Найти в Дзене
NOESIS

Любовь: миф, сказка и современность

Автор: Елена Александрова
Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
мы — эхо.
Мы — долгое эхо друг друга.
(Р. Рождественский, 1973) Любовь нелегко описать словами, но, вместе с тем, о ней сказано множество слов, снято множество фильмов, написано множество книг. Межличностные отношения волнуют умы и сердца людей с древних времен, поэтому сегодня мы рассмотрим на нескольких примерах, как отражалась любовь в мифах, сказках и современных авторских произведениях, как менялось отношение к ней и что об этом можно сказать с позиций разных психологических направлений. Место любви в жизни человека не всегда было таким, каким мы привыкли видеть его в XXI веке. В древнегреческой мифологии любовь всегда значит немного больше, чем то, чем на первый взгляд она является. Особое место анализ мифологических сюжетов занимает в аналитической психологии К. Г. Юнга, согласно которой персонажи и события мифа символически отражают психические принципы и
Оглавление

Автор: Елена Александрова

Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
мы — эхо.
Мы — долгое эхо друг друга.
(Р. Рождественский, 1973)

Любовь нелегко описать словами, но, вместе с тем, о ней сказано множество слов, снято множество фильмов, написано множество книг. Межличностные отношения волнуют умы и сердца людей с древних времен, поэтому сегодня мы рассмотрим на нескольких примерах, как отражалась любовь в мифах, сказках и современных авторских произведениях, как менялось отношение к ней и что об этом можно сказать с позиций разных психологических направлений.

Любовь и миф

Место любви в жизни человека не всегда было таким, каким мы привыкли видеть его в XXI веке. В древнегреческой мифологии любовь всегда значит немного больше, чем то, чем на первый взгляд она является.

Особое место анализ мифологических сюжетов занимает в аналитической психологии К. Г. Юнга, согласно которой персонажи и события мифа символически отражают психические принципы и процессы.

Один из известных «любовных сюжетов» Древней Греции – миф об Амуре и Психее. Прекрасная Психея, младшая дочь земного царя, вызвала зависть и гнев Афродиты, которая отправила своего помощника (в некоторых версиях – сына), Амура, чтобы он вселил в девушку любовь к самому ужасному и жалкому из людей, но вместо этого Амур сам полюбил девушку. Некоторое время они жили счастливо, но однажды Психея нарушила данное ей обещание: не узнавать, кто ее муж. Амур отправился к своей матери, а Психея долго бродила в поисках возлюбленного, пока не пришла к Афродите. Богиня дала ей множество невыполнимых заданий, но Психея справилась с ними, и история закончилась женитьбой Амура и Психеи с разрешения Зевса, верховного Бога Олимпа.

Для понимания этой истории с точки зрения юнгианской психологии, обратимся к некоторым важным понятиям:

Анима и Анимус – архетипы контрсексуальности.
Анима – «женская» часть мужской психики, состоящая из образов женщин, начиная с материнского.
Анимус – «мужская» часть женской психики, включающая в себя мужские образы.

В раннем возрасте эти образы находятся глубоко в бессознательном, но активно проецируются на других людей. В процессе развития личности они осознаются и присваиваются сознанием (интегрируются) – тогда человек становится способен вступать в отношения не с собственным Анимусом или Анимой, спроецированными на партнера, а действительно с другим человеком. Миф об Амуре и Психее – один из символических примеров этого процесса.

Психея как Анима Амура проходит ряд испытаний, «сражаясь» с его матерью, чтобы воссоединиться в браке с возлюбленным. Это наглядная иллюстрация освобождения Анимы мужчины от власти материнского образа и становления его способности быть партнером и супругом. Анима Амура достигает полного развития и раскрытия, Психея становится бессмертной и получает место на Олимпе – входит в область сознания.

Эту историю можно рассмотреть и с другой стороны: Психея идет на поиски своего Анимуса-Амура и проходит ряд испытаний, чтобы наконец обрести счастье с возлюбленным.

Без одного нет другого, развитие отношений любви тесно связаны с развитием личности, происходящее с одним партнером меняет и второго.

Любовь и сказка

Исторически сказка – более поздняя и более конкретная, чем миф, форма коллективного творчества, в ней больше поучительности, социальных кодов, примеров решения бытовых трудностей.

Сказкотерапия – метод психологической работы, подразумевающий использование сказок для решения различных коррекционных и терапевтических задач, берущий свое начало в работах разных психологов от Л. С. Выготского до Марии-Луизы фон Франц.

Со временем сказки, их содержание меняются, поэтому нередко оказывается, что первоначальные версии сказок были куда более символичными и «кровожадными» – они соответствовали той эпохе, в которую создавались и пересказывались.

Сказки о любви – не исключение, они предостерегают и наказывают. В качестве примера можно обратиться к одной из популярных и в наши дни сказок – «Красавице и чудовище».

