Завод и посёлок.
Ладно, что всё про меня да про меня теперь расскажу я вам про посёлок и про завод, потом уже и про батальон. По правде сказать это была не моя "малая родина". Приехали мы туда уже когда я закончил четыре класса. Родители мои были учителями, но преподавали они у себя на родине, в Оханском районе Пермской области. Ну и вот решили перебраться в город и начала мама искать место учителя в городе и как-то судьба завела её этот посёлок (в РОНО сказали, что там есть место в школе), который собственно говоря входил организационно и территориально в состав одного из районов города Перми. Приехала она в местную школу и уже побеседовал с директрисой и её согласились взять учителем химии или биологии. Но вот тут говорит, увидела я на поселковой доске объявлений, что требуется на должность пожарного инспектора люди с высшим образованием и телефон начальника пожарной части. Созвонилась, встретилась, побеседовала и поступила к ним на службу на этот секретный завод в охраняющею его Военизированную пожарную часть. Надо сказать что в те времена в СССР пожарные были не все одинаковые, как в том лесу где звери равны между собой но некоторые звери ровнее других. На таких вот особо секретных опасных объектах (Чернобыльская АЭС например) были непростые пожарные, а военизированные назывались эти части ВПЧ - Военизированная пожарная часть и были у них своё управление и входили они в структуру МВД. Все кто там работал имели звание как в милиции, не воинские, а ведомственные, соответственно получали больше чем в обычной пожарной охране. Носили форму как у Внутренних войск, только в петлицах вместо общевойсковой эмблемы (прозванной "Сижу в кустах и жду награды") была эмблема "Молоток и разводной ключ". Так как у неё было высшее образование то ей почти сразу присвоили звание лейтенант, а отец так как пришёл из армии ефрейтором, то стал младшим сержантом. Вот и рос в сержантских званиях, пока в начале восьмидесятых они заочно закончили Свердловское пожарно-техническое училище МВД СССР, тогда и ему присвоили лейтенантское звание.
Продали родители корову, тёлку, кур, мотоцикл ещё и денег заняли и купили небольшой домик с участком на самом въезде посёлок, аж за 3500 рублей. Сначала то я, будущий пятиклассник ничего не знал, куда меня привезли и где-то буквально в первую неделю, еще было лето, до школы (там то мне бы всё рассказали), находился я дома и услышал какой-то рёв и гул. Выбежал на улицу, а над лесом поднималась рыжее облако, почти грибовидное. Что мог тогда подумать советский школьник, да что угодно. Первое, что в голову пришло, началась ядерная война! Я стоял и смотрел, но ни световой вспышки, ни ударной волны я не дождался, рёв прекратился и облако унесло куда-то ветром, но не в сторону посёлка. Вечером родители пришли с работы, я им даже рассказать побоялся, а мама спросила - Видел сегодня ПУСК?
Я покивал, а она поведала мне следующую историю, что там в лесу, где они работают находятся завод который называется - Производственное объединение "Нефтегаз". И что там, что-то, когда-то иногда, излишние продукты какого-то нефтегазового производства сжигаются, то они горят с таким шумом и выделяют такие странные газовые облака, жёлтого цвета. Это она мне сказала на случай, если ко мне какие шпионы придут и спросят - А что это у вас тут такое? Потом же, по секрету сказала, что никакие это не нефтегазовые продукты, а на заводе испытывают ракетные двигатели для космоса и для наших ракетных войск. Вот об этом я никому не должен рассказывать, потому что это страшная государственное тайна! Соответственно все эти варианты знал весь народ живущий в посёлке, а жило там почти 10 тысяч человек, и все об этом были в курсе (даже в школе, в начальных классах детям доводили версию про "нефть и газ"). Потому, что большая часть взрослого населения и работала на этом заводе. Кроме завода, так сказать градообразующего предприятия была ещё железнодорожная станция, торговля, школа, клуб, дом быта, милиция и пара детских садиков, ну и строители которые строили дома в посёлке. Потом появились, ещё какие-то настоящие газовики, которые занимались газопроводами, вот и всё производства нашего посёлка. Ну и конечно батальон Внутренних войск. Сейчас то я промерял, по карте в интернете расстояние от испытательного стенда до моего дома, напрямую через лес было оно меньше 4 км. Посёлок же был от Перми в 45 минутах езды от автовокзала на пригородном рейсовом автобусе и в часе езды на электричке. Ну и до того как меня забрали в армию я прожил там 8 лет, закончил школу и больше года работал на этом заводе токарем.
