Совсем недавно жизнь свела меня с удивительным человеком. Надежда Александровна Санцевич долгие годы работала учителем русского языка и литературы в школах Новосибирска. Сейчас Надежда Александровна председатель общественной организации «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество», а также глава Белоруской национальной автономии.
Благодаря Надежде Александровне я побывал на фестивале национальных культур «Новосибирск – город дружбы», а затем мне удалось встретиться с ней и поговорить о её жизни – непростой, но интересной и многообразной, в которой не нашлось места лишь равнодушию и скуке.
– Здравствуйте, Надежда Александровна! Давайте начнем разговор с Вашего детства.
– Я родилась в селе Малый Калтай Залесского района Алтайского края. Из своего раннего детства я мало что помню. Мои бабушка и дедушка, к которым я приезжала каждое лето, жили в селе Заплывино, и мои детские воспоминания связаны в основном с этим местом.
Моя мама, Лидия Иосифовна, была очень красивой, хорошо пела. Несколько лет она жила в Молдавии у своей тети, там она пела в Молдавском народном хоре. Я оставалась в Заплывино с бабушкой, куда она перебралась, когда вышла замуж за вдовца Одышева Андреея Николаевича. Он был замечательным человеком, очень тепло и нежно ко мне относился, как настоящий дедушка, с ним всегда было интересно. Дед Андрей брал меня с собой на рыбалку, рассказывал о премудростях рыбацкого дела. Каждое утро я провожала его до конторы – он был главбухом в совхозе в Заплывино.
Однажды мама поехала навестить меня и бабушку и в поезде познакомилась со своим будущим мужем и моим отчимом Александром. Он и его друг представились журналистами. Когда мама приехала к нам, то через два дня за ней приехали два «журналиста», якобы взять у неё интервью, но потом выяснилось, что они никакие не журналисты. Через некоторое время мама и отчим переехали в Новосибирск и поженились.
Для меня лето в Заплывино всегда было связано с речкой, походами, но плюс ко всему прочему я работала на посадках елок. Я сдружилась с семьей местного лесника Федора Чернова. У него была большая семья, целых девять детей. Старшие дети следили за нами, а с младшими мы были творческой «кучкой-могучкой», с которой мы устраивали спектакли.
Бабушка, Мария Филипповна, была не строгой. Строгость ее заключалась лишь в том, что, когда я отпрашивалась на речку, она говорила: «Ты только не утони, утонешь – домой не приходи!». Очень хорошо помню, как мы ходили по грибы и по ягоды. У нас на покосе была большая ягодная плантация. Что такое копнить и стоговать, я узнала очень рано. Сверху на стогу стояла моя бабушка, а дети и взрослые снизу кидали ей сено. Сено было невероятно душистым благодаря разнотравью, которое росло на полях, и подсохшей землянике.
Каждое лето в Заплывино я выполняла задание, которое давали мне родители. Я должна была насобирать и насушить грибов и ягод. И когда за мной приезжал отец, мы увозили всё это в город. За лето я собирала мешок грибов и ягод и была для семьи добытчицей.
– Знаете, а моя семья тоже из Алтайского края. Я знаю, что там живет много разных национальностей. Возможно, с тех пор у вас появился интерес к межнациональной дружбе?
– Сёла Алтайского края всегда были многонациональными. Директором совхоза в Заплывино был немец. Немцев всегда там было много. Самое интересное, что у Сашки Герберта, чистокровного немца, была стабильная двойка по немецкому, которую летом приходилось исправлять. Много было представителей народов Мордвы: мокши и эрзя, у меня тоже есть мордовские корни. Также были татары. Я варилась в таком многонациональном котле.
В доме по соседству с моей бабушкой жили цыганка баба Катя и белоруска баба Ефросинья. Я очень любила бабу Ефросинью. Почти так же сильно, как родную бабушку. Она была очень доброй и ласковой со всеми – в силу своей неистраченной любви. В годы войны она потеряла всю семью. Её эвакуировали из Белоруссии в Алтайский край, и так как она больше не создала своей семьи, она дарила любовь соседским детям. Она очень ласково ко мне относилась, я приходила к ней как к себе домой. Бабушка Ефросинья сохранила в себе культуру своего народа. Она носила расшитые льняные рубахи, юбки в полоску и фартук. При том, что на Алтае вышивка не была какой-то диковинкой и вышивать умели практически все, ее вышивка была особенной. Ещё она плела кружевные подборы для кроватей, покрывала, накидки на подушки.
–В школу вы пошли в Новосибирске? Какой была ваша школьная жизнь?
