Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Гаршин против Чехова – чей безумец безумнее?

После прочтения рассказа Всеволода Гаршина «Красный цветок» мне стало очень интересно сравнить его с любимой несравненной «Палатой №6» Чехова. У произведений много общего – тема безумия, больничные палаты психиатрической клиники и сами сумасшедшие, одержимые каждый своей идеей. Оба произведения в малой форме, оба поднимают важные вопросы. Но много и отличий. Оба героя сумасшедших – Громов и безымянный безумец Гаршина поглощены идеей борьбы со злом, если безумие Громова под большим вопросом, то герой Гаршина, безусловно, болен. Любопытно, что при этом оба они высказывают достаточно здравые идеи. Если Громов достаточно рассудителен, не считая мании преследования, больной «Красного цветка» представляет собой клиническую картину шизофреника, но некоторые его мысли кажутся столь глубокими и мудрыми, что их невозможно воспринимать простым бредом: Таким образом, оба произведения заставляют задуматься о природе безумия. Нельзя ли любое иное мировоззрение, отличающееся от общепринятого, наз

После прочтения рассказа Всеволода Гаршина «Красный цветок» мне стало очень интересно сравнить его с любимой несравненной «Палатой №6» Чехова. У произведений много общего – тема безумия, больничные палаты психиатрической клиники и сами сумасшедшие, одержимые каждый своей идеей.

Оба произведения в малой форме, оба поднимают важные вопросы. Но много и отличий.

Оба героя сумасшедших – Громов и безымянный безумец Гаршина поглощены идеей борьбы со злом, если безумие Громова под большим вопросом, то герой Гаршина, безусловно, болен. Любопытно, что при этом оба они высказывают достаточно здравые идеи.

Если Громов достаточно рассудителен, не считая мании преследования, больной «Красного цветка» представляет собой клиническую картину шизофреника, но некоторые его мысли кажутся столь глубокими и мудрыми, что их невозможно воспринимать простым бредом:

Таким образом, оба произведения заставляют задуматься о природе безумия. Нельзя ли любое иное мировоззрение, отличающееся от общепринятого, называть оным? И не может ли роковое осознание тайн бытия привести к безумию? Безумию лишь в глазах «спящих», «не осознающих» людей?

Более того, оба героя противопоставляют себя злу. Если Чехов пишет о зле социальном, то у Гаршина это зло всемирное, более метафорическое.

И здесь можно сделать любопытный вывод: Чехов ставит вопрос, он обозначает зло и говорит о его неприятии, в то время как Гаршин, словно продолжая эту идею, дает ответ, решение проблемы – победить зло можно только путём самопожертвования во имя достижения в мире добра и гармонии.

Работу Чехова я бы назвала более сдержанной, исключительно социальной – это точный и остроумный портрет общества не только того времени, но и сегодняшнего.

Рассказ же Гаршина более чувственный, эмоциональный, но предлагающий решение проблемы, поставленной Чеховым – со злом можно и нужно бороться, но, к сожалению, чаще всего к этому можно прийти только через собственную жертву.

Оба писателя видят несовершенство мира, оба так или иначе наделяют своих сумасшедших мудростью и индивидуальностью.

«Палату №6» невозможно назвать произведением о больных, это история выздоровления, прозрения. «Красный цветок» о настоящем безумце, но безумце, который имел светлую цель и был гораздо человечнее здоровых.

Невероятные рассказы, которые стоит прочесть, перечитать, сравнить и задуматься. Возможно, в этом мире быть безумцем, значить видеть саму его суть.

-2

При желании поддержать работу автора, вы можете отправить разовый донат по сердцу ♥️ Спасибо