Когда я рассказываю своим ученикам о древнерусских мерах длины, их глаза загораются от удивления. «Как это – измерить расстояние локтями или ступнями?» – спрашивают они. И тут начинается самое интересное! Возникают разные вопросы. Почему длину чего-либо измеряли, используя слова, называющие части тела, например ладонь, пальцы рук, ступня, шаги человека?
Попытаемся представить наше далекое прошлое. Там нет линейки, рулетки или сантиметровой ленты. Зато есть универсальный инструмент – наше тело, которое всегда с собой! Наши предки использовали части своего тела для измерения длины, и у каждой меры было своё старорусское название.
Чтобы понять, сколько это «пядь», «локоть», «сажень», выясняем:
– пядь – это расстояние между вытянутым большим пальцем и мизинцем, примерно около 23 см;
– локоть – длина от локтя до кончиков пальцев, примерно 46 см;
– сажень – размах рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков другой, около 213 см.
Эти названия меры длины были удобны в то время. Ведь у каждого человека всегда под рукой был личный «измерительный прибор». Однако у такого подхода был и минус: у всех людей разный рост и длина конечностей, поэтому измерения были неточными.
Возникает вопрос: как же названия меры длины стали частью общей культуры?
На уроках окружающего мира мы с ребятами ищем ответы и часто обращаемся к истории. Помогает нам в этом платформа «1С:Урок».
Здесь есть интересные сведения о материальной культуре и быте Древней Руси. Мы узнаём, что слова «сажень» и «локоть» использовались не только в повседневной жизни, но и в строительстве. Так, например, знаменитые русские избы и храмы возводились с учётом этих мер.
Интересно, что «сажень» была настолько важной мерой, что её даже делили на более мелкие части: полсажени, четверть сажени и так далее. А ещё существовали разные виды саженей: маховая (народная), косая, казённая. Каждая из них использовалась для определённых целей.
Как же можно изучать древнерусские меры длины с учениками?
Чтобы сделать эту тему ещё более познавательной, я предлагаю детям самим стать «живыми измерителями».
Вот несколько идей для таких уроков:
1) измеряем класс локтями и пядями; ребята с удовольствием выясняют, сколько локтей умещается в длине парты или сколько пядей в ширине доски;
2) сравниваем древние меры длины с современными, например, узнаём, что сажень – это примерно два метра, а локоть – почти полметра;
3) строим «древнерусскую избу» из конструктора, используя сажени и локти; дети проектируют макет дома, стараясь делать так, как наши предки;
4) играем в «старинный рынок», где ребята становятся купцами и покупателями, измеряя товары локтями и пядями.
Почему это важно?
Изучение древнерусских мер длины – это не просто интересный исторический факт. Это возможность показать детям, как люди в прошлом находили жизненно важные решения без современных технологий. Такие уроки развивают изобретательность, смекалку, воспитывают уважение к народным традициям. Кроме того, изучение старых названий мер длины – это повод задуматься: а как же мы измеряем длину в нашем мире или какие «локти» и «пяди», возможно, появятся в будущем?
Так что в следующий раз, когда мы услышим слова «сажень», «локоть» или «пядь», вспомним, что это касается нашей истории, к изучению которой нужно привлекать детей, вызывать у них живой интерес к народным традициям.
Давайте попробуем измерить свой рост, используя самую любимую меру на Руси – «сажень», о которой сообщается в древнерусских летописях ХI века. Чтобы узнать, что такое сажень, нужно развести руки в стороны. Вот это и есть «сажень» (от древнерусского глагола «сягать», т. е. достать, дотянуться).
В былинах про богатырей часто встречается выражение «косая сажень». Та самая большая мера сажени: расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев стопы, отодвинутой в сторону, противоположной ей ноги.
Это диагональ, равная примерно 248,9 см. Именно это и было описанием роста русских богатырей. На схеме это отображено так:
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Школа №113.