–Да! К тому времени, как мне нужно было идти в школу, родители забрали меня в Новосибирск. У меня тогда уже родились брат и сестра, с которыми мне приходилось нянчиться. Родители работали на Новосибирском заводе химконцентратов, у которого было московское обеспечение, и зарабатывали они неплохо. Правда, мама долгое время была домохозяйкой.
Я хорошо помню свой первый школьный день. У меня в памяти осталось, как директору школы №30 в Заельцовском районе первого сентября вручили большой символический ключ от нового здания школы и как я постеснялась отдать букет учительнице и принесла его домой! Училась я в 1 «З» классе – вот сколько было первых классов!
Мы жили в большом многоквартирном доме, и я помню, что весь двор был одной большой дружной семьей. Бабушки, сидящие на лавочках, следили за малышней. Старшие ребята никогда не обижали младших, а наоборот опекали нас. У нас во дворе были хоккейная и футбольная команды, была большая хоккейная коробка на несколько дворов. Каждый дом понедельно следил за порядком в ней. Я тоже занималась хоккеем и была нападающей, также я занималась в секции конькобежного спорта. Раньше весь спортивный инвентарь в секциях выдавали бесплатно.
Потом, когда мне было 13 лет, родители объявили, что у нас будет ещё братик или сестренка. Нам дали квартиру побольше, мы переехали, а я перешла в другую школу – № 143.
В школе я была достаточно активной. Сначала я была председателем совета отряда, потом, когда стала постарше, председателем совета дружины, потом вступила в комсомол и стала комсомольским вожаком. Я принимала участие во всей школьной общественной работе. Главным делом тогда для всей пионерии был сбор макулатуры и металлолома, наш класс всегда собирал больше всех, в каком бы мы ни были возрасте.
– Куда вы пошли после школы?
– Училась я в Новосибирском Педагогическом Институте. Я не мечтала поступить именно в этот ВУЗ, всю свою сознательную жизнь я хотела поступить в архитектурный. С детства я любила рисовать. Когда я училась в первом классе, со мной учился мальчик Витя, отец которого был художником. В чердачном помещении пятиэтажки у него была студия, в которую он приглашал всех желающих научиться рисовать. Витя подарил мне огромную коробку цветных карандашей, в три ряда, которую его отец привез из Москвы, специально для того, чтобы он подарил ее своей подружке. Эта коробка очень долго лежала у меня: мне было жаль пользоваться этими карандашами.
В десятом классе к нам преподавать русский язык и литературу пришла Альвина Георгиевна Белозерцева. Наши отношения начались с конфликта. В сентябре нам дали сочинение. Я всегда писала их неплохо. Но тогда мне не понравились ни тема, ни новый учитель. Тема была «Я и мои учителя». За урок у меня ничего не родилось, а хотелось чего-то интересного. Я принесла сочинение на следующий день, а учительница сказала, что надо было писать в классе, и поставила мне жирную единицу. Я тогда только подумала «ничего себе». Потом было литературное сочинение, которое я написала за время урока, но мне поставили за него четыре. Я восприняла это как личное оскорбление и пошла выяснять отношения. Нормальные взаимоотношения у нас установились к седьмому ноября, когда именно с нашим классом Альвина Георгиевна решила поставить поэму Маяковского «Хорошо». Потом случилось то, что сблизило нас окончательно. Будучи комсомольским вожаком, я собрала комсомольские билеты, чтобы поставить на них печати, и нечаянно залила их клейстером для оклейки окон, который по неосторожности поставила в портфель, где уже лежали билеты. С повинной головой я побежала к учительнице физики, которая была секретарём партийной организации. Собрали комитет комсомола, решали, что же со мной делать. Альвина Георгиевна, состоявшая в этом комитете, встала и защитила меня. Мне вынесли выговор. Когда все закончились, мы пошли домой вместе, поскольку были соседями. Мы разговорились, а потом она стала приглашать меня к себе домой. У неё была огромная библиотека, которой она позволяла мне пользоваться. В результате в моей жизни все перевернулось, и я решила поступать на филологию.
Но первые два года после окончания школы я вообще никуда не поступала. Мой отчим никогда меня не обижал, но однажды ночью я случайно услышала разговор между отчимом и мамой о том, что мне еще очень долго учиться. Меня захлестнула обида, и я на все лето уехала к бабушке. Вернувшись осенью домой, я пошла работать в школу пионервожатой.
