О важности карманов на женской одежде напомнила Эмма Стоун, появившись в заметном красном платье во время празднования 50-летия Saturday Night Livе.
Выбор наряда был остроумным и ироничным для юбилея музыкально-юмористического сериала, который выходит в эфир с 1975 года., кстати.
Алое платье в пол было изготовлено на заказ Louis Vuitton, хотя неясно, разрабатывал ли роскошный дом глубокие карманы с учетом неожиданных возможностях. Завершила образ не сумочка, а конфетно-полосатая коробка попкорна, из которой Стоун, конечно же, ела.
Наряд заметный и забавный, но он привлек внимание и к другому интересному моменту - карманам на женской одежде. Они существовали многие века и отличались от карманов на мужской одежде и функциональностью, и предлагаемыми решениями.
Сегодня карманы носят в основном декоративные функции, ну иногда в них носят какую-то мелочь. В основном мы все же пользуемся сумочками - поясными, кросс-боди, то есть носимыми наискосок, в вечерних вариантах клатчами.
Например, в 17 веке карманы на дамских нарядах часто выполняли роль тайников. Крупные карманы пришивались к одной из средних юбок, а сверху прикрывались основной юбкой из тяжелой ткани.
Так ходили и крестьянки, и дворянки. Другим вариантом могли быть съемные карманы, которые крепились тесемками к поясу, что-то вроде планшетов.
Это был элемент безопасности. В эти карманы дамы могли убирать деньги, важные письма - любовные или с планами взятия Ля-Рошели,
Интересно, что в то время как мужская одежда развивалась и содержала встроенные, постоянно пришитые карманы, женская одежда отставала от внешних версий с завязками.
Что было одним из проявлений гендерного неравенства, подчеркивая социальные роли М и Ж.
Несмотря на то, что оба пола должны были носить с собой ключевые предметы, потребовались годы, чтобы добавить карманы в подкладку платьев.
Но в этом были и свои плюсы. Подвесные карманы под верхними юбками служили для защиты женщин - все-таки вырвать кошелек из рук или прилепленный к поясу сложнее, чем находящийся под слоями ткани. Да еще и догадаться, под какой из 20 юбок находится это карман.
Выглядела вся конструкция примерно так
Чаще всего такие карманы-сумочки шили изо льна и хлопка, но были и вариации из шелка или бархата, с вышивкой, отделкой лентами и кружевом, то есть самостоятельные произведения портновского искусства, а не просто утилитарные мешочки для мелочей.
Как, например, вот такие, из музея Виктории и Альберта. Здесь интересен. еще и рисунок вышивки - он повторяет рисунок набивных тканей, которые британцы привозили из Индии.
В дальнейшем, примерно в конце 18 века, когда жизнь женщины стала все же более социализированной, дамские наряды получили и вшивные карманы, как у мужчин, а навесные карманы остались детям или домашним хозяйкам.
Либо дамам почтенного возраста, предпочитающим одеваться по моде времен своей молодости. Как и сейчас.
Навесные карманы продолжали служить прибежищем разных бытовых мелочей - в них могли положить рукоделие. небольшие детские игрушки или отложенную временно книгу, письменные принадлежности, и даже пару яблок или печенья.
Как на рисунке Уильяма Наттере к пьесе Уильяма Редмора Бигга "Потерянный пенни", Англия, 1803 год.
Здесь речь в основном о домашней женской и детской одежде.
Подвесные карманы на тесемках стали носить поверх одежды, а затем и пристрачивать к ней в том виде, как мы знаем сегодня. Так появился всеми любимый домашний фартук, а также фартук горничных и советских школьниц.
Карманы на дамской одежде стали вшивными ближе к концу XVIII века, когда в моду вошел неоклассический стиль одежды, предполагающий более легкие и узкие наряды. Носить накладные карманы на тесемочках стало просто неудобно, особенно в начале XIX века
Необходимые мелочи: ключи, деньги, носовые платки, нюхательные соли дамы стали носить в крошечных сумочках-ридикюлях, что в переводи с французского означает "смешной".
Или отдавать на хранение сопровождающему их мужчине, что породило немало романтических ситуаций, например, когда у дамы не оказывалось носового платка и ей одалживал свой джентльмен.
Возвращение пышных юбок в середине XIX века наконец дало женщинам возможность использовать карманы на собственной одежде, что стало и некоторым элементов независимости.
Причем таких кармашков было несколько - ближе к талии для часов, в боковые разрезы юбки вшивали те же мешочки, в которых можно было хранить более крупные предметы - тот же новой платок, зеркальце, записную книжку и т.д.
Подумать только, эмансипация дошла до того, что женщина могла самостоятельно узнать который час, не обращаясь за помощью к джентльмену.
Кто бы мог подумать, что обыкновенный карман - вшивной или накладной может иметь такое принципиальное значение.
Тем не менее, некоторая разница в подходах к мужским и женским карманам сохранилась до сих пор. Если для мужчины держать руки в карманах брюк, пальто или куртки еще может восприниматься как некоторая дерзость и легкое фрондерство, то для женщины это совершенно не допустимо.
По крайней мере, если говорить о классических правилах хорошего тона. Ну может быть, в домашней обстановке или в спортивных куртках. Даже если кому-то из читательниц это не нравится.
Поэтому, несколько лет назад случился небольшой бум, когда покойная королева Елизавета II появилась на фотографии, дерзко держа руки в карманах.
Как известно, мода идет по кругу. Сегодняшняя, по крайней мере вечерняя, уже вовсю экспериментирует с корсетами, турнюрами и кринолинами, пока еще в мягких версиях.
Возможно, что и подвесные карманы на поясе мы увидим на модных показах следующих сезонов. А почему бы и нет?
Сохраняйте канал во вкладке "Подписки", нажмите на значок колокольчика рядом с кнопкой "Вы подписаны" и вам не придется искать новые статьи в общей ленте, они придут к вам сами!
Канал в telegram и boosty, там тоже много интересного.