Найти в Дзене
Автозавод NN

Колхозник, труженик, козлик: легендарный ГАЗ-69

В августе 1953 года Горьковский автозавод начал производство легендарного вездехода ГАЗ-69. За годы своего существования этот автомобиль пережил множество изменений и стал настоящим символом надёжности, универсальности и высокой проходимости. История ГАЗ-69 началась в 1947 году, когда Совет министров СССР поручил заводу разработать лёгкий многоцелевой внедорожник, способный перевозить до 8 человек, буксировать прицеп и справляться с самым сложным бездорожьем. Горьковские конструкторы начали разработку с нуля, отказавшись от дальнейшего развития платформы серийного вездехода ГАЗ-67Б, но сделали ставку на широкую унификацию по отдельным узлам с другими автомобилями нового поколения – как уже поставленными на конвейер Горьковского автозавода, так и готовящимися к производству. Среди таких унифицированных узлов можно отметить двигатель, сцепление, коробку передач, электрооборудование, тормозную систему, рулевой механизм и другие элементы. Такой подход позволял сократить сроки подготовки пр

В августе 1953 года Горьковский автозавод начал производство легендарного вездехода ГАЗ-69. За годы своего существования этот автомобиль пережил множество изменений и стал настоящим символом надёжности, универсальности и высокой проходимости.

История ГАЗ-69 началась в 1947 году, когда Совет министров СССР поручил заводу разработать лёгкий многоцелевой внедорожник, способный перевозить до 8 человек, буксировать прицеп и справляться с самым сложным бездорожьем. Горьковские конструкторы начали разработку с нуля, отказавшись от дальнейшего развития платформы серийного вездехода ГАЗ-67Б, но сделали ставку на широкую унификацию по отдельным узлам с другими автомобилями нового поколения – как уже поставленными на конвейер Горьковского автозавода, так и готовящимися к производству. Среди таких унифицированных узлов можно отметить двигатель, сцепление, коробку передач, электрооборудование, тормозную систему, рулевой механизм и другие элементы. Такой подход позволял сократить сроки подготовки производства и упростить последующую эксплуатацию машины. При этом новый внедорожник стал абсолютно самобытным, с передовыми техническими решениями — 2-ступенчатой раздаточной коробкой, подвеской на полуэллиптических рессорах, двигателем со сменными вкладышами коленчатого вала, отопителем салона, которого в то время еще не имели многие легковушки.

-2

Первые опытные образцы несли собственное имя «Труженик», альтернативой ему предлагалось наименование «Колхозник». Однако эти названия так и не утвердили, а в народе ГАЗ-69 получил ласковое прозвище «козлик» за манёвренность и уникальную для своего времени проходимость. Доводка конструкции вездехода заняла несколько лет. За это время были построены и испытаны три серии опытных образцов, прошедших десятки тысяч километров дорог и бездорожья в ходе заводских и государственных испытаний. Машины без труда преодолевали 40-сантиметровый снежный покров, полуметровый брод и глубокую грязь. Проверялась даже возможность перевозки вездехода авиатранспортом. Все испытания ГАЗ-69 прошёл с блеском!

Интересно, что вездеход сразу же начал выпускаться в двух вариантах: помимо базовой грузопассажирской модели с 8-местным кузовом, в котором задние пассажиры располагались на откидных лавочках, существовала пассажирская модификация ГАЗ-69А с 5-местным комфортабельным салоном и отдельным багажником в задней части кузова. При этом обе версии могли с равным успехом буксировать по любым типам дорог грузовой прицеп ГАЗ-704 весом 850 кг. Универсальность сделала ГАЗ-69 незаменимым. Его использовали в армии, геологоразведке, строительстве и на полярных станциях. Модель легко адаптировалась под самые разные задачи.

Производство «шестьдесят девятых» продолжалось до января 1973 года, а их суммарный выпуск превысил 630 тысяч экземпляров! Кроме того, по советской лицензии автомобили ГАЗ-69 и их модернизированные версии выпускались в Румынии (в 1957-1975 гг. под марками IMS-57 и ARO-M461) и в Северной Корее (в 1962-1985 гг. под маркой Kaengsaeng).

-3

ГАЗ-69 стал настоящей легендой советского автомобилестроения, символом эпохи и примером того, как инженерные решения могут изменить будущее. Сегодня традиции ГАЗ-69 продолжаются в современных моделях, таких как «Соболь NN 4х4». Этот внедорожник сохраняет дух легенды, сочетая высокую прочность, надёжность и уникальную проходимость!