёжно.
Кстати, именно ходовая часть стала причиной возникновения, пожалуй, самой курьёзной ситуации с отзывными компаниями. Это произошло в Китае в 2020 году. На быстрый износ компонентов подвески жаловались многие владельцы Model X по всему миру, но проведённые в Соединённых Штатах расследования не выявили врождённых дефектов. Однако китайская государственная администрация по регулированию рынка и центр управления дефектными товарами обязали производителя провести сервисную кампанию и устранить возможные неполадки на почти 30 000 проданных в КНР электромобилях, включая Model S, с которой у Model X на треть идентичная компонентная база. Производитель дефектов не признал, но, чтобы не портить репутацию на стратегически важном рынке, отозвал чуть больше 18 000 электромобилей.
В отчёте по проведённой сервисной кампании для американской транспортной администрации производитель ещё раз подчеркнул, что его вина отсутствует. Это была вынужденная мера, а истинной причиной, по мнению компании, является неаккуратное вождение китайских автомобилистов. Дескать, они игнорируют предупреждающие знаки и не сбрасывают скорость при проезде искусственных неровностей, а также при заезде на бордюры и другие элементы дорожной инфраструктуры. Такие действия могут привести к повреждению сайлентблоков, рычагов, стоек стабилизатора и креплений амортизационных стоек, что и стало причиной замены этих компонентов в ходе отзыва.
Интересно, что в этот отзыв попали автомобили, выпущенные до 16 января 2018 года. Это может означать, что после этой даты китайские автомобилисты научились водить правильно, или же в конструкции подвески были исправлены недочёты, повышающие её надёжность. Однако сейчас на эти вопросы уже никто не сможет ответить. У Tesla в лучшие времена в России не было представительства, и даже если бы оно существовало, вряд ли бы оно прокомментировало события на соседнем рынке.
Вернёмся к отзыву 2020 года, который касался почти 15 000 кроссоверов, выпущенных до середины октября 2016 года, из-за дефектных алюминиевых болтов. Это могло привести как к резкому снижению мощности электроусилителя, так и к его полному отказу, что увеличивало риск дорожных происшествий. Однако, как сообщили в компании, неприятных инцидентов удалось избежать, так как производитель вовремя обнаружил потенциальную проблему и сработал на опережение. В наибольшей опасности находились автомобили, эксплуатируемые в регионах с активным применением противогололёдных реагентов. Таким образом, покупая электромобиль, выпущенный в указанный период, стоит выяснить, участвовал ли он в сервисной кампании и проводились ли необходимые мероприятия. Дилеры должны были заменить дефектные болты, а в некоторых случаях даже установить новый механизм.
Помимо этой проблемы, у рулевого управления Model X есть врождённая неисправность, о которой часто упоминают в сети. На небольших пробегах, около 40-50 000 км, может выйти из строя нижняя крестовина рулевого вала, что приводит к затруднениям при вращении рулевого колеса, его постукиванию и скрипу. К сожалению, технология производителя не подразумевает отдельной замены этой крестовины, но в любой автомастерской, даже не специализирующейся на электромобилях, её, скорее всего, смогут заменить. Тем не менее, саму крестовину придётся подбирать самостоятельно, и в этом могут помочь участники профильных форумов.
Ещё одной слабой точкой электрического кроссовера является концевик задней двери, который выходит из строя совершенно непредсказуемо, как на больших, так и на сравнительно скромных пробегах. Проблема в том, что концевик находится в самом замке, который не подлежит ремонту. Поэтому, если он выйдет из строя, придётся покупать новый. Также стоит отметить, что фары не отличаются надёжностью: они могут иметь классические проблемы, такие как появление влаги внутри, неравномерное освещение, которое не поддаётся корректировке обычными методами, и перебои с включением отдельных режимов. Часто единственным решением остаётся замена фары.
Как и в случае с камерами, 5-6 лет эксплуатации в России для них, а точнее для их разъемов, может обернуться серьезными проблемами. Особенно это касается боковых разъемов. Люди пытаются чистить коннекторы различными способами и составами, но, как правило, удается «оживить» их лишь на короткий срок, и в конечном итоге приходится покупать новые.
Несколько отзывов также были связаны с неисправностями сидений. В 2016 году к дилерам было отправлено 2700 кроссоверов из-за проблем с механизмами блокировки и крепления кресел третьего ряда. В случае аварии это могло привести к смещению сидений вперед, а третий ряд мог сложиться вместе с пассажирами.
Таким образом, перечень основных проблем первого Tesla Model X не так велик. Как видите, они не критичны, но, покупая такую машину, стоит учитывать важные обстоятельства. Устранить большинство недочетов можно только в специализированном техническом центре, а таких центров в нашей стране пока еще очень мало. Ну а покупать такой автомобиль на вторичке или нет решать конечно Вам. Желаю всего хорошего!