Найти в Дзене
Гаражбатя

"Жигулям" на замену: АвтоВАЗ разработал новую "классику" - Задний привод, 1.7 л, 85 л.с. Её очень ждали на конвейере

Оглавление

Многие автолюбители привыкли считать, что руководство АвтоВАЗа годами выпускало устаревшие модели, не заботясь о потребностях рынка. 30 лет клепать морально устаревшую «семёрку», кое-как собирать «десятки», «Самары» и другие модели — такая картина закрепилась в сознании многих. Но мало кто знает, что на АвтоВАЗе директора и конструкторы всерьёз задумывались о судьбе автопрома и его будущем.

И я сейчас говорю не про затмившую все информационное поле "Искру" и всевозможные вариации "Весты" в разных кузовах. Дело было немного раньше. В начале 2000-х годов предполагалось заменить давно устаревшую "Классику" чем-то более свежим, но не менее простым и понятным для российских автолюбителей.

Не открою для вас тайны, если скажу, что в мире автомобилей, и особенно в России, существует ностальгия по простым, надёжным и доступным машинам. И когда речь заходит о таких автомобилях, нашим согражданам на ум сразу приходят «Жигули», ставшие символом целой эпохи. Однако мало кто знает, что «АвтоВАЗ» имел все шансы предложить достойную замену этой легенде.

«Неоклассика»: идея, опередившая время?

Ещё в 2002 году, когда «шестёрки» и «пятёрки» безнадежно устарели, конструкторы АвтоВАЗа всерьёз задумались о том, чтобы отправить всю «классику» на покой. Задача стояла амбициозная: создать такую же дешевую, но гораздо более комфортабельную, надежную и безопасную машину. И вместо того, чтобы начать разработку с чистого листа, тратить огромное количество сил и средств на разработки, тольяттинские инженеры пошли на хитрость.

-2

Стратегия была простой, инженеры пошли по схеме удешевления.
Идея заключалась в выпуске совершенно новой модели, способной конкурировать с иномарками, но при этом — на старой базе. Это позволило бы существенно удешевить производство и сделать автомобиль максимально доступным по цене. Изначально проект назывался «Стрежень», но вскоре его переименовали в «Неоклассику» — звучит гораздо современнее, не так ли?

И вы, наверняка, не раз встречали картинки подобного проекта в сети. Однако мало кто вникал, что же было скрыто за внешним обликом, сильно похожим на "Фордовский" Fusion.

Ответ на вопрос- на что похож ВАЗ-2151 "Неоклассика" - Ford Fusion
Ответ на вопрос- на что похож ВАЗ-2151 "Неоклассика" - Ford Fusion

Современные решения на старой платформе.

Предполагалось, что под капотом «Неоклассики» будет установлен двигатель от Chevrolet Niva, а коробка передач — тоже от «Нивы», но модернизированная. Уже в базовой комплектации автомобиль планировали оснащать электроусилителем руля, подушками безопасности, а также кондиционером и другими современными на тот момент опциями. Важно отметить, что назвать эту машину просто модернизированной «пятеркой» нельзя.

-4

Конструктивные особенности.

“Неоклассика” отличалась от “классики” не только внешним видом, но и конструкцией. Передняя подвеска типа McPherson заменила традиционную двухрычажку.
Как объясняли конструкторы:
“Сил больше нет бороться с вылетающими пальцами шаровых опор!”.

Рулевое управление тоже было не “классическим”, а с механизмом “шестерня—рейка”, расположенным не сверху, как на переднеприводных моделях, а снизу, на подрамнике. Это обещало точные и быстрые реакции на управляющие действия. Более того, АвтоВАЗ планировал не покупать электроусилитель руля у сторонних поставщиков, в частности, фирмы ZF, а разрабатывать его самостоятельно, чтобы “самим потом продавать лицензии”.

-5

Почему “Неоклассика” так и не увидела свет?

Первоначально планировалось запустить автомобиль в серийное производство в 2006 году. Но этого так и не произошло. Вместо “Неоклассики” на конвейер встала Lada Kalina, а от идеи запуска в серию модели 2151 решили отказаться.

-6

Технологические ограничения.

