Определение «непосильная» требует разъяснения. Ситуации бывают разные, как и причины затруднений в освоении программы учениками.
Для целесообразности и в целом эффективной работы как преподавателя, так и ученика, считаю важным систематически и индивидуально прорабатывать сами цели и выбирать надлежащие средства для их достижения.
Важно ответить на вопрос:
Для чего сегодня конкретный ребёнок обучается музыке?
И здесь особенно важно – где именно.
Если это ССМШ (средняя специальная музыкальная школа), то, конечно, говорить об общем музыкальном развитии в этом случае неуместно. Программа СПО (среднего профессионального образования) ставит свои жёсткие рамки, т. к. она в ответе за того среднего специалиста, которого она выпустит для музыкального ВУЗа, для своего государства и для мира в целом после 11 лет обучения. И она просто не пропустит того, кто не соответствует её «диктатуре». С этим важно вовремя смириться и в случае тяжёлых затруднений просто пойти другим путём, например, через музыкальную школу, если есть желание оставить музыку частью своей жизни.
Формула успеха – быть честным перед собой, ставить реальные цели
И абсолютно везде действует важнейшее условие – трудиться в удовольствие.
Так или иначе, удовлетворение от работы, проживание своей успешности хотя бы в какой-то мере, ощущение своего внутреннего потенциала, внутреннего «я могу» и «я хочу» – это неотъемлемая часть целесообразности любого труда.
Или же другая формулировка: если «я хочу» не соответствует объективной реальности, важно чётко определить на момент ЧТО «я могу» и работать в условиях этого «я могу», чтобы, возможно, в дальнейшем расшить его рамки.
Упрощать уровень сложности образовательной программы для конкретного индивида нужно до тех пор, пока продуктивность от её прохождения будет равной не менее 50% от общих психофизических затрат на неё (моё личное, очень общее соображение, без конкретизации).
Почему не 100%?
Однажды, мой профессор сказал: «То, что не развивается – деградирует». То есть, длительное пребывание в зоне комфорта, где всё настолько легко, что удаётся на все 100, в итоге потеряет свою ценность, так как не поспособствует движению вперёд.
Бесценный ресурс
Нередко огромный объём энергии и времени в итоге уходит на отчасти бесполезный труд, когда даже образовательный процесс сложно обозначить как приносящий хотя бы удовлетворение от него самого, не говоря о том, что конкретной цели он не служит. Но чем не цель обеспечить качество процесса?
Причины, по которым ученик не справляется с программой:
a. «Я не хочу»
b. «Я не могу»
Здесь не стану лить воду о том, почему происходит так или иначе, но находясь в позиции учителя, мне важно со своей стороны сделать всё возможное, чтобы учащемуся «захотелось» и «смоглось».
Как рационально направить силы учащегося и учителя?
В критической ситуации, по моему мнению, важно дать программу, которая покажется ученику простой в отношении сложности воспроизведения (технической) конкретно для него, но при этом понравится, как она звучит.
Это когда «быстро, вкусно и недорого». Именно тогда можно говорить о качестве работы, когда есть материал, когда он становится доступным.
Кто сказал, что «фастфуд» не бывает из качественных продуктов?
Проблема в том, что данная, предложенная мной позиция может противоречить педагогическим установкам бюджетной образовательной системы, о смысле которых, как мне кажется, задумываются нечасто.
Безусловно, любой процесс обучения должен основываться на постоянном продвижении вперёд, на усложнении задач, их преодолении, за счёт чего и происходит развитие. Но всё относительно.
Принцип меры, взвешивание пользы и потерь, и многое другое – важная часть отношений модели «учитель-ученик».
В некоторых случаях достаточно выполнить одну задачу – сдать экзамен. Каким образом? Играть то, что доступно, что бы то ни было, но делать это крайне хорошо.
Но существует проблема учительских амбиций («ученик должен; я должен/должна»), родительских представлений о возможностях своего ребёнка, проблема воспитания детей и их отношения к предмету и к своему труду, как и к труду своего преподавателя. И прочее.
В непростых ситуациях, возникающих по большей части ввиду подобных причин, в качестве ведущей силы начинают выступать эмоции сторон, нередко отвлечённые от самого предмета музыки. В этих условиях непросто подобрать оптимальный, объективный вариант учительской стратегии…
В заключение, хочу пожелать влюблённости в своё дело всем своим читателям, вне зависимости от сферы деятельности. Не бойтесь делать что-то по-своему и идти своим путём!
Успехов и удачи!
Всегда рядом,
Ваша Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи:
О моих уроках: