Найти в Дзене

Антикварная загадка из слоновой кости

Предмет дня на сегодня: само собой, это резьба по кости, но что это такое, понятно не сразу. На самом деле, это очень нужная вещь на балу — портбукет, вот только целиком из слоновой кости встречаю впервые. Портбукет — это такой декоративный футляр для цветов. Раньше, когда дама отправлялась на бал, было принято, чтобы она получила от своего сопровождающего небольшой букет цветов. Для удобства эти цветы помещались в портбукет, имевший булавку и цепочку с кольцом, чтобы цветы можно было закрепить на платье во время танца. Некоторые портбукеты можно было установить на стол в виде небольшой вазочки, имелась в них и небольшая ёмкость для воды или влажного мха, а то и небольшое потайное зекральце или карне. Портбукет защищал ткань платья и перчатки от пятен, которые могли оставить стебли и листья. Этот аксессуар вошел в моду во Франции во времена правления Людовика XIV, а затем приобрел популярность во многих странах. И от неприятных запахов защищал, и использовался для секретных бальных зн

Предмет дня на сегодня: само собой, это резьба по кости, но что это такое, понятно не сразу. На самом деле, это очень нужная вещь на балу — портбукет, вот только целиком из слоновой кости встречаю впервые.

Портбукет, резьба по кости, Нидерланды, 1820 - 1830 гг. Длина 20,5 см
Портбукет, резьба по кости, Нидерланды, 1820 - 1830 гг. Длина 20,5 см

Портбукет — это такой декоративный футляр для цветов. Раньше, когда дама отправлялась на бал, было принято, чтобы она получила от своего сопровождающего небольшой букет цветов. Для удобства эти цветы помещались в портбукет, имевший булавку и цепочку с кольцом, чтобы цветы можно было закрепить на платье во время танца. Некоторые портбукеты можно было установить на стол в виде небольшой вазочки, имелась в них и небольшая ёмкость для воды или влажного мха, а то и небольшое потайное зекральце или карне. Портбукет защищал ткань платья и перчатки от пятен, которые могли оставить стебли и листья. Этот аксессуар вошел в моду во Франции во времена правления Людовика XIV, а затем приобрел популярность во многих странах. И от неприятных запахов защищал, и использовался для секретных бальных знаков: смотря куда закреплён, смотря какие цветы...

Королева Виктория с портбукетом в руке. Эдмунд Томас Пэррис, 1837 г.
Королева Виктория с портбукетом в руке. Эдмунд Томас Пэррис, 1837 г.

В нашем экземпляре булавка и цепочка с кольцом отсутствуют, скорее всего, они утрачены. Емкость для воды тоже не предусмотрена, ведь кость боится влаги. Несмотря на всю хрупкость материала, остальные части очень хорошо сохранились: шесть заострённых листиков вверху, названных в описании музея пальметтой, средняя часть набрана из точёных бусин, украшенных резными листьями аканта, лаконичная рукоятка и небольшое точёное резное навершие. Все это дополнительно декорировано гранёными стальными бусинами.

Обратите внимание, что в основании лепестков есть небольшое свободно скользящее колечко.

Стрелкой показано скользящее по лепесткам колечко
Стрелкой показано скользящее по лепесткам колечко

Если в футляр установить букет, то с помощью этого колечка и благодаря гибкости лепестков букет можно прочно закрепить в футляре. Видимо, хозяйка этого чрезвычайно дорогого аксессуара была не только богата, но и очень аккуратна. Не думаю, что слоновая кость как материал для портбукета выдержала бы интенсивное использование по сравнению с металлом. Чаще можно встретить рукоятку из слоновой кости, а, так сказать, «рабочая» часть всё же делалась из материала попрочнее. 

Пример портбукета с ручкой из слоновой кости. XIX век, Франция, длина 15 см.
Пример портбукета с ручкой из слоновой кости. XIX век, Франция, длина 15 см.

Пару слов о том, как это сделано. Конечно же, не из цельного куска кости, а собрано из нескольких частей. Во-первых, все лепестки вырезаны отдельно. Они установлены в центральную часть, эта часть от лепестков до тонкой рукоятки цельная, её форма сделана на токарном станке, а потом на ней вырезали орнамент и добавили бусины.

Стрелками отмечены места стыков деталей. Это то, что можно увидеть по фото. Возможно, что центральная часть тоже составная.
Стрелками отмечены места стыков деталей. Это то, что можно увидеть по фото. Возможно, что центральная часть тоже составная.

Отдельно выточена на токарном станке палочка для рукоятки и оконцовка. Затем все эти части после окончательной доработки и полировки были собраны на деревянные или даже металлические шканты. Кость достаточно прочна, чтобы выдержать вес букета. Совершенно непонятно, как все это должно было крепиться к платью, на фото из музея не видно никаких крепежей или их следов. Может, они совсем не сохранились или не попали в кадр в этом ракурсе. Может быть, какое-то колечко было на конце навершия, там заметно отверстие в бусине.

Стрелкой отмечено отверстие. Может, там было кольцо с цепочкой, а может, там просто были такие же бусины, как на остальной резьбе.
Стрелкой отмечено отверстие. Может, там было кольцо с цепочкой, а может, там просто были такие же бусины, как на остальной резьбе.

Этот портбукет похож на цветок и красив сам по себе, как художественный объект. Наверное, он великолепно смотрелся с какими-нибудь белыми цветами. Удивительно, что для его изготовления использовали такой хрупкий материал. 

Впрочем, резные веера еще более хрупки, но в музеях их сохранилось довольно много. 

©Татьяна Артюхова

*по материалам Рейксмузеум (Нидерланды)

🪷🪷🪷

В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.

💕Подписывайтесь, если было интересно!

🪷🪷🪷

Наш сайт с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы

Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:

Артюховы Даниил и Татьяна