Возможно этимологически связано с названием судна эскимосов - каяк = каiaк=каiок=каюк.
В этимологическом словаре Крылова Г. А. начала XXI века: "Каюк. Это простонародное слово, имеющее значение «смерть, гибель», заимствовано из тюркских языков, где находим каюк — «конец»". У Фасмера: "каюк «лодка, челн», укр. каюк. Заимств. из тат., тур., крым.-тат., казах. kаjуk — то же". Просматривается определенная связь судно-смерть, и, возможно, море-гибель-судно.
Каюк, — судно, употребляемое торговыми людьми, плавающими ежегодно вниз по Печоре, для торгу с прибрежными ея жителями. Каюк печорской несет от 1, 500 до 2,000, и редко до 3,000 пудов грузу; суда большого размера, поднимающие до 4 и 5,000 пудов, называются здесь барками, и разбиваются в Устьцыльме или Пустозерске, не возвращаясь вверх по реке. Каюки волжские напротив поднимают до 30,000, а Камские — до 35,000 пудов.
Шренк А. И. Областные выражения русского языка в Архангельской губернии // Записки Императорского Русского географического общества. - Книжка IV 1850 г.. - стр. 121-167., стр. 150
Каюк м. а сев. также каик. речное грузовое судно, род полубарки с двускатною крышей, загнутым носом и каюткою в корме. Печорский подымает до 2 т. пудов, Архангельский 5—9 т., Чердынский 10 т., Волжскій до 30 т., Камский до 35 т., Архангельский длиною от 8 до 12 саж. шириною 3—4 ½ саж. По Двине, род каюков назыв. годейники. Юж. бат, ботничекъ, долбушка, однодеревка без набоев или душегубка, лодченка, каючёк. Все вобще каюки начально строились из однодеревок, с набоями, насадами по борту. Каючка ж. сиб. лодка на малых реках.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Т. 2, стр. 716
Каюк, лодка, с 2—4 веслами; см. Каик.
Клюшников В. Всенаучный энциклопедический словарь [Книга]. - Санкт-Петербург : Х. К. Небе, 1878. - Т. Часть I. А.—Л., стр. 892
Каюк — судно, ходящее вверх и вниз, строится на несколько лет. Имеет от 50 до 80 ф. длины, от 12 до 17 ф. ширины и от 7 до 9 ф. глубины, поднимает от 1000 до 3000 пудов и садится в воду от 4 — 5 ф. Среднюю его долговечность считают около 5 лет, а стоимость до 500 руб. По внешности он походит на бархот (ф. 109). Киль у каюка чаще из цельного дерева, шпангоутов от 40 до 50 с кривообразными флортимберсами. Ахтерштевень ставится вертикально, а форштевень с уклоном в наружу, подходя же ближе к палубе его загибают к корме в роде того как это делалось на судах отдаленной древности (акростоль). Такое возвышение достигает до 5 фут. Флортимберсы скрепляют с килем железными гвоздями и на верхние их грани накладывают во всю длину судна горизонтальные брусья (нарубни) выходящие на столько в наружу, что по ним можно ходить. Haрубни составляют как бы грузовую ватерлинию. На них, по направлению флортимберсов ставятся вертикально стойки, срезываемые вровень с крышей. На шипы этих стоек кладется другой нарубень несколько тоньше первого. Пространство между килем и нижним и верхним нарубнями покрывается досками, составляющими обшивку, скрепляемую с флортимберсами и стойками, — железными и деревянными гвоздями. Обшивные доски соединены со штевнями в шпунты. По средине длины каюка на штевни, выходящие несколько выше бортов, кладется брус (конь, князь), в него врезываются стропила (чоблоки), а на них параллельно князю, на некотором расстоянии, кладутся брусья меньшей толщины (коньки). Поперёк коньков и князя кладутся несколько дугообразно досчатые стлани, прикрываемые берестой, а на нее другой ряд досок образующий палубу (крыша). Коньки и конь поддерживаются подставками; палуба пришивается гвоздями и притугами лежащими на конях. Для подъема якорей ставятся в носу и корме вороты. В задней части судна устраивается каюта для лоцмана, носовщика и водолива, а в носовой, в палубе делается люк (выход). Жилье для судорабочих (голубятня) устраивается по средине судна, в которую входят чрез дверь, устроенную между нарубнями. Чрез нее же нагружают и товары. Руль навесный на петлях, два якоря около 12 пудов и пеньковые канаты. Для приведения каюка в движение имеется 6 весел. Мачта однодеревка с одним большим парусом, а, чтобы мачту при ветре не ломило, ее поддерживают вантами (лошки). Судорабочих бывает от 6 до 20 человек. На каюках возят муку, овёс, льняное семя, лен, смолу, а в обратный путь везут рыбу и сваливают ее в Великом Устюге.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2., стр. 632-633
Каюк — грузовое, крытое, об одной мачте, судно речное, длиною 8—12, а шириною 3—4 ½ сажени, с каютой в корме и с загибающимся внутрь судна носом; ходит под парусами, на веслах и на бичеве, сидит в воде 4 фута, а грузу подымаетъ 7—8 тысяч пудов. На каюках приплавляют в Архангельскую губернию грузы Вологжане по Северной Двине и Чердынцы из Пермской губернии по Печоре.