В первую очередь, это история о красоте и уродстве. Чудовище раньше было принцем, но за поверхностное и черствое отношение к нуждающимся он был проклят колдуньей, и вернуться в облик прекрасного принца мог только, если его по-настоящему полюбят. И действительно, Белль смогла разглядеть в нем добро и внутреннюю красоту, несмотря на его обиду и злость.

История принца учит нас, что внешняя красота ничего не стоит без внутренней. История Белль учит нас, что умение видеть внутреннюю красоту всегда вознаграждается по заслугам.

Важно помнить, что это сказка, ее образы яркие и символичные – дословно перекладывать сюжет о девушке, спасающей чудовище, на реальную жизнь совершенно точно не стоит. Но можно исследовать, какие сюжеты нравятся нам, какие «уроки» мы из них выносим и действительно ли эти модели и правила отвечают нашим жизненным целям и ценностям.

Тем не менее, прежде чем критично оценивать ролевую модель, которой является Белль для юных девушек, стоит детальнее рассмотреть волшебное превращение чудовища в принца.

Действительно, желание изменить партнера (превратить другого в «принца или принцессу» из собственных фантазий) часто не осознается и является следствием работы различных защитных механизмов психики: идеализации, вытеснения, отрицания и так далее. Часто оно на самом деле про желание обрести контроль над другим, спасти, подчинив себе, заслужить наконец любовь, которой так сильно хочется. Но разве именно это делала Белль?

Она пришла в замок чудовища в обмен на свободу отца, и вовсе не собиралась любить того, кто забрал у нее привычную жизнь. Но в истории есть важный элемент — принятие реальности, после которого начинают происходить изменения. Белль полюбила не образ принца, в которого хотела превратить чудовище, а его самого. Именно ее принятие чудовища сделало его свободным от проклятия и способным измениться, найти свое истинное «Я», оказавшееся принцем.

Тогда эта сказка учит нас, как важно видеть вещи такими, какие они есть. Видеть и принимать «уродство» мира и темные стороны человеческой души (особенно, своей собственной). Этот мотив не уникален для «Красавицы и чудовища», он встречается в символах разных сказок: в драгоценностях на дне морской впадины, в избушке мудрой ведьмы в темном лесу, в философском камне, видном лишь в отражении.

Способность любить и принимать помогает ответить на многие жизненные вопросы — именно этому учат нас волшебные сказки.

-2

Любовь и современность

Отличительной чертой творчества последних десятилетий является его предельная реалистичность. Это во многом связано с изменением мировоззрения и мышления современных людей, необходимость «читать» символизм отошла на второй план.

Отношениям любви посвящено множество произведений, некоторые из них стали культовыми. Вопрос любви, кажется, стоит остро как никогда, в век развития дистанционных технологий и строительства многоэтажных домов человек нуждается в близости и любви особенно сильно.

Сериал «Секс в большом городе» вышел в прокат больше 20 лет назад, но до сих пор не теряет свою популярность. Причина этого заключается в главных героинях и их историях: они не похожи друг на друга, но объединены общим стремлением найти свою любовь. Отношения подруг разворачиваются по-разному, они выбирают разных партнеров и модели поведения – и отчасти это связано с тем, что они являются представительницами разных типов привязанности.

Кэрри Брэдшоу – обладательница тревожного типа привязанности. Отношения для нее связаны с постоянными переживаниями и беспокойством, ей сложно говорить о своих и чувствах партнера напрямую, обычно она выбирает игру в намёки и расшифровку «знаков» возлюбленного. Кэрри сложно расставаться, даже если отношения ее не устраивают, ведь быть одной для «тревожного типа»еще хуже, чем оставаться в неподходящих отношениях.

Саманта Джонс и Миранда Хобс – обладательницы избегающего типа привязанности. На первый взгляд, они независимые и самодостаточные современные женщины, сосредоточенные на карьере, но под маской этого типа кроется страх близости, которая воспринимается как угроза потери собственной автономии, своего Я. Неумение сближаться, не сливаясь, заставляет «избегающий тип» дистанцироваться от партнера и искусственно поддерживать безопасное (на его взгляд) расстояние.

И наконец, Шарлотт Йорк – представительница надежного типа. Она ищет своего прекрасного принца (и находит, даже не одного), неудачи в отношениях не мешают ей продолжать верить в любовь, стремиться построить крепкие отношения и завести семью.

Близость тоже не пугает Шарлотт: возможность быть открытой и уязвимой для нее выглядит романтично, а не пугающе. Кстати, история счастливых отношений Шарлотт немного напоминает сюжет о «Красавице и чудовище», ведь она вышла замуж, закрыв глаза на не «типично привлекательную» внешность партнера, и именно он оказался тем, кого она так долго искала.

-3

Примеры из мифологии, фольклора и современного искусства показывают нам: есть вечные темы, которые вряд ли утратят свою актуальность, и любовь – одна из них. Вступая в отношения с другим, мы приносим в них себя, свой опыт, свои страхи и ожидания. Но также мы оказываемся отражением, эхом другого – и тогда отношения могут стать источником, ресурсом для внутреннего роста и развития.