Первый год были слеты, много дел, летняя пионерская смена. На следующий год я тоже никуда не поступала. Потом я вышла замуж и... вспомнила, что надо поступать в институт. И в двадцать лет я поступила в Педагогический институт – на заочное отделение, потому что у меня уже родился ребенок, и нужно было работать. После первого курса я сразу перешла на третий. Когда у меня была возможность, я ходила на лекции вместе со студентами очного отделения. К моменту окончания института я уже работала лаборантом на кафедре русского языка, благодаря Альвине Георгиевне, которая в это время уже преподавала в НГПИ.
В те годы наша студенческая жизнь была очень интересной. У нас на факультете проводился конкурс КВН, главным призом которого был жареный гусь. Весь институт жил в преддверии финала конкурса. Интересно, что в конкурсе участвовали и преподаватели, и студенты.
– Где вы работали после института?
– После окончания института я пошла работать на факультет общественных профессий, к тому времени Альвина Георгиевна стала его деканом и взяла меня к себе. Но зарплата там была не самая высокая, поэтому в 1989 году я пошла работать в 24-ю школу учителем литературы.
В то время было невероятно интересно преподавать литературу. Тогда появилась та литература, которая раньше не публиковалась. Появились интересные толстые журналы, которые я выписывала. Мы с семьей жили в частном секторе, и нам журналы приносила почтальон, которая от тяжести чертыхалась, так много я выписывала журналов.
В школе меня сразу поставили преподавать в старших классах, в одиннадцатом классе я была классным руководителем. Несмотря на то, что я учила их всего один год, я сильно к ним прикипела, и они были очень мне дороги как первый мой выпуск.
До того, как прийти в школу, я работала в ВУЗе, где к студентам было принято обращаться на «вы», а школьников удивляло такое обращение к ним, и они перешёптывались в коридорах по этому поводу. Перед 23 февраля мы решили устроить мальчишкам праздник, угостить их пельменями. Мы поставили большую кастрюлю и кипятильником подогревали воду. Вода долго не закипала, и «умная» классная руководительница вытащила кипятильник из кастрюли. И он взорвался у меня в руках. Я успела закрыть глаза, поэтому они у меня не выгорели, но все очень испугались. Я получила ожоги, а мальчишки чуть ли не на руках потащили меня в туалет и начали поливать мои ожоги водой. Потом мы вернулись в класс, провели праздник, а на следующий день один мой ученик встал и сказал: «Надежда Александровна, после того как я по коридорам вас на руках носил, вы обязаны со мной на «ты» разговаривать».
Меня любили мои ученики, и у нас был небольшой конфликт с учительницей параллельных классов, которая думала, что я только и делаю, что влюбляю в себя учеников. Я твёрдо убеждена, что первая задача учителя, когда он приходит в школу, действительно влюбить в себя и учеников и их родителей. У учителя, которого ты любишь, на уроках ты ведёшь себя по-другому и хочешь получать хорошие оценки. В начале года для сплочения класса мы придумали игру, в которой ученики в импровизированном кафе изображали поэтов серебряного века и читали их стихи. В неформальной обстановке налаживается контакт между учеником и учителем, и это очень важно. Мне хотелось, чтобы ребята с удовольствием ходили на мои уроки.
После того, как я выпустила свой первый класс, мне дали тот класс, который стал мне совсем дорогим. Мне дали их «пятачками». Моя дочь училась в начальных классах в другой школе, и она практически меня не видела, ведь у нас не совпали смены. За маму и папу у нее был дедушка. Дед водил ее в музыкальную школу, делал с ней уроки, изучал гаммы и произведения, которые она играла. Я перевела её в свой класс, чтобы хоть там с ней видеться. Мне было непривычно вести пятый класс, но они пришли ко мне от хорошего учителя, поэтому были умными и обученными. Они были творческими, а я была тем учителем, который всегда это творчество поддерживал. Мы ставили спектакли, переделывая популярные в то время киносюжеты.
Когда они закончили школу, мне было очень грустно прощаться с ними, но выяснилось, что мы расстались ненадолго. Каждый год они приходили ко мне поздравить с днем рождения, а сейчас мы в этот день встречаемся в кафе.
– Почему вы перестали работать в школе?
– В «постперестроечные» годы в школе работать стало трудно, а иногда и невозможно из-за нелепых требований и запретов, которые отнюдь не способствовали качеству образования и авторитету учителей. И уважающие себя учителя часто имели конфликты с администрацией школы.А я ведь всегда была принципиальной.
