Найти в Дзене
Ксения Андреевна

Пророк. История Александра Пушкина: шедевр или обесценивание классики

Оглавление

14 февраля состоялась премьера фильма «Пророк. История Александра Пушкина». За несколько дней картина успела собрать амбивалентные отзывы. Кто-то восхищается, а кто-то плюется ядом.

Разберемся в реакциях зрителей.

Негативные реакции

Жанр

Жанр фильма – это что-то между мюзиклом и байопиком. Имя Пушкина знакомо каждому. «Капитанская дочка», «Мороз и солнце; день чудесный», «Евгений Онегин» — эти произведения изучали все поколения. Поэта называют «нашим всем», «Солнцем русской поэзии», а в массовом сознании он предстаёт как великий, незапятнанный гений — буквально «памятник нерукотворный». Конечно, люди оказались шокированы, придя в кино и увидев, как Пушкин читает рэп и кутит с девицами. Случился когнитивный диссонанс: нет, не может быть так показан наш святой гений.

«Из Пушкина, вообще сделали Петрушку какого-то!» — вот и упал нимб.

Такой жанр в России мы видим не впервые. Например, «Лёд» тоже наполнен динамичными песнями, которые удачно вписываются в общую картину. Во многом столь резкая негативная реакция связана с тем, что многие не знали, что фильм — это мюзикл. Да и вообще — «Великого Пушкина не трогайте своим рэпом!»

Дополнительный факт: интересно, что хореографом фильма стал Олег Глушков, работавший над пластикой и танцами в таких проектах, как «Мастер и Маргарита» и «Лёд». Это подтверждает обоснованность параллелей между этими картинами.

Сам режиссер рассказывал, что стремился создать нечто похожее на американский мюзикл «Гамильтон», посвящённый отцу-основателю США. Однако он выразил сомнение в том, что подобный жанр может успешно существовать в России.

Пушкина несут на руках. Кадр из фильма
Пушкина несут на руках. Кадр из фильма

Режиссер

Говоря о создателе кино. Феликс Умаров у некоторых вызвал негодование: как можно доверить такой важный фильм о культовой личности молодому режиссёру, за плечами у которого лишь рекламные ролики и сериал «Домашнее поле»? Тем не менее его успех в создании картины, вызвавшей повсеместный ажиотаж, в 30 лет заслуживает восхищения. В интервью с РБК он делится своими сложными стилистическими решениями, что открывает новый взгляд на его работу. Таким образом, мы переходим к следующему блоку обсуждения.

Режиссер Феликс Умаров. Фото: Кинопоиск
Режиссер Феликс Умаров. Фото: Кинопоиск

Это стихотворения или рэп?

В отзывах часто мелькает претензия: мало стихов. Пушкин жил своими стихотворениями, но на экране мы видим только «Вольность», которую он зачитал на вечере перед княгиней Голицыной.

Феликс Умаров пояснил: команда честно пыталась сделать персонажей говорящими стихами, но получилось «кринжово». В итоге решили оставить современный язык, а строки из стихотворений включить в песни — скорее как намёк на присутствие поэзии.

Но даже это радует. Знакомые цитаты ласкают слух и создают чувство причастности к жизни Пушкина. Мотив создателей понятен: время ограничено, поэтому пришлось сократить до минимума, но не лишать зрителя поэзии.

Историческая недостоверность

Историк Яковлев для «Комсомольской правды» указал на основные фактологические ошибки.

Исаакиевского собора не было во времена молодости Пушкина. Можно предположить, что храм ещё не был полностью достроен, но уже возвышался над Петербургом. Тут нужна простая математика: первая из 48 колонн была установлена в 1828 году, тогда как Пушкин родился в 1799-м. Действительно, собор не мог похвастаться своими колоннами, когда поэт был молодым.

Исаакиевский собор. Скриншот трейлера фильма
Исаакиевский собор. Скриншот трейлера фильма

Наряды героев не соответствуют исторической действительности. Нереальна ситуация, в которой Пушкин носит на руках Воронцову посреди улицы. И «Капитанскую дочку» поэт опубликовал в своем собственном журнале «Современник» без всяких проблем.
Отношения между императором и поэтом,
судя по всему, слегка искажены. Между ними и правда складывались близкие отношения, и Николай Павлович очень ценил талант Пушкина.

В фильме факт написания истории Петра I преподносится неправильно. Создаётся впечатление, что Бенкендорф вынуждает Пушкина написать о великом реформаторе, чтобы тот смог добиться расположения матери возлюбленной. На самом же деле Пушкин, как и император, восхищался Петром I и сам попросил дозволения написать о нём у Николая I. Император дал ему доступ к архивам.

Завершаются их отношения в фильме смазано. Николай I делает Пушкина камер-юнкером как бы из вредности и заставляет обращаться к нему в соответствии с императорским титулом. Затем он отказывается возвращать Пущина из ссылки. Печальная нота.

На деле же между Пушкиным и императором до самой смерти сохранялись неплохие отношения. Пушкин, лёжа на смертном одре, просил Жуковского передать императору:

«Скажи, что я ему желаю долгого, долгого царствования, что я ему желаю счастия в его сыне, счастия в его России.»

Император дал обещание позаботиться о семье поэта и обещание свое сдержал: выплатил долги, назначил пенсию.