В пятидесятых годах прошлого века когда началось строительство "Камской ГЭС" в зону затопления попало несколько деревень и даже прибрежная железная дорога, дорогу проложили по новому месту и появилась там станция железнодорожная, вокруг неё и расселили большинство жителей из затопленных деревень, так и образовался этот посёлок. Сначала он был железнодорожный, вот уже в начале шестидесятых годов когда на Пермском авиационном заводе началось производство ракетный двигателей, тогда видимо там и был создан испытательный стенд для них. Потом он разросся и превратился в настоящий завод. Я например работал в цеху в котором точил детали для каких-то жаток или комбайнов, хотя в этом же цеху было участок космический, где вытачивали что-то такое круглое большое, на каких-то совершенно офигенных станках причём те кто на нём работал получали надбавку "космическую".
Также в шестидесятых годах, видимо по решению партии и правительства всех цыган какие кочевали по просторам Союза начали приучать оседлой жизни, поэтому всех кого поймали в Пермском крае поселили в этот посёлок, у цыган даже была частушка:
Дорогой ты наш Хрущёв, ясъненькие очи.
Всех цыган сослал в (название посёлка), а евреев в Сочи.
Жили то они оседло, но нигде не работали, дети ходили только в начальные классы, потом школу бросали, женщины ежедневно ездили в Пермь на рынок, чем-то торговать, гадать и воровать. А чем мужики занимались вообще непонятно. Как это можно было совместить в одном месте секретный завод и цыган, до сих пор удивляюсь, но продать секреты Советского Союза они видимо не могли, за отсутствием покупателя. Помимо частного сектора была и многоэтажная часть посёлка. С начала шестидесятых строили трёхэтажные кирпичные дома, потом они стали строиться пятиэтажные и к нашему туда приезду ежегодно завод строил один пятиэтажный панельный корпус, примерно из шести подъездов. Каждый год по дому для работников завода, соответственно Батальон Внутренних войск получал квартиры в этих домах, но я думаю квартиры были служебные, если офицера или прапорщика переводили в другое место службы, то он должен был сдать эту квартиру воинской части. Ну помимо жилых домов было ещё общежитие для неженатых работников. Людей на завод возили на поезде, первый год когда мы там жили его ещё таскал паровоз, потом его заменили тепловозом. Где-то за полчаса от железнодорожной станции поезд доходил до завода. По этой железнодорожной ветке на завод доставлялись все материалы и продукция, ну соответственно всё и вывозилось с завода тоже по ней.
Но были конечно ещё и автобусы, на них обычно ездили управленцы и администрация, потому что здание заводоуправления имело отдельной вход и отдельное КПП, не там где рабочие сходили с поезда. На фотографии ниже, слева от кирпичный будки охраны, за ней видно трёхэтажное здание администрации. За прошедшие более чем 40 лет там конечно всё поменялось, не знаю продолжают ли сейчас там испытывать ракетные двигатели. Тем более на "гептиле" и "амиле", возможно завод занимается совсем чем-то другим, на его сайте есть информация про двигатели к ракете "Ангара". Но завод по-прежнему охраняется, хотя уже не Внутренними войсками, а какой-то вохрой либо ЧОПом. По прежнему это закрытая территория, предприятие входит в холдинг "Пермские моторы". Наверное у нас уже нет больше двигателей ракетных которые работают на гептиле и таких испытаний там больше не бывает, но я не ракетчик (я же не поступил в Пермское училище ракетный войск), поэтому могу и ошибаться.
Есть он теперь этот завод на спутниковых картах и вот на фотографии выше даже в открытых источниках выложены кадры с видеорегистратора какой-то машины которая там ездила, можно посмотреть на изображение корпусов и видно запретную зону с колючей проволокой которая по периметру, по прежнему охраняемая. Даже есть сайт данного предприятия у которого теперь конечно совсем другое название, там расписана немножко его история, про то что там испытывались двигатели ракетные, которые помимо ракет стратегического назначения ещё и использовали ракетоносители "Протон". Насколько я понял из открытых источников сами двигатели на заводе не делались, туда они привозились либо на испытания, может быть не все какие то несколько штук из произведённой партии, либо с ракет снятых с боевого дежурства. За всё время, что я там жил может несколько раз в месяц происходили вот такие пуски, иногда долгие, длинные на несколько минут, а иногда буквально несколько секунд и потом пшик, наверное что-то было с теми двигателями не так. Ну и как теперь уже всем известно это ракетное топливо один из компонентов которого был так называемый гептил, а вторым амил было страшно токсично и смертельно опасно для здоровья. Вот что пишет Википедия: "Используемое топливо - В качестве компонентов топлива во всех ступенях ракеты используются несимметричный деметилгидразин (НДМГ или «гептил») (CH₃)₂N₂H₂ и тетраоксид азота N₂O₄ (АТ или «амил»). Самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить её надёжность. В то же время компоненты топлива являются весьма токсичными и требуют крайней осторожности в обращении".