В 2002 году я ушла работать в Новосибирское книжное издательство, которое тогда решило издать большую энциклопедию «Новосибирск» к 115 годовщине города, и мне предложили редактировать эту книгу. Была большая редакционная коллегия. Работали мы очень плотно, потому что это был заказ мэрии. В течении месяца мы приезжали на работу к семи, и уезжали только к одиннадцати. Потом выяснилось, что нужно верстать на тысячу страниц. а мы уже наверстали почти три тысячи, поэтому мы стали все быстро сокращать. Энциклопедия вышла в одном томе, но по количеству статей можно было создать все три тома.
В издательстве судьба свела меня с Алексеем Васильевичем Журавлевым, председателем совета военных ветеранов, который издавал мемуары героев войны. Издательство прикрепило меня к этому совету, чтобы я помогала тем, кто может быть героем, но не писателем. Они рассказывали мне о своей жизни, а я записывала на диктофон, расшифровывала и делала литературную обработку. Таким образом я познакомилась со многими удивительными людьми.
Мы выпустили книгу воспоминаний Героя Советского Союза Леонида Николаевича Пономаренко «Я был пехотой на войне». Потом мы издали книгу «Воин и певец» с творческой биографией Анатолия Жукова, певца оперного театра, который был фронтовиком. Затем была книга «Есть такая профессия – родине служить» Владимира Васильевича Козлова, Героя Социалистического Труда, директора НЭВЗ. При нём завод стал самым большим в Новосибирске. Владимир Васильевич был очень интересным человеком, его было интересно слушать и записывать за ним. Когда я о нем писала, то поняла, что трудно об этом человеке говорить от первого лица, потому что человек многого не может сказать о себе сам просто из скромности. И первые десять страниц я написала в двух вариантах, от третьего лица и от первого. Когда я дала ему их на прочтение, он предпочел, чтобы книга была написана от третьего лица и издана под моим авторством.
– Как вы стали членом Белорусской автономии?
– Работая в издательстве, в 2005 году я познакомилась с «Ассоциацией национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество», председателем которой был Владимир Григорьевич Бураков. У Ассоциации был договор на издание межнационального журнала «Содружество наций». От «Содружества» главным редактором была Елена Моисеевна Турецкая, а от издательства – я. Таким образом началось наше первое сотрудничество. Постепенно у меня завязалась с сотрудниками ассоциации большая дружба, такая, что мне некогда было заниматься издательскими делами, я занималась только журналом и общением с авторами статей, публиковавшихся в журнале ассоциации. Через какое-то время, благодаря общению с членами национальных организаций, я почти стала экспертом в области национальной политики.
Из издательства я ушла в 2012 году, к тому времени его купил человек, не имеющий понятия о работе такой организации. Он назначил меня директором издательства, думая, что я буду «девочкой на побегушках». Директор выгребал деньги, которыми нужно было платить типографии, участвовал в крупных тендерах, которые издательство не в состоянии было выполнить. Постепенно конфликт нарастал, он совершенно не понимал специфику издательского дела и даже не пытался понять, ему нужны были только деньги. Мне это надоело, и я ушла.
Несмотря на то, что я ушла из издательства, журнал «Содружество наций» остался за мной, и я продолжила с ним работать уже не только как редактор, но и оформитель. Мы заключили договор с Сибирским книжным издательством на издание этого журнала.
С Белорусской автономией я вплотную работала с 2006 года, потому что Владимир Григорьевич Бураков был не только председателем «Содружества», но и руководителем Общественной организации «Новосибирская региональная национально-культурная автономия белорусов». И он решил, что такого человека, как я, в автономии категорически не хватает. Он пригласил меня в офис автономии, которым он очень гордился, праздновать Новый год. Это был простой праздник, без национального колорита. Потом меня пригласили на отчетно-выборное собрание Белорусской автономии. Владимир Григорьевич начал зачитывать список членов совета автономии и вдруг назвал мою фамилию. Потом признался, что сам написал за меня заявление и подписал его. На совете автономии, он назначил меня своим заместителем. Вот так в 2009 году я стала заместителем председателя Белорусской автономии. Так как ко всему я привыкла относиться серьезно, то все что происходит с автономией, происходит и со мной. Кстати сама я не являюсь белорусской, но мой муж белорус и я всегда говорила, что я – белоруска по мужу, дочери и внукам, и если говорить об этнической Белоруссии, то её я всегда носила в себе. Мне близки черты национального характера белорусов. Белорусские женщины ласковые, а мужчины – обязательные, держащие своё слово, и работящие. Белорусы, в целом, очень трудолюбивый народ, и они высоко ценят свой труд. Белорус, в силу того, что он всю историю жил под чьей-то «пятой», весьма прагматичен.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Белорусской автономии
–Изначально Белорусская автономия – это было сообщество взрослых людей, но детей своих они подтягивали к общественной работе. У некоторых дети уже были настолько взрослыми, что заводили своих детей. Так наша автономия и разрасталась. Кто-то вступил извне, а кто-то в ней уже родился. У нас была девочка Олеся, которая с раннего детства участвовала во всех мероприятиях. Она была ведущей, пела, плясала, читала стихи. Она была с нами от своего рождения и до замужества. Сейчас она работает в доме культуры Академгородка.