Простая задача на бумаге оказалась практически нереализуемой на практике. Внезапно выяснилось, что попытка собрать новую машину на оборудовании и из деталей тридцатилетней давности негативно скажется на качестве. Сборка такой машины, пусть и с новыми агрегатами, просто не могла обеспечить требуемый уровень качества и надёжности.

Финансовые проблемы и приоритеты.
Кроме того, у самого АвтоВАЗа не было средств на запуск проекта. Инвесторы были готовы вкладывать деньги только в разработку принципиально новых моделей, а не в модернизацию старых. Так проект «Неоклассика» и был похоронен.

Итого: Машину очень ждали на конвейере, сочетание современного внешнего вида с массой других преимуществ, включая увеличенные относительно "Жигулей" габариты, хорошее оснащение и т.д., - все это звучало заманчиво и привлекательно. Однако от идеи отказались, а обыкновенные "Жигули" продолжили выходить в свет, как ни в чем не бывало вплоть до 2012 года.

-7

А что, если бы “Неоклассику” сделали сейчас?

И это действительно жаль. “Неоклассика” вызвала живой интерес не только среди журналистов, но и среди потенциальных покупателей. Многие водители наверняка не отказались бы от более совершенного и удобного автомобиля по цене обычной ВАЗ-2104. Вместо устаревшей “классики” они бы получили современный (по меркам начала 2000-х) автомобиль с комфортным салоном и надежным двигателем. Но что, если бы подобную модель попытались реализовать сегодня?

-8

Востребованность доступных автомобилей на рынке.
Сейчас, в условиях растущих цен на автомобили и снижения покупательной способности, спрос на доступный и надежный транспорт особенно высок. АвтоВАЗ мог бы занять эту нишу, предложив автомобиль, созданный с использованием современных технологий, но при этом максимально удешевленный за счет использования проверенных временем решений и локализации производства.

Сегодня существуют более совершенные технологии производства и контроля качества, которые позволили бы создать надежный автомобиль даже при использовании относительно простых компонентов. Важно сосредоточиться на ключевых параметрах безопасности и надежности, не перегружая автомобиль ненужными опциями.
Другой вопрос - нужно ли это АвтоВАЗу и готовы ли "высоко сидящие" директора концентрироваться на таком важном для народа моменте?

“Неоклассика” могла бы стать уникальным предложением на рынке. Она бы сочетала в себе доступность, надежность и относительный комфорт, чего так не хватает многим современным бюджетным автомобилям.

Новые "Жигули" - ВАЗ-2151, "Неоклассика"
Новые "Жигули" - ВАЗ-2151, "Неоклассика"

Тут стоит упомянуть и тот факт, что "сверхбюджетка", коей завод считает "Гранту" совершенно не помешала бы продажам аналогичной бюджетной модели. На заднеприводную "Неоклассику" с мотором от "Нивы" нашлись бы покупатели и даже поклонники.

Почему АвтоВАЗ отказался от выпуска классических "Жигулей"?

Хотя идея возрождения классических «Жигулей» может показаться привлекательной, ведь по мнению многих такие машины проще в техническом плане, а значит - должны быть и дешевле в производстве, реальность такова, что это экономически нецелесообразно и сложно осуществимо в современных условиях.

АвтоВАЗу выгоднее инвестировать в разработку и производство современных автомобилей, отвечающих потребностям рынка и законодательным требованиям. Тем не менее, нельзя полностью исключать возможность выпуска ограниченной серии реплик или рестайлинговых версий в будущем, но это будет скорее имиджевый проект, а не массовое производство.

-10

Вывод

История с “Неоклассикой” – яркий пример того, как благие намерения могут разбиться о суровую реальность. Желание заменить “классику” было, идея была неплоха, но технические и финансовые ограничения не позволили ей воплотиться в жизнь. Сейчас ситуация изменилась, и создание доступного и надежного автомобиля снова становится актуальным. Возможно, АвтоВАЗ стоит вернуться к идее “Неоклассики”, переосмыслив ее в соответствии с современными технологиями и потребностями рынка.

А что вы думаете? Нужен ли сегодня доступный, но современный автомобиль в духе “Неоклассики”? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Спасибо за внимание!