Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Если у вас нет желания работать с историческими источниками — зубрежка не поможет» | Как сдавать экзамен по истории в «Летово»

Вступительный экзамен по истории сдают абитуриенты, поступающие в 8 и 9 классы на социально-гуманитарный, историко-филологический и историко-географический ИУП. Почему необходимо именно работать с историческими источниками, а не просто зазубривать даты, рассказывает Александра Васильевна Фокина, учитель истории школы «Летово». Экзамен по истории предполагает, что у абитуриента есть базовые знания по истории. И так называемый «знаниевый» компонент становится более важным с повышением класса, так что в экзамене для поступающих в девятый класс содержится больше заданий, проверяющих именно знания, чем для поступающих в седьмой Кроме того от абитуриентов всех возрастов мы ждем хорошего кругозора — и не только исторического, поскольку история связана с искусством, литературой, географией. Нельзя, говоря об императрице Елизавете Петровне, не знать ничего про Московский университет, который был учрежден по ее указу. Или другой пример: если человек, отвечая на вопрос о том, в каких книгах опис

Вступительный экзамен по истории сдают абитуриенты, поступающие в 8 и 9 классы на социально-гуманитарный, историко-филологический и историко-географический ИУП.

Почему необходимо именно работать с историческими источниками, а не просто зазубривать даты, рассказывает Александра Васильевна Фокина, учитель истории школы «Летово».

Фото из школьного архива: Александра Васильевна (слева) на форуме «Одним словом»
Фото из школьного архива: Александра Васильевна (слева) на форуме «Одним словом»

Экзамен по истории предполагает, что у абитуриента есть базовые знания по истории. И так называемый «знаниевый» компонент становится более важным с повышением класса, так что в экзамене для поступающих в девятый класс содержится больше заданий, проверяющих именно знания, чем для поступающих в седьмой

Кроме того от абитуриентов всех возрастов мы ждем хорошего кругозора — и не только исторического, поскольку история связана с искусством, литературой, географией. Нельзя, говоря об императрице Елизавете Петровне, не знать ничего про Московский университет, который был учрежден по ее указу. Или другой пример: если человек, отвечая на вопрос о том, в каких книгах описана николаевская эпоха, теряется, это значит, что ему не хватает именно кругозора.

Для всех абитуриентов будет как минимум одно задание, которое потребует творческого подхода: эссе или так называемый творческий проект. Например, в прошлом году абитуриентам, поступавшим в девятый класс, нужно было составить проект образовательного путешествия для молодого человека из дворянской семьи XVIII века — как вы знаете, такое путешествие было принято совершать по окончании домашнего образования. И абитуриент должен был составить программу этого путешествия, обосновав, какие места его герою необходимо посетить, чему он должен там научиться и так далее. При выполнении этого задания абитуриент имел возможность продемонстрировать как знания истории, географии, так и понимание общественной мысли, менталитета, ценностной компоненты того времени. Что касается стиля письма — конечно, если ученик хорошо, складно пишет, это может стать преимуществом, но все же это не главное: если мы видим, что мысль оформлена не очень хорошо, но она есть, что абитуриент умеет рассуждать — значит, будем учиться писать вместе. Текст может быть и нескладным, но своим, оригинальным. Особенно часто по шаблону строят свои ответы те ученики, что участвуют в олимпиадном движении. Порой, когда мы предлагаем свободно порассуждать над каким-то вопросом или темой, абитуриент пишет по шаблону: в этом высказывании автор поднимает такую-то проблему, для того, чтобы рассмотреть эту проблему, нужно решить такие-то задачи... И весь полет мысли куда-то исчезает. Поэтому не нужно бояться рассуждать, высказывать свое мнение. Главное — оно должно быть обоснованным.

