Найти в Дзене
Специально для RT

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — это основной маршрут транспортировки нефти из Казахстана

Олжас Байдильдинов, член Валдайского клуба, член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть» @baidildinovoil

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — это основной маршрут транспортировки нефти из Казахстана на мировые рынки, в частности европейские. И я хочу подчеркнуть, что это не только казахстанская нефть. Да, в самом КТК есть перевалка и российской нефти в том числе. При этом в 2024 году через морские терминалы КТК было перевалено около 54 млн т казахстанской нефти, но это не означает, что эта нефть принадлежит именно Казахстану. Из всей добываемой казахстанской нефти порядка 67% принадлежит американским и европейским добычным компаниям, и Казахстан ею не распоряжается. Они могут транспортировать и поставлять её куда угодно, хоть на Луну.

Да, у Казахстана есть определённая доля, но совсем небольшая — 10—20%. С учётом того что средства в КТК вкладывали и западные компании, с самого начала СВО консорциум был, скажем так, за скобками всех конфликтов и выведен из-под всех западных санкций.

Поэтому то, что произошло сегодня, — это своеобразный сигнал, который Украина посылает именно американским и европейским компаниям. Потому что это не военная цель, в этой атаке нет никакой военной логики: нефть КТК не идёт на передовую, она не поставляется на российские НПЗ — она идёт в Европу, на те же самые НПЗ американских и европейских компаний, которые занимаются добычей здесь, в Казахстане. Мало того, эта нефть ещё и конкурирует с российскими поставками.

Но сейчас Украина обиделась — её не приглашают на переговоры, делят её редкоземельные металлы, поэтому иначе как предупредительным месседжем в адрес своих европейских и американских «партнёров» сегодняшнюю атаку не назовёшь.

Стоит отметить, что в Казахстане ведь широко распространены проукраинские настроения. Все эти годы наши СМИ писали, что Россия якобы плохая и надо помогать Украине. Но вот сейчас Украина «отблагодарила» нас — она атакует нашу нефть, с которой мы получаем налоги, экспортную выручку. Но, к сожалению, сейчас все эти СМИ, все лидеры общественных мнений почему-то молчат по этому поводу. Наоборот, начали звучать совершенно абсурдные обвинения в адрес России, дескать, она плохая, потому что не может защитить нашу нефть и нефтепроводы.

Я весь день выступаю в эфирах и пытаюсь объяснить, что КТК — это 1,5 тыс. км трубопроводов. Нанести удар по нему можно на любом участке и в любое время. Да можно просто приехать, условно говоря, на машине, заложить мину, уехать и потом кого-то здесь обвинять. И в данном случае вопрос не в том, кто защищает, правильно или неправильно защищает, вопрос в том, кто атакует. Это важнее, наверное. Но и здесь звучат голоса, что ещё надо доказать, что это украинские беспилотники были. Хотя чьи ещё они могут быть? Ну не американцы же сами себя атаковали.

Естественно, на мировые рынки эта атака в целом не повлияет, но, конечно, это очень тревожный сигнал.

Характер повреждений мне пока неизвестен, КТК не размещал каких-либо фото- или видеоматериалов. Но это понятно — всё-таки военная разведка, и я согласен, что здесь нужна определённая секретность. Что касается каких-то долгосрочных последствий, я думаю, что в целом они устранимы, потому что у любого крупного нефтегазового объекта в любом случае есть некоторое количество нужных материалов, запчастей и так далее. Но проблема в другом. Если эти атаки станут регулярными — такими же, как, например, налёты украинских БПЛА на объекты нефтегазовой отрасли России, — тогда это действительно может создать проблемы для КТК.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.