У нас в автономии есть Людмила Владимировна Кощеева, которая отдала двадцать лет воспитанию детей. Она работает в школе искусств и преподает музыку и руководит детским многонациональным коллективом «Весёлка», исполняющим белорусские песни. Людмила Владимировна из этих детей собрала не только хор, у нее в коллективе есть и группы, и солисты. В нашей белорусской автономии есть и взрослые музыкальные коллективы «Завируха» и «Кумушки».
В основном общественной жизнью нашей организации занимаются студенты и пенсионеры – люди среднего возраста слишком заняты семьёй и работой. Мы проводим разные мероприятия. Перед Новым годом мы празднуем белорусское Рождество, приглашаем школьников и играем в колядки на белорусском языке. В 120-й школе мы проводили конкурс «Знакомство с Белоруссией». Участница нашей организации ездила в Белоруссию, и привезла много настоящих белорусских конфет, которые мы дарили победителям конкурсов. Для тех, кто был у истоков создания наших организаций, мы регулярно проводим праздник «День пожилого человека». У нас есть фестивали «В гостях у Лявонихи», «От Сибири до Полесья», «Свята бульба».
В Новосибирске работает Центр Белорусской культуры, который находится в Доме национальных культур имени Заволокина. В Новосибирске и области есть белорусские поселения, и в них общественные организации белорусов, белорусские танцевальные и песенные ансамбли. Самый яркий пример – деревня Колбаса Кыштовского района, где живет много белорусов. Даже в обычных районах, где большинство жителей русские, собираются ансамбли Белорусской песни.
Мало кто из Белорусов сейчас является носителем языка из-за его невостребованности. Если не говорить и не знать язык, то он теряется. Между новосибирскими и могилевскими ВУЗами существует договор о сотрудничестве, и Валентина Васильевна Панежа, педагог Белорусско-Российского университета, приезжает из Могилева и на базе Белорусского центра проводит экспресс-семинары по белорусскому языку «Дала мне мацi гэту мову» в рамках Белорусской арт-недели, которая организована для возрождения, развития и пропаганды многовековых белорусских традиций, и много людей из города и области их посещает.
– Вы с конца 2019 года возглавляете Ассоциацию «Содружество», расскажите об ассоциации и её деятельности.
– В ноябре 1994 года четырьмя национальными объединениями – «Белорусы Сибири», «Еврейский благотворительный фонд «Эстер», «Татарский общественный Центр», Финское общество «Ингерия» – была учреждена общественная организация – Ассоциация национально-культурных автономий Новосибирска и Новосибирской области. Сегодня в составе Ассоциации 27 национальных организаций, 15 из которых – в статусе национально-культурных автономий. Её деятельность началась с создания Центра национальных литератур, ставшего практически Домом Дружбы, центром межнационального общения, ныне – Городской межнациональный центр.
По инициативе «Содружества» был создан тележурнал «Мир наций» на канале РБК, а также издается межнациональный журнал «Содружество наций», редактором которого я являюсь со времени его основания. Мы проводим ежегодную научно-практическую конференцию «Культура и образование этнических общностей Сибири».
И каждый год 4 ноября мы организуем большой фестиваль национальных культур «Новосибирск – город дружбы» – ключевое мероприятие празднования Дня народного единства, на котором в этом году работали юнкоры вашего пресс-центра.
В День города на праздничных площадках выступают художественные коллективы национальных организаций, входящих в состав «Содружества». Много лет мы организовывали шествие многонациональной колонны по главной площади города во время парада, посвященного Дню Победы. Ежегодно проходит Межнациональный молодежный турнир по мини-футболу на кубок Ассоциации «Содружество», посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне.
При активной поддержке Ассоциации организациями, входящими в её состав, проводятся уже ставшие традиционными национальные праздники: «Славянское подворье», Сабантуй, Навруз, «Эхо Эллады», «Мэрцишор», «Сайри Лола», Ханука и множество других мероприятий.
– До свидания, Надежда Александровна! Было интересно и полезно узнать о Вашей жизни и работе. Желаю вам здоровья и многих новых полезных дел!
Егор Кузьмин 2024