Прославленный хит-мейкер Юрий АНТОНОВ сегодня отмечает своё 80-летие; в 2013 году музыкант пришёл в студию «ПРАВДЫ-24» чтобы пропиарить свой юбилейный концерт, но крайне удачно пропиарил приютскую кошку Боню, которая осваивала тем вечером территорию канала «Москва 24» (видео - внизу). Собственно, с этого и начали нашу беседу.
– Добрый вечер, Юрий. Вы уже познакомились с кошкой Боней. Мы её постараемся пристроить.
– Ну, Боня – чисто мужское имя. Как она у вас оказалась?
– Принесли сердобольные… Мужская кличка? Ну почему? У Beatles была песенка My Bonnie. Там что-то такое, любовное признание, кажется. Это у вас кобель.
– У меня собака Боня, да. Мне его перебросили через забор. Я приезжаю с концерта, ночь была. Захожу на свой участок, смотрю, стоит собака. Думаю, что такое? Откуда взялась? Поводок. Все дела.
– А с поводком прямо перебросили?
– Да. С поводком, с записочкой.
– Денег не предложили на корм? Я знаю, что у вас же в усадьбе какие-то чудо-павлины, какие-то необыкновенные птицы обретаются.
– Это есть, да, да. Понимаете, они украшают мою жизнь. А когда я после общения с огромным количеством людей (я имею в виду концерты) приезжаю домой, мне очень комфортно. Тишина, животные. Класс вообще. Я получаю огромное удовольствие от общения с животными. Это как-то успокаивает. Потому что концерт – это, это, как бы вам сказать, нервная достаточно атмосфера.
– То есть у вас отдача идёт, да, вы отдаёте?
– Очень сильно, да. Я после концерта очень устаю. Не знаю, кто от кого подзаряжаются. Но, во всяком случае живность моя влияет очень положительно на меня. У меня сразу хорошее настроение возвращается.
– От собак-то я могу понять. А от куриц как можно подзаряжаться?..
– Откуда вы знаете про куриц?
– Знаю. Курицы, петушки…
– Мы воспринимаем куриц как что? Как, ну, такой материал для обеда. А я рассматриваю их немножко по-другому. У меня есть некоторые образцы чрезвычайно редкие.
– А они откуда берутся? Из зоомагазина?
– В магазинах куры не продаются. Есть такие определённые люди, которые привозят их откуда-то, не знаю.
– Дилеры, ясно. То есть это экзотика какая-то?
– Ну, конечно, экзотика. Птички эти очень смешные. И чрезвычайно интересные. Я воспринимаю их не как куриц, а как животных, которые доставляют мне радость. Они разговаривают со мной. Они бегают за мной. Двух курочек моих зовут Галочка и Любочка! Они понимают язык. Если я позову, например: Галочка, иди сюда! Она бежит ко мне.
– А сколько они живут? Какая продолжительность жизни?
– Они у меня года полтора. А какая у них продолжительность жизни, мне трудно сказать.
– А вы же всё время в разъездах. Кто же за ними ухаживает?
– Есть у меня помощники, которые присматривают за ними, кормят их, убирают за ними.
– Я что-то запутался в вашей ситуации. Все эти животные находятся в Грибово, да? А вы живете в Новопеределкино.
– Нет, они и там и там есть.
– А почему вы на два дома живёте, что это такое?
– Нет времени переехать.
– То есть в новый дом нет времени переехать? Потому что всё время концерты, корпоративы, гастроли?
– Да, очень много концертов. Я практически живу в самолёте. Причём летаю по всему миру. Очень часто езжу в Италию. Очень часто в Америку.
– На ваши концерты приходит русскоязычная публика или это необязательно?
– В основном, конечно, русскоязычная. Те, кто живёт там, кто просто проводит свои мероприятия какие-то вдали от Родины. Чтобы, так сказать, недремлющий глаз не увидел, что происходит и как происходит…
– Я почему спросил? Потому что ваши хиты мелодичны. Очень напоминают на самом деле итальянские песни. Вообще гармоничный рисунок русской музыки и итальянской весьма схож, по-моему.
