Найти в Дзене

Жить с миром как новобрачные

Кадр из спектакля "Самое важное", мастерская Петра Фоменко
Кадр из спектакля "Самое важное", мастерская Петра Фоменко

На днях посмотрела спектакль “Самое важное” в мастерской Петра Фоменко, поставленный по книге Михаила Шишкина “Венерин волос”.

Спектакль построен как коллаж. В нем разнообразные темы сплетаются, расходятся, окликают друг друга: беженцы из бывших братских республик, любопытствующие туристы в Риме, Тристан и Изольда, Дафнис и Хлоя, гимназисты и Ксенофонтовы эллины, школьная училка Гальпетра и знаменитая исполнительница романсов Изабелла.

Здесь прошлое разговаривает с настоящим, неотправленные письма оживают, а люди становятся рассказанными ими историями.

Повествование идет от переводчика в службе миграции в Швейцарии. Он переводит интервью с беженцами. Нестрашных историй там не рассказывают. Герой романа, “министерства обороны рая беженской канцелярии толмач”, оказывается переводчиком между двумя мирами. Что было на самом деле, никто никогда не узнает. Но рассказанные истории, слова рождают действительность и решают судьбу. Автор размышляет о преодолении смерти любовью, преодоление через слово. Язык – единственное средство воскрешения. В ветхозаветном апокрифе написано: “И словом был создан мир, и словом воскреснем.”

Венерин волос – многолетнее растение. Где-нибудь на юге, в Риме, в Вечном городе, где завязываются узлом все линии романа, это сорная трава, а в России зимой без человеческой любви и тепла оно погибнет. В романе это растение становится богом жизни, хрупкой, но и всесильной. Венерин волос рос на семи холмах до мимолетного вечного города и будет расти после.

М. Шишкин рассказывает легенду об узнике, приговоренном к пожизненному заключению в одиночке. Узник годами черенком тюремной ложки царапал на стене лодку. И вот однажды ему принесли, как обычно, воду, хлеб и баланду, но камера оказалась пустой, а стена чистой. Он сел в свою нацарапанную лодку и уплыл.
Вот и “Венерин волос” – это лодка. Нужно так оживить слова, пишет автор, чтобы лодка стала настоящей, чтобы в нее можно было сесть и уплыть из этой жизни-одиночки туда, где нас всех любят и ждут.

Шишкин приходит к выводу об относительности всего сущего, о правдивости всех в мире историй, которые с кем-то когда-то да происходили, и о том, что добро и зло в мире компенсируют друг друга.

Не буду подробно рассказывать сюжет. Может быть вам захочется посмотреть спектакль или познакомиться с книгой. Приведу несколько цитат из его книги.

Кадр из спектакля "Самое важное", мастерская Петра Фоменко
Кадр из спектакля "Самое важное", мастерская Петра Фоменко

Весь мир - одно целое, сообщающиеся сосуды. Чем сильнее где-то несчастье одних, тем сильнее и острее должны быть счастливы другие. И любить сильнее. Чтобы уравновесить этот мир, чтобы он не перевернулся, как лодка.

Чем больше смерти кругом, тем важнее ей противопоставить жизнь, любовь, красоту!

Наоборот, в любую минуту может измениться даже то, что уже было. Каждый прожитый тобою человек меняет все предыдущее. Вопросительный или восклицательный знак имеют силу перевернуть и фразу, и судьбу. Прошлое – это то, что уже известно, но изменится, если дожить до последней страницы.

Это только расстояние между пунктами А и Б проходят километрами, а жизнь проходят людьми, нужно вбирать людей внутрь себя, и все, которых ты любил, никуда не исчезают, они живут в тебе, ты состоишь из них. Это и есть порождение жизни.

Назови это любым другим словом – тем же путником, или пыльцой, или Богом, или вот хотя бы той же сороконожкой. В одном измерении она спряталась под кирпичом между набухшими, тяжелыми от дождя флоксами, а в другом – она везде. Любовь – это такая особая сороконожка размером с Бога, усталая, как путник, ищущий приюта, и вездесущая, как пыльца. Она надевает каждого из нас, как чулок. Мы сшиты под ее ногу и принимаем ее форму. Она ходит нами. И вот в этой сороконожке мы все едины. У нее не сорок ног, а столько, сколько у человечества. Она состоит из нас, как из клеток, каждая клетка – сама по себе, но может жить только одним общим дыханием. Просто мы не осознаем, что живем в невидимом и неосязаемом четвертом измерении, которое и есть сороконожка-любовь, а видим себя только в третьем – как та раскатанная по дороге кошка, которая на самом деле жива и ловит лапой снежинки.

Ты мне кого-то напоминаешь. Одну девушку, которую я знал много лет назад. Но неважно, ее больше нет. Один раз мы с ней поругались, даже не помню из-за чего, наговорили друг другу много больных слов, и она ушла, швырнув в меня книжкой. А потом через полчаса вернулась и тихо сказала: «Надень свитер наизнанку!» Я ничего не понял, только смотрю, что свитер на ней надет наизнанку. Я спрашиваю: «Почему?» «В детстве бабушка мне говорила, что если в лесу заблудишься, то нужно переодеть платье наизнанку, чтобы найти дорогу». Я надел свой свитер наизнанку, и действительно, вдруг все злое и жестокое, что накопилось между нами, куда-то исчезло, и мне захотелось так обнять ее, стиснуть, чтобы никогда больше из рук не выпускать.

Ничто не пропадает в этом мире… Когда перестают любить одного, привязанность немедленно переносят на другого − даже не сознавая этого, а когда думают, что никого не любят, − это просто ошибка. Если даже не любишь человека, любишь собаку или мебель, и с такою же силою, только в иной форме.

Моя любовь, какая она у меня будет, зависит только от меня: как Шекспира играют тысячи актёров, и только от них зависит, что даст Шекспир, так и любовь − может дать много, а может ничего не дать, только отвращение, и нужно иметь особый талант любить, одарённость в любви.

Нужно жить с миром, как новобрачные, влюбляться в эту жизнь каждый день, потому что новобрачные полны любви и на все смотрят как в первый раз. Нужно провести всю жизнь в медовом месяце и выходить замуж за все - за дерево, за небо, за книги и всех на свете людей, за красивый цветок, даже вот за этот морозный воздух из форточки.

Мой телеграм-канал "Заметки психотерапевта"

Уточнить условия работы со мной и записаться на консультацию можно на сайте

#смыслжизни #ценностижизни #любовь #самоеважное #психотерапия #психоанализ