Найти в Дзене
Отражение прошлого

Царские забавы: как праздновали Масленицу в XVIII веке

Наибольшего рассвета среди высшего общества гуляния на Масленицу достигли в XVIII. Российские государи организовывали грандиозные шествия и парады, посмотреть на которые собирался весь городской люд. Правители не скупились, ведь недаром Масленицу называют широкой - даже простой народ тратил в эти дни огромные по тем временам деньги, что уж говорить про власть имущих. Так зачем на масленичной неделе Петр I вывел флот на улицы Москвы, Анна Иоановна приказала построить ледяной дворец на берегу Невы а Екатерина II дарила своим придворным бриллианты? Несмотря на то что с XVII века царь Алексей Михайлович пытался утихомирить своих поданых в языческих по размаху масленичных гуляниях, где-то запрещая, где-то увещая, результатов было мало. Путешественники, побывавшие в это время в Москве, писали, что Масленицу московиты празднуют широко, ничем не уступая шумным и темпераментным жителям Италии с их известными карнавалами. Причем последствия недельного разгула, наполненного не совсем безопасными
Оглавление

Наибольшего рассвета среди высшего общества гуляния на Масленицу достигли в XVIII. Российские государи организовывали грандиозные шествия и парады, посмотреть на которые собирался весь городской люд. Правители не скупились, ведь недаром Масленицу называют широкой - даже простой народ тратил в эти дни огромные по тем временам деньги, что уж говорить про власть имущих. Так зачем на масленичной неделе Петр I вывел флот на улицы Москвы, Анна Иоановна приказала построить ледяной дворец на берегу Невы а Екатерина II дарила своим придворным бриллианты?

Масленичная флотилия

Суриков В. И. "Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф, Ромодановского" 1900 год.
Суриков В. И. "Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф, Ромодановского" 1900 год.

Несмотря на то что с XVII века царь Алексей Михайлович пытался утихомирить своих поданых в языческих по размаху масленичных гуляниях, где-то запрещая, где-то увещая, результатов было мало. Путешественники, побывавшие в это время в Москве, писали, что Масленицу московиты празднуют широко, ничем не уступая шумным и темпераментным жителям Италии с их известными карнавалами. Причем последствия недельного разгула, наполненного не совсем безопасными забавами, были зачастую печальны.

Петр Алексеевич, как только вступил на царствие, позабыл все отцовские наставления и запреты и с размахом отмечал любимый в народе праздник, причем иногда переходя все грани дозволенного. Так, вначале царствования Петр устроил гуляния на Масленицу, в ходе которых шутовская процессия освещала только что построенный Лефортовский дворец.

Во главе шел шуточный патриарх и князь-папа, они возглавляли «всешутейший и всевеселейший собор». Дворец освещали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а патриарх благословлял всех крестом из перекрещенных курильных трубок.

Но самые грандиозные масленичные гуляния Петр I первый провел в Москве в 1722 году, по поводу заключения Ништадтского мира. Император на 4-ый день масленичной недели устроил невиданный до той поры маскарад и санное шествие.

В этот день началось движение из села Вознесенского праздничного поезда, в котором были собраны множество морских судов и около сотни саней, запряженных разными зверями. По ракетному залпу процессия двинулась в Москву, ведя флот на полозьях и санях в сторону Тверских (Триумфальных) ворот.

Во главе шествия ехал Арлекин на санях, запряженных пятью лошадьми, увешанных бубенцами и погремушками. Следующими ехал князь Зотов, везя в своих санях восседавшего на бочке Вакха. Замыкал голову поезда шут, ехавший на санках, запряженных четырьмя свиньями.

Следом шествовал флот. Впереди ехал Нептун в колеснице с трезубцем в руках, колесницу тащили сирены. В составе флота был корабль князя Ромодановского, который изображал цезаря. Его лодка была запряжена живыми медведями. В центре шествия расположился 88-пушечный корабль, с тремя мачтами и полным корабельным вооружением. Тащили громаду шестнадцать лошадей. Капитаном корабля был император Петр, он стоял на палубе в окружении морских офицеров.

Следом ехала гондола с императрицей в образе крестьянки со свитой, одетой по-арабски. Дальше шла процессия «неугомонной обители» (маскарадных шутов), они сидели в широких санях и были разряжены волками, журавлями и драконами.

Караван двигался до Москвы весь день, въехав через ворота, направилось к Кремлю под залпы пушек. Карнавал продолжался до воскресения и завершился грандиозным фейерверком.

Свадьба шута

Якоби В. И. "Свадьба в ледяном доме" 1878 год
Якоби В. И. "Свадьба в ледяном доме" 1878 год

Хотя императрица Анна Иоановна, как и ее фаворит Бирон, не любили русских забав, но устроить шествие на Масленицу были не прочь — чаще всего на масленичной неделе устраивали балы, на которых поданные были одеты в простонародное платье.