Подвысоцкий Александр Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1885., стр. 64
Каюк долбленый
Каюк долбленый (ф. 100) — простой челнок, употребляемый для сообщений судна с берегом или между берегами, в длину не превышает 13 фут; не представляет ничего особенного, встречается на всех наших реках; рисунок его помещается только для того, чтобы ознакомить читателя с самым простым перевозным снарядом.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 572
Каюк Донской
Каюк Донской (ф. 101) длиною до 31 ф., имеет прямое дно, съемную мачту и косой парус; таже перевозная лодка, способная поднимать незначительные грузы, ходит на вёслах и под парусом.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 573
Каюка
КАЮКА, и, с. ж. Род водоходного судна.
Второе отделение Императорской Академии Наук Словарь церковно-славянского и русского языка - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1847. - Т. 1, стр. 168
Каючка
КАЮЧКА, и, с. ж. Обл. Лодка, употребляемая в Сибири на малых реках.
Второе отделение Императорской Академии Наук Словарь церковно-славянского и русского языка - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1847. - Т. 2, стр. 168
Каяк
Лодки двух типов: одна — узкая с плоским дном, состоящая из легкого переплета деревянного или костяного, сплошь обтянутого твердой шкурой моржа (за исключением тесного круглого отверстия для седока, наглухо заделываемого), крайне упругая, совершенно непроницаемая для воды даже в перевернутом виде, управляемая двулопастным веслом — это каяк, мужская охотничья лодка для преследования морских зверей; у западных Э. она делается и двух-, и трехместная (байдара). Другая — умиак — так называемая женская лодка, тоже обшитая по дну и бортам шкурами, но широкая и открытая, для перевозки грузов при кочевках.
Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона., Эскимосы
Каик (кайка, kaïk)
Каик – Птица по-Черемиски и по-Чювашски.
Сравнительный словарь всех языков и наречий по азбучному порядку расположенный Ч. 2 Д-Л - Санкт-Петербург : [б.н.], 1791., стр. 294
КАЙКА или Каик. Бот, находящийся при галерах, так как шлюбки при военных и других кораблях. Каиками называются так же небольшие суда, употребляемыя козаками на черном море и содержат от 40 до 50 человек экипажа. Есть еще род не больших лодок в Леванте и средиземном море, которые равно именуются каиками.
Яновский Николай Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1804. - Т. Часть II., стр. 22
КАЙКА, и, с. ж. Мор. Небольшое, подобное галере судно; род бригантины.
Второе отделение Императорской Академии Наук Словарь церковно-славянского и русского языка - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1847. - Т. 2., стр. 152
Каик, тур. kaïk. — Небольшое гребное судно в Турции.
Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов , вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней - Москва : Манухина А. И., 1865, стр. 250
Каик, 1) род небольших морских судов у черноморских и азовских казаков, 2) длинное и узкое турец. судно.
Клюшников В. Всенаучный энциклопедический словарь - Санкт-Петербург : Х. К. Небе, 1878. - Т. Часть I. А.—Л, стр. 825
Каик турецкий есть легкое, гребное перевозное судно или просто лодка, употребляемая на тихих водах Босфора. Корма его несколько выше носа (общий характер турецких судов). Султан, паши и вообще богатые и состоятельные Турки имеют свои каики, на которых катаются по светлым и спокойным водам Золотого рога и переезжают на азиатский берег. Такие каики отделаны роскошною резьбой и окраской и, конечно, резко отличаются от каиков перевозных, которыми владеют простолюдины. Наружность каика при сем прилагается. Фиг. 48.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно [Книга]. - Москва : тип. Л. Ф. Снегирева, 1879. - Т. 1, стр. 168
Каики — длинные, редко парусные лодки, столь же характерные для Константинополя и Золотого Рога, как гондолы для Венеции, обыкновенно с 1, 2 или 3 парами весел. К. легки и грациозны, но не особенно устойчивы; часто раскрашены масляными красками. У высших турецких сановников в К. обыкновенно 7 пар уключин и рулевой, реис; 10 уключин и балдахин на раззолоченном К. — привилегия султана.
Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
каик — речное грузовое килевое судно весьма распространенного у нас типа, вроде полубарки с двускатной крышей-палубой с дверью посередине, с загнутым кверху носом и каютою; с большим прямым рейковым парусом; имеет 6-8 весел, или гребков. Различают К.: а) волжские — плавающие на системе р. Волги, длиною 5,3-20,0 саж., при осадке с грузом в 5,0-9,0 чет. арш.; поднимает грузу 3000-18000 пд., может служить до 5 лет; б) невские — плавают по pp. Неве и Свири, длиною 11-16 саж., при осадке с грузом 7-8 четв. арш.; поднимает грузу 8000-16000 пд. и может служить до 12 лет; в) северодвинские — на pp. Северной Двине, Сухоне и Вологде, длиною 6-22саж., при осадке с грузом 4,0-9,5 чет. арш.; поднимает грузу 1200-25000 пд. и может служить до 8 лет. В 10-летие (1879-1888 гг.) построено в Вологодской губ. — по pp. Югу — 2, р. Сухоне — 529, pp. Инхолице, Стрелице, Шуе и другим Тотемского уезда — 153; по pp. Шореге, Вологде, притокам р. Сухоны и др., в Тотемском, Кадниковском и Вологодском уу. — 1077; всего 1781; г) печерский — плавающий на р. Печере, весною до устья; лодкообразное мачтовое судно и д) сибирский — на разных реках Сибири.
Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.