Найти в Дзене
На Крестовском

Петербург, которого нет

Что приходит вам в голову, когда вы слышите слова «город Санкт-Петербург»? Классическая архитектура, искусство, красивые мосты, рестораны, Достоевский? Если не вдаваться в детали, нам то же самое. Но в ранних советских журналах писали иначе: «Дореволюционный Петербург, как известно, был городом резких контрастов, вопиющего неравенства, роскоши и нищеты, паразитического существования одних и каторжного труда других» На самом деле, тогда в Петербурге и правда остро стояла проблема различия центра и окраин. К последним не ходили трамваи, там не было библиотек и культурных очагов. Зато процветали бесчисленные кабаки и трактиры, заходить в которые зачастую было опаснее, чем в салуны Дикого Запада. Ещё одна проблема старого Петербурга – потопы и наводнения. С 1839 по 1939 убытки от них составили почти 500 миллионов рублей. Какая эта сумма в переводе на сегодняшние деньги, даже представить страшно. Десятки, а то и сотни миллиардов. Где-то в первой половине 1930-ых годов стало понятно, что нуж
Оглавление

Что приходит вам в голову, когда вы слышите слова «город Санкт-Петербург»? Классическая архитектура, искусство, красивые мосты, рестораны, Достоевский?

Если не вдаваться в детали, нам то же самое. Но в ранних советских журналах писали иначе:

«Дореволюционный Петербург, как известно, был городом резких контрастов, вопиющего неравенства, роскоши и нищеты, паразитического существования одних и каторжного труда других»

На самом деле, тогда в Петербурге и правда остро стояла проблема различия центра и окраин. К последним не ходили трамваи, там не было библиотек и культурных очагов. Зато процветали бесчисленные кабаки и трактиры, заходить в которые зачастую было опаснее, чем в салуны Дикого Запада.

Карта города с 1930 по 1936 год
Карта города с 1930 по 1936 год

Ещё одна проблема старого Петербурга – потопы и наводнения. С 1839 по 1939 убытки от них составили почти 500 миллионов рублей. Какая эта сумма в переводе на сегодняшние деньги, даже представить страшно. Десятки, а то и сотни миллиардов.

Где-то в первой половине 1930-ых годов стало понятно, что нужно с городом что-то делать. И к 1935 году сформировались в первый в истории города Генеральный план развития.

Планы по перестройке Петербурга напоминали то ли зачаточную стадию Метрополиса из одноимённого фильма Фрица Ланга, то ли какой-то кафкианский город.

Это величественно, это амбициозно, это смело. Далее в тексте мы покажем архитектурные зарисовки «Петербурга будущего» от именитых архитекторов 1930-ых.

Кадр из фильма «Метрополис» (Фриц Ланг, 1927)
Кадр из фильма «Метрополис» (Фриц Ланг, 1927)

Новый центр города

Основной идеей генплана стало создание нового центра, который представлял бы собой систему площадей и магистралей, соединяющих старый город с его будущим развитием на юге.

Центральной осью этой системы должен был стать сегодняшний Московский проспект. В завершение проспекта на юге предусматривалась площадь, в центре которой должен был разместиться главный административный объект – Дом Советов.

И если с Домом Советов всё получилось (его построили в 1941), то планам на общегородскую площадь не было суждено сбыться в полной мере.

Она должна была состоять из двух частей. Первая – аванплощадь. Огромное пространство с трибунами для массовых демонстраций и военных парадов. Замыкаться оно должно было полуциркульной частью, обращённой к Дому Советов.

Аванплощадь
Аванплощадь
-5

Вторая – арьерплощадь, за Домом Советов. Значительным объёмным пятном здесь должно было быть здание театра, перед которым проектировался бассейн в газоне 140 на 195 метров.

Арьерплощадь
Арьерплощадь
-7

Широкие пространства общегородской площади также должны были включать зелёные насаждения, в которых намечены небольшие высотные акценты в виде фонтанов, скульптур, ваз и т.п.

Южные районы

Одним из самых значительных аспектов плана стало переосмысление города в южном направлении, где должны были сосредоточиться новые жилые и административные районы.

Основное строительство планировали сосредоточить в Малой Охте, Автово и Щемиловке, что позволяло избежать затоплений и создать на окраинах более здоровые и безопасные условия для жизни.

Генплан предусматривал также реконструкцию магистралей, связывающих старую и новую части города, и разработку новых улиц и дорог, которые бы улучшили транспортную доступность.

А что с историческим центром?

Его ждало небольшое озеленение, а также реконструкция Сенной и Обуховской площадей. Их планировали преобразовать в просторные и функциональные зоны с улучшенной планировкой и более современными зданиями.

План реконструкции Сенной площади
План реконструкции Сенной площади
План реконструкции Обуховской площади
План реконструкции Обуховской площади

Реконструкция предусматривала не только изменение фасадов и оформление площадей, но и создание новых, более удобных транспортных связей, которые бы облегчили перемещение между различными частями города.

Что пошло не так?

Проект генплана и так подвергался суровой критике за гигантоманию и преувеличение роли Московского проспекта. Однако крест на его реализации поставила Великая Отечественная война и восстановление города после неё. А во время правления Никиты Хрущёва никому тем более не было дела до таких «архитектурных излишеств».

Генплан 1935 года мог стать основой для совершенно иного Петербурга — города с широкими, зелёными улицами, грандиозными площадями и высотными зданиями. Этакая мини-Москва.

Но тогда при словах «город Санкт-Петербург» нам приходили бы в голову совершенно другие слова. Монументальность. Строгость. Геометрия. Торжество сталинского ампира.

А это уже не тот город, который мы знаем и любим.