Самое же важное для нашего абитуриента — навык анализа источников. Источником может быть текст, источником может быть (и часто бывает) и карта, и изображение. В ходе экзамена абитуриенту будут заданы такие вопросы, которые дадут возможность не столько продемонстрировать знания, сколько применить их для анализа источников. Например, в источнике дана оценка какому-то правителю, и в задании предложено согласиться или не согласиться с такой оценкой и обосновать свое мнение, опираясь на имеющиеся знания.

Фото из школьного архива: ученики на занятии
Фото из школьного архива: ученики на занятии

Посмотрим, например, на прошлогодний экзамен в 9 класс. Первый источник — заметки историка XVIII века, члена Шведской академии наук, который путешествовал по России. Второй источник — текст современного историка, посвященный реалиям, затронутым первым автором. Пожалуйста, имейте в виду: если в прошлом году было два текста, это не значит, что и в текущем году будет так же. Мы можем дать для работы три текста чуть меньшего размера или же большой текст плюс карту или картину. За источниками следует первый блок заданий — вопросы по тексту, на которые нужно дать максимально конкретные и полные ответы. Следующий блок заданий подразумевает более кропотливое изучение источников, чтобы найти в них нужную информацию и применить контекстные знания. Например, в разбираемом нами примере автор источника отмечает, что при Петре I дворяне сопротивлялись переезду в Санкт-Петербург. И, опираясь на текст и собственные знания, абитуриент должен привести три причины — почему дворяне не хотели туда ехать. Что-то в тексте есть, до чего-то нужно додуматься самостоятельно, обосновав свое мнение. Важно понимать, что не обо всем автор источника говорит в явном виде, однако по словам, описаниям, интонациям можно понять его отношение к предмету. И это свое понимание абитуриент тоже должен обосновать.

Повторюсь: труд историка — это прежде всего работа с источниками. Поэтому если вы не знаете каких-то частностей — ничего страшного. А вот если у вас нет умения, а главное, желания работать с источниками, то никакие вызубренные даты не помогут. Работа на уроках истории в нашей школе строится на том, что мы учим искать информацию в источниках, дискутировать, аргументировать. Именно поэтому мы выбрали такой формат экзамена.

Все задания будут даны по темам, которые, согласно школьной программе, были пройдены в прошлом или должны быть пройдены в этом учебном году. Например, изучение XVIII века начинается в 8 классе, поэтому у абитуриентов-семиклассников мы этот период не спросим. Вопросы могут быть и по истории России, и по всеобщей истории, поскольку это полноправные части одного исторического процесса.

Мы бы очень хотели, чтобы наши будущие ученики были грамотными, поэтому если работа написана грамотно, это может заслуживать дополнительного балла. Но в целом ошибки не являются отсекающим фактором — правда, это не относится к ошибкам в исторических терминах, именах и так далее. Условно говоря, если вы не знаете, как пишется слово «корова» — это грустно, но мы можем это простить, глядя на явные исторические способности. А вот если вы допускаете две ошибки в имени императора Фридриха Великого — для нас это повод задуматься.

Если говорить о подготовке к экзамену, важно понимать, что те умения, которые мы оцениваем, не формируются за месяц. Но если эти советы будут читать ребята, которые только думают поступать в «Летово», хочу им посоветовать: начинайте работать с источниками. В школьных учебниках есть цитаты, фрагменты документов. Не пропускайте их, вчитывайтесь, отвечайте на вопросы, связанные с ними. Полезно читать хрестоматии по различным историческим периодам. И, конечно, внимательно изучайте демоверсии экзаменов на сайте школы.

Во время собеседования мы будем обращать внимание на ваше понимание исторических процессов и их связей, на исторический кругозор и общую эрудицию, на интерес к предмету. И этот искренний интерес особенно важен. Без него в «Летово» вам будет попросту скучно.

Напоминаем, вот здесь можно найти информацию об экзаменах по:
-
математике
-
русскому языку
-
английскому языку
-
литературе
-
обществознанию
-
биологии
-
физике
-
географии