– Ну, да.
– И поэтому, мне кажется, вас бы могли бы слушать в Италии местные тоже.
– Понимаете, в чём дело? Это сложный вопрос. Вообще для русского артиста работать на Западе в коммерческом проекте очень сложно. Практически невозможно.
– Однако «Парк Горького» работал же в Америке.
– Но «Парк Горького» – это исключительная история. И где сейчас «Парк Горького»? Его и нету. И очень хорошо, что его там нету. Потому что «Парк Горького» – это замечательные музыканты. А то бы мы потеряли Сашу Маршала. Понимаете? А я дружу с ним. И он мне, действительно, чрезвычайно нравится.
– Он вам нравится как музыкант или как человек?
– Знаете, в нём соединились все положительные качества – и человека, и музыканта. Он – замечательный музыкант, певец прекрасный, с удивительным тембром. И, конечно, очень хороший человек. Мы с ним общаемся с радостью, можно сказать так. Чего не скажешь о других более молодых музыкантах, которые, мне кажется, ненавидят друг друга. В моей среде, в моей возрастной категории, ну, может быть, чуть помоложе, у нас ненависти друг к другу нет. У нас общение очень хорошее: с Олежкой Газмановым очень приятные отношения, с Игорем Николаевым. Да я мог бы назвать многих своих коллег-приятелей.
– Но мне кажется, что здесь же ещё такой момент есть личностный. Вы ведь очень многим помогли. Вот я недавно беседовал с Женей Маргулисом, он рассказывал, что вы прямо буквально в какой-то момент его спасли. У вас Укупник начинал на бас-гитаре, Володя Матецкий. Вы же очень многих людей поддерживаете.
– Витя Зинчук ещё. Я со всеми остался в очень хороших отношениях. Очень уважительно отношусь к ним. И я чувствую, что и они ко мне относятся с уважением. И поэтому у нас у всех в музыкальном смысле судьба сложилась положительно. И Володя Матецкий прекрасно себя чувствует, хороший композитор. Аркаша Укупник прекрасный композитор. Да я бы назвал массу людей, моих друзей…
– Смотрите, это действительно очень крепкие сочинители. Но у них у всех суммарно не наберётся столько шлягеров, сколько у Антонова.
– Давайте не будем об этом говорить.
– Нет. Но это же определяется арифметически. Рейтинг. Это же не то, что умозаключение каких-то музыкальных критиков. И к вопросу о молодых. Вам не приходило в голову сделать, может быть, с какими-то там, я не знаю, ди-джеями обработки ваших хитов для того, чтобы новое поколение узнало эту мызыку?
– В голову не приходило. Я должен вам сказать, что они это дело делают без моего ведома.
– Так это хорошо. А ведь это надо организовать, чтобы было всё официально. Выбрать какого-нибудь достаточно близкого вам по духу музыканта молодого, сделать аранжировки. Совершенно современные. Аранжировки вещей, которые моё поколение знает, допустим, а поколение моих детей – уже нет.
– Вы понимаете, в чём дело? Времени на себя не хватает. Это нереально сегодня. Просто нереально.
Ну и чтобы два раза не вставать ©, его сегодняшнее интервью моим коллегам (чтобы закольцевать тему кур)
— Вы как-то упоминали, что в России нет и не было рок-музыки…
— Рок-музыка, конечно, была, но не в полной мере. Она строилась на энтузиазме. На чём строится рок-музыка в мире? Первое — энтузиазм, второе — материальная выгода. Если ты пробился, ты можешь обеспечить себя на всю жизнь.
Материальная сторона касается и владения инструментами, потому что для того, чтобы владеть инструментами, надо иметь возможность их приобрести. У нас только в последние годы в свободной продаже появились гитары, усилители, синтезаторы — всё, что сопутствует эстрадной, поп-музыке, рок-музыке. А раньше было тяжело купить даже приличную гитару. Я не говорю о поделках из ГДР, из Чехии — это были не профессиональные инструменты. На них можно было учиться, но добиваться успеха все хотели на любимых Fender или Gibson. В ту пору это было очень дорогое удовольствие — оно и сейчас недешёвое. Но сейчас можно купить любой инструмент, разница в этом.