В последний год правления императрицы состоялось грандиознейшее шествие на Масленицу. Специально к этому времени на берегу Невы возвели ледяной дворец. Несмотря на относительно скромные размеры, это было настоящее произведение искусства. Дворец был полностью изо льда, украшенный снаружи, а внутри воспроизвели весь интерьер, вплоть до кроватей и ледяных дров возле камина.

Сначала планировали использовать ледяной дворец в гуляниях, но императрице пришла идея сыграть в нем свадьбу шутов. Торжество было предлогом, чтобы избавиться от двух шутов: князя Голицина, прозванного Квасником, и личной шутихи Анны Иоановны Авдотьи Бежениновой.

Князь, несмотря на богатство и происхождение, впал в немилость за вероотступничество. Находясь в Италии, он влюбился в молодую особу, но чтобы жениться, должен был принять католичество, что князь и сделал. Когда об этом прознали, князь попал в опалу, был должен вернуться на родину и занять унизительную должность шута при дворе. А что касается шутихи, она то ли надоела, то ли чем-то задела слишком обидчивую и подозрительную императрицу.

В день свадьбы состоялось грандиозное шествие, на которое собрался поглазеть весь Петербург. Возглавляла парад золоченая карета с десятью окнами, запряженная восемью неаполитанскими лошадьми в золотой сбруе и с плюмажами из страусиных перьев на головах. В карете восседала императрица, ее сопровождали 12 пеших гайдуков. Кучера были одеты в ливрейные шубы, украшенные галунами, в башмаки, шелковые чулки. Карету окружали пажи во французских кафтанах и 2 араба в золотистых шубах и белых чалмах.

За главной каретой ехал кортеж придворных, в нем, помимо прочего, ехали Елизовета Петровна и Анна Леопольдовна и, конечно же, фаворит императрицы всесильный Бирон, окруженный собственной стражей.

За каретами шел слон, утепленный по возможности. На нем сидел погонщик, и была установлена железная клетка, в которой, облаченные в бархатные одежды, сидели жених с невестой.

-4

За новобрачными шествовали народы Российской империи: остяки на оленях, новгородцы на козлах, малороссы на волах, чухонцы на ослах, татары на откормленных свиньях, финны на шведских лошадях, камчадалы на собаках, белоруссы, зыряне, ярославцы и прочие. Всего 150 самых разнообразных костюмов всех племен. Над процессией несся невообразимый шум, в котором смешивались крики животных, звуки колокольчиков и бубенцов и восторженные вопли толпы.

После шествия по городу был дан прием, где на обеде каждому представителю народов подали его национальное блюдо. После гости слушали музыку и плясали национальные танцы.

После окончания пира новобрачных отвели в ледяной дворец, где их заперли до утра. Расчет был на то, что князь и шутиха не переживут ночь и замерзнут — в тот год в Петербурге были сильные морозы.

Неизвестно, чем так прогневали императрицу шуты, но наказание было настолько суровым, что зароптали даже верные поданные. Но утром шуты оказались живы, правда, сильно замерзшие. Видно, не судьба была им умереть, но поговаривали, что хитрая Авдотья подкупила стражу, которая принесла овчины и полушубки.

Анна Иоановна, несмотря на всю свою власть, не решилась на еще одно наказание и отложила месть до лучших времен, но не успела — через некоторое время императрица скончалась. А вот князь Голицин и Авдотья прожили подольше и даже успели обзавестись потомством.

Щедрость торжествующей Минервы

Екатерина II старалась не отставать от своих предшественников и показать на масленичных гуляниях свою любовь к развлечениям. Так, на первую Масленицу в честь своей коронации императрица провела шествие «Торжествующая Минерва».

По городу ездил кортеж в маскарадных костюмах, который в лучших традициях итальянских карнавалов насмехался над окружающими, особенно приближенными к власти. В шествии обличались пороки общества: коррупция, казнокрадство, чиновничья бюрократия и другое — всё, с чем полная энтузиазма мудрая императрица собиралась бороться и уничтожать во время своего царствования. Но а пока на карнавальную толпу из 4000 участников и 200 колесниц потратили немало казенных средств.

После рождения первого внука Александра Екатерина в очередной раз проявила щедрость. Она устроила бриллиантовую Масленицу. Императрица устроила прием в на масленичной недели, который великолепием превзошел всё, что до этого видели даже искушенные гости. Десерты подавали в чашах, украшенных драгоценными камнями. После были устроены игры — тем, кому посчастливилось в них выигрывать, императрица дарила бриллиант. За вечер щедрая императрица раздала около 150 камней.

Так с размахом проводили Масленицу государи, у народа забавы хоть и были попроще, но вот размахом ничуть не уступали царским, но об этом в следующей статье.

Статья в рамках конкурса дзен "Приближается Масленица".

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.