Многие автолюбители привыкли считать, что руководство АвтоВАЗа годами выпускало устаревшие модели, не заботясь о потребностях рынка. 30 лет клепать морально устаревшую «семёрку», кое-как собирать «десятки», «Самары» и другие модели — такая картина закрепилась в сознании многих. Но мало кто знает, что на АвтоВАЗе директора и конструкторы всерьёз задумывались о судьбе автопрома и его будущем.
И я сейчас говорю не про затмившую все информационное поле "Искру" и всевозможные вариации "Весты" в разных кузовах. Дело было немного раньше. В начале 2000-х годов предполагалось заменить давно устаревшую "Классику" чем-то более свежим, но не менее простым и понятным для российских автолюбителей.
Не открою для вас тайны, если скажу, что в мире автомобилей, и особенно в России, существует ностальгия по простым, надёжным и доступным машинам. И когда речь заходит о таких автомобилях, нашим согражданам на ум сразу приходят «Жигули», ставшие символом целой эпохи. Однако мало кто знает, что «АвтоВАЗ» имел все шансы предложить достойную замену этой легенде.
«Неоклассика»: идея, опередившая время?
Ещё в 2002 году, когда «шестёрки» и «пятёрки» безнадежно устарели, конструкторы АвтоВАЗа всерьёз задумались о том, чтобы отправить всю «классику» на покой. Задача стояла амбициозная: создать такую же дешевую, но гораздо более комфортабельную, надежную и безопасную машину. И вместо того, чтобы начать разработку с чистого листа, тратить огромное количество сил и средств на разработки, тольяттинские инженеры пошли на хитрость.
Стратегия была простой, инженеры пошли по схеме удешевления.
Идея заключалась в выпуске совершенно новой модели, способной конкурировать с иномарками, но при этом — на старой базе. Это позволило бы существенно удешевить производство и сделать автомобиль максимально доступным по цене. Изначально проект назывался «Стрежень», но вскоре его переименовали в «Неоклассику» — звучит гораздо современнее, не так ли?
И вы, наверняка, не раз встречали картинки подобного проекта в сети. Однако мало кто вникал, что же было скрыто за внешним обликом, сильно похожим на "Фордовский" Fusion.
Современные решения на старой платформе.
Предполагалось, что под капотом «Неоклассики» будет установлен двигатель от Chevrolet Niva, а коробка передач — тоже от «Нивы», но модернизированная. Уже в базовой комплектации автомобиль планировали оснащать электроусилителем руля, подушками безопасности, а также кондиционером и другими современными на тот момент опциями. Важно отметить, что назвать эту машину просто модернизированной «пятеркой» нельзя.
Конструктивные особенности.
“Неоклассика” отличалась от “классики” не только внешним видом, но и конструкцией. Передняя подвеска типа McPherson заменила традиционную двухрычажку.
Как объясняли конструкторы: “Сил больше нет бороться с вылетающими пальцами шаровых опор!”.
Рулевое управление тоже было не “классическим”, а с механизмом “шестерня—рейка”, расположенным не сверху, как на переднеприводных моделях, а снизу, на подрамнике. Это обещало точные и быстрые реакции на управляющие действия. Более того, АвтоВАЗ планировал не покупать электроусилитель руля у сторонних поставщиков, в частности, фирмы ZF, а разрабатывать его самостоятельно, чтобы “самим потом продавать лицензии”.
Почему “Неоклассика” так и не увидела свет?
Первоначально планировалось запустить автомобиль в серийное производство в 2006 году. Но этого так и не произошло. Вместо “Неоклассики” на конвейер встала Lada Kalina, а от идеи запуска в серию модели 2151 решили отказаться.
Технологические ограничения.
Простая задача на бумаге оказалась практически нереализуемой на практике. Внезапно выяснилось, что попытка собрать новую машину на оборудовании и из деталей тридцатилетней давности негативно скажется на качестве. Сборка такой машины, пусть и с новыми агрегатами, просто не могла обеспечить требуемый уровень качества и надёжности.
Финансовые проблемы и приоритеты.
Кроме того, у самого АвтоВАЗа не было средств на запуск проекта. Инвесторы были готовы вкладывать деньги только в разработку принципиально новых моделей, а не в модернизацию старых. Так проект «Неоклассика» и был похоронен.
Итого: Машину очень ждали на конвейере, сочетание современного внешнего вида с массой других преимуществ, включая увеличенные относительно "Жигулей" габариты, хорошее оснащение и т.д., - все это звучало заманчиво и привлекательно. Однако от идеи отказались, а обыкновенные "Жигули" продолжили выходить в свет, как ни в чем не бывало вплоть до 2012 года.
А что, если бы “Неоклассику” сделали сейчас?
И это действительно жаль. “Неоклассика” вызвала живой интерес не только среди журналистов, но и среди потенциальных покупателей. Многие водители наверняка не отказались бы от более совершенного и удобного автомобиля по цене обычной ВАЗ-2104. Вместо устаревшей “классики” они бы получили современный (по меркам начала 2000-х) автомобиль с комфортным салоном и надежным двигателем. Но что, если бы подобную модель попытались реализовать сегодня?
Востребованность доступных автомобилей на рынке.
Сейчас, в условиях растущих цен на автомобили и снижения покупательной способности, спрос на доступный и надежный транспорт особенно высок. АвтоВАЗ мог бы занять эту нишу, предложив автомобиль, созданный с использованием современных технологий, но при этом максимально удешевленный за счет использования проверенных временем решений и локализации производства.
Сегодня существуют более совершенные технологии производства и контроля качества, которые позволили бы создать надежный автомобиль даже при использовании относительно простых компонентов. Важно сосредоточиться на ключевых параметрах безопасности и надежности, не перегружая автомобиль ненужными опциями.
Другой вопрос - нужно ли это АвтоВАЗу и готовы ли "высоко сидящие" директора концентрироваться на таком важном для народа моменте?
“Неоклассика” могла бы стать уникальным предложением на рынке. Она бы сочетала в себе доступность, надежность и относительный комфорт, чего так не хватает многим современным бюджетным автомобилям.
Тут стоит упомянуть и тот факт, что "сверхбюджетка", коей завод считает "Гранту" совершенно не помешала бы продажам аналогичной бюджетной модели. На заднеприводную "Неоклассику" с мотором от "Нивы" нашлись бы покупатели и даже поклонники.
Почему АвтоВАЗ отказался от выпуска классических "Жигулей"?
Хотя идея возрождения классических «Жигулей» может показаться привлекательной, ведь по мнению многих такие машины проще в техническом плане, а значит - должны быть и дешевле в производстве, реальность такова, что это экономически нецелесообразно и сложно осуществимо в современных условиях.
АвтоВАЗу выгоднее инвестировать в разработку и производство современных автомобилей, отвечающих потребностям рынка и законодательным требованиям. Тем не менее, нельзя полностью исключать возможность выпуска ограниченной серии реплик или рестайлинговых версий в будущем, но это будет скорее имиджевый проект, а не массовое производство.
Вывод
История с “Неоклассикой” – яркий пример того, как благие намерения могут разбиться о суровую реальность. Желание заменить “классику” было, идея была неплоха, но технические и финансовые ограничения не позволили ей воплотиться в жизнь. Сейчас ситуация изменилась, и создание доступного и надежного автомобиля снова становится актуальным. Возможно, АвтоВАЗ стоит вернуться к идее “Неоклассики”, переосмыслив ее в соответствии с современными технологиями и потребностями рынка.
А что вы думаете? Нужен ли сегодня доступный, но современный автомобиль в духе “Неоклассики”? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Спасибо за внимание!