- — Какие исполнители, в том числе зарубежные, в этом жанре заслуживают внимания?
— Из зарубежных исполнителей мой любимый гитарист — Марк Нопфлер. Я недавно получил в подарок его виниловый альбом и компакт-диск. Это, конечно, удивительный, выдающийся музыкант, владеющий инструментом.
Легендарную группу Dire Straits Марк Нопфлер основал с братом Дэвидом и приятелями Джоном Иллсли и Пиком Уизерсом в 1977 году. Этому предшествовало участие в разных кантри- и фолк-бэндах и поиск собственного стиля. Сольная карьера музыканта после распада Dire Straits оказалась вполне успешной. Среди знаковых песен этого периода: «What It Is», «Rudiger», «Sailing to Philadelphia» и «Speedway at Nazareth». С 1980-х Марк Нопфлер также работает над саундтреками к фильмам. Среди самых известных — композиции к картинам «Местный герой» (1983) и «Плутовство» (1997).
За рубежом очень много хороших музыкантов, особенно гитаристов, да и других — владеющих барабанами, бас-гитарами, синтезаторами, оргáнами. Они стремятся к определённым целям: известности, хорошим продажам и, конечно, к материальному благополучию. Как бы кому-то ни хотелось утверждать обратное.
Мой приятель Сергей Мазаев — замечательный музыкант, который, кстати, увлекается классической музыкой. У него есть небольшой струнный ансамбль, вместе с которым он исполняет очень длинные произведения на кларнете. И в то же время у него очень хороший, достаточно большой оркестр, который играет рок и полуджаз, полу-поп-музыку — свойственный ему жанр. Я был на концерте, и мне очень понравилось. Есть ещё много хороших музыкантов.
Сейчас у нас эфир заполонили в основном молодёжные группы, я мало кого из них знаю, практически их не слушаю. Мне они малоинтересны, потому что это не инструментальные группы. Меня прежде всего интересует, как сделана аранжировка, есть ли там соло-гитары или инструмент, который помогает песне звучать лучше. А там кругом синтезатор и искусственно сделанная музыка. Я не хочу сказать, что это плохо. Некоторые произведения очень удачные. Их любит молодёжь — дай бог им здоровья, но это не конкуренты настоящей поп- и рок-музыке.
— Сейчас в России перезапускают конкурс «Интервидение», его называют альтернативой Евровидению. Можно ли считать участие в подобного рода конкурсах знаком качества?
— Знаком качества — нет, но президент сделал правильный ход. Нас отстранили от Евровидения — хотя я последние несколько лет вообще не смотрел этот конкурс. Сейчас трудно сказать, как пройдёт Интервидение. Мы увидим, услышим первый его вариант и сделаем выводы.
У нас давно не было такого международного конкурса, куда приехали бы представители разных дружественных стран и показывали, на что они способны. И наши молодые исполнители начнут с ними соревноваться. Это очень хорошо.
— Давно известно, что у вас дома много животных. Скажите, откуда такая любовь к братьям нашим меньшим?
— У меня живёт много разных животных — кошек, котов, собак. Я сам по гороскопу Петух, вот у меня в доме живёт красавец Петька — орёт как безумный. Слава богу, дом большой и слышно только отголоски. У Пети был специальный домик, но он поранил ногу, и я взял его домой лечить. Ногу вылечили, а он остался в доме.
Знаете, какая любимая еда у кур и петухов, а ещё у гусей и уток? Виноград. Теперь мне приходится по 3 кг покупать через каждые три-четыре дня.
— Что вам даёт присутствие животных? За что вы их особенно цените и любите?
— Расслабление. Животные помогают забыть о трудных моментах жизни. Приходишь к ним — они кукарекают, гавкают, мяукают, — да и всё нормально.