В общем, недостоверности достаточно, но есть ли плюсы?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Положительные реакции

Актеры

Актёрский состав подобран тщательно. Один только Юра, номинированный на Оскар, вызывает восхищение своей игрой. Чтобы максимально вжиться в роль, он арендовал квартиру на Мойке, играл в карты и читал стихи. Он изображает Пушкина живым — а это главная задача фильма.

Остальные герои тоже выглядят не плоско, а рельефно. Персонажи западают в душу своими образами, они отстаивают свой характер. Пущин прост и незамысловат, восхищается талантом владеть словом почти как брат. Данзас более крепок и дерзковат, шутник тот ещё. Жуковский смотрит чуть свысока, но при этом дружески — как наставник.

При просмотре, правда, всё же появляется ощущение, что Илья Любимов (Василий Андреевич Жуковский) перетягивает на себя внимание. Он буквально любуется собой в сюртуке и ролью эдакого учителя великих поэтов (прим.: в конце мелькает намек на сиквел – в кадре появляется Лермонтов).

Бенкендорф сидит в своем темном кабинете и всем своим видом заявляет: «Ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения». Персонаж вроде и является условным антагонистом Пушкина, тоже не без мотива – он защищает умы людей. Общественное сознание – тонкая натура, но вам не понять, поэт.

Император Николай Павлович показан амбивалентным, чуть стервозным, но не умаляющим таланта Пушкина.

Пушкин с друзьями
Пушкин с друзьями

Историческая достоверность

Были фактологические ошибки, но что насчет важных точностей?

  1. Бенкендорф с Пушкиным действительно друг друга не жаловали. Им, скорее, приходилось терпеть друг друга. Бенкендорф вынужден был стать посредником между императором и поэтом, и в письмах он даже сдержанно хвалил писателя только потому, что сам Николай Павлович интересовался Пушкиным. Поэт своего надзирателя в ответ недолюбливал за то, что этот сухой человек не принимал литературу.
  2. Жуковский действительно вручил Пушкину тот самый свой портрет со знаменитыми словами: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Обстоятельства, правда, были другие, но само упоминание уже радует. Когда поэт работает у себя в кабинете, мы даже можем заметить на заднем фоне на стене этот портрет, который до сих пор висит над столом в музее-квартире Пушкина на Мойке.
  3. В фильме мы видим белого кролика, когда Пушкин отправляется из Михайловского в Санкт-Петербург. Посчитав это плохим знаком, Александр Сергеевич приказывает кучеру разворачиваться. В действительности существует легенда, что прямо перед повозкой поэта пробежал заяц. Примета, предупреждавшая об опасности, заставила Пушкина развернуться.
  4. Дуэль изображена достоверно. Дантес раздробил Пушкину таз, поэт упал на свое пальто, и, уже полулежа, опираясь на одну руку, выстреливал в своего противника, ранив его в правую руку.
  5. Перед смертью поэт не хотел, чтобы жена его видела в плохом состоянии. Она лежала на койке возле двери, ожидая новостей. Был момент, когда Пушкину захотелось морошки. Жена действительно кормила его этой ягодой с рук.

Параллели

Глядя на питерские вечеринки, многие вспоминают «Великого Гэтсби». Наряды не исторические, а такие, чтобы поразить публику: одна только Голицына в короне из перьев чего стоит. Повсюду конфетти, Пушкина носят на руках, а рядом танцуют полуголые девушки. Эпатаж? Да, это Питер.

Чуть позже поэт уже рядом с Воронцовой напяливает на себя тюрбан и круглые очки — эдакий денди. Над улицей растянуты ткани, по бокам расставлены прилавки, как на рынке, яркие цвета у всех присутствующих. Преобразившийся Пушкин кидает с балкона деньги, как в меме «throwing money». Это напоминает, скорее, «Аладдина» с арабским городом, нежели Петербург.

Пушкин кидает деньги с балкона. Кадр из фильма
Пушкин кидает деньги с балкона. Кадр из фильма

Режиссёр в интервью не раз сравнивает свою картину с «Ла-Ла Лендом»: «Повествование тоже держится на драматургии, а музыкальные номера выступают скорее аттракционом».

В начале мелькает параллель с фильмом «Общество мёртвых поэтов». Парни, также вдохновлённые свободой слова, встают на парты в знак протеста.

Места съемок

Исторический фильм всегда требует соответствующей обстановки. Нам показывают музей-квартиру Пушкина на Мойке, в которой поэт прожил последние 4 месяца, но интерьер мы видим другой. Команда решила, что слишком тесная для съёмок фильма квартира не подходит, поэтому мы видим особняк А. А. Половцова, который успел прославиться как место для съёмок исторического кино.

Также в кадре пару раз мелькает домашний театр дворца Юсуповых. Видим дворцовые конюшни в Петергофе, Строгановский дворец и прочие красивые места.

Дополнительный факт: В Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге когда-то нашли 27 личных писем Пушкина.
Бал. Кадр из фильма
Бал. Кадр из фильма

Произведения Пушкина

Несмотря на то, что кому-то не хватило стихов, упоминаний достаточно. Пушкин читает «Вольность», пишет «Талисман», «И. И. Пущину», «Зимнее утро» и другие. Помимо этого, несколько раз цитируется «Евгений Онегин» (один раз в разговоре-речитативе с Бенкендорфом), упоминаются «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Медный всадник».

Итоги

Исторические недостоверности вполне могут быть оправданы художественным замыслом. Фильм следует общей тенденции переосмысления и осовременивания уже известных нам классических сюжетов. Вам решать, кому вы отдадите собственный голос. «За» или «против»?