Почему это я всё вам рассказываю, просто Вы должны понять, как работали люди на таком предприятии и как Внутренние войска охраняли такое предприятие. Уже при поступлении на завод все проходили инструктажи, от пожарной охраны и по технике безопасности, изучали устройство противогаза и тренировались в его использовании. Доводились сигналы оповещения о всех возможных опасностях и куда бежать, где убежища. Куда можно ходить, а куда нельзя, сейчас уже не помню но наверное ещё и подписывали какие-то документы о не разглашении государственной и военной тайны. На заводе конечно у каждого сотрудника имел противогаз, у любого сотрудника в любом цехе, я работал в совершенно не секретном цехе в котором производились какие-то сеялки и жатки у нас были у всех противогазы. Был очень мощный контроль за техникой безопасности, целый отдел настоящих инспекторов по ТБ, а не как во всех советских заводах, для отписки. Помимо этого пожарная охрана тоже была очень продвинутая, и занималась своим делом, если какого-то сотрудника поймали где-то с сигаретой, то сразу штраф. В первые же дни моей работы, почти все мои коллеги по цеху мне говорили - А вот твоя мама (или папа) меня оштрафовали, блин за курение в неположенном месте! Ещё была своя химическая лаборатория которая постоянно брала пробы из воздуха, воды и с окружающей местности. Насколько я понял где-то в шестьдесят четвёртом, или шестьдесят третьем годах была какая-то нештатная ситуация, когда может быть и без жертв но пострадавшие были. Как я узнал об этом, а вот сначала обратил внимание, что некоторые одноклассницы моего возраста, из четырёх классов нашей параллели имеют проблемы со здоровьем. У девчонок были проблемы с лишним весом, и конечно мама моя которая знала всю обстановку на заводе, в силу специфики работы пожарным инспектором как то раз меня и просветила. Рассказа мне, что их мамы получили видимо какую-то небольшую дозу отравления и поэтому у них проблемы не помню то ли с щитовидкой, или поджелудочной. Ну в каждом классе были девчонки матери которых будучи беременными попали где-то под облако гептила. Не знаю всё это было конечно на уровне слухов, медсанчасть на заводе была своя еще и поселковая поликлиника, врачи должны были быть в курсе. Как говорится - "нет дыма без огня", во всяком случае люди об этом шептались. Мама моя из особенностей работы, как она говорила три раза вдохнула гептила, в результате первый инсульт у неё случился в начале девяностых. Пришлось даже заново учиться ходить и говорить, а какой-то московский профессор сказал ей - "Если ты была бы мужиком, то давно бы померла, а женщины они живучие как кошки". Она знала всех сотрудников которые работали там, на пусковой испытательной станции, "Шестой цех" кажется это называлось, так вот до пенсии они конечно доработали, но на пенсии прожили недолго.
Да такое производство конечно нельзя было размещать в городе, поэтому видимо и выбрали эту местность, во всяком случае по прямой до окраины Перми было километров 10, рядом железная дорога. Да и сами условия местности были подходящие, лес был изрезан очень глубокими логами по которым текли речки в сторону реки Чусовой, вот этот испытательный-пусковой стенд и был расположен прямо над одним из довольно-таки глубоких логов. Видимо чтобы все эти газы уходили куда-то в сторону от населённых пунктов, потому что между городом и заводом была только тайга.
Ну и до того как я попал туда на стажировку несколько раз нас курсантов возили на занятия, где нам показывали конкретно службу караула, в этот батальоне мы бывали то есть всё это было нам знакомо.
P.S. Дорогие подписчики и читатели здесь я опять прервусь, буквально через несколько дней продолжу. Обещал к 23 февраля продолжение, вот сколько успел.
Продолжение:
Начало этой статьи по ссылке ниже:
Ниже две ссылки на мои статьи,про то где мы жили до приезда в этот посёлок, в одной детские воспоминания моей матери о встрече с НЛО, в другой рассказ как деревенский Колдун хотел передать отцу свою колдовскую силу:
P.S. Автор пишет, как умеет.
Автор не врёт и не придумывает.
Всё что можно проверить через поиск в интернете перепроверяю.
Что забыл, вспоминаем коллективно с однокашниками.
Подпишитесь на мой канал обещаю ещё много интересного.
Следующий рассказ, стажировка на 4-м курсе - ПРОДОЛЖЕНИЕ-2.
Все мои рассказы про учёбу в ПВВКУ по ссылке ниже: