В наше время категорически не хватает работников в российской строительной отрасли. Для борьбы с дефицитом кадров проводятся различные мероприятия направленные на популяризацию профессий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Одним из таких мероприятий стал открытый форум “Строительство и городская среда”, который прошёл в стенах Новосибирского архитектурно-строительного колледжа. Форум состоялся 27 и 28 ноября, его организаторами стали Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области и Новосибирский архитектурно-строительный колледж.
В рамках форума для учеников старших классов Новосибирска и Новосибирской области была организована мастерская профориентации «PRO-НОВЫЙ ГОД», а на следующий день – экскурсии и мастер классы для гостей форума, которыми стали представители строительных и жилищно-коммунальных организаций города – потенциальные работодатели выпускников колледжа.
День первый
Торжественное открытие форума началось со … строительства! На сцене студенты выстроили из мягких кубиков макет здания «НАСК», после чего ведущие предоставили слово директору колледжа Аверьяскину Сергею Геннадьевичу.
Затем семи командам из разных школ Новосибирска и Новосибирской области были объявлены их кураторы, студенты НАСК, и школьников проводили на площадки для профессиональных проб, на которых спикеры не только давали задания старшеклассникам, но и знакомили их со своими профессиями как теоретически, так и на практике. Ваш корреспондент прошёл по всем площадкам в составе команды № 1 из Каргата, районного центра новосибирской области.
Первая профессиональная проба – «Декорирование по дереву», проводилась в мастерской малярных и декоративных работ. Школьникам провели экскурсию, показали разные виды декора и продемонстрировали, как они создаются, после чего им раздали деревянные дощечки, на которой золотой эмалью с помощью трафаретов нужно было оформить надпись «2024». Пока юные декораторы старались выполнить поставленную задачу, спикер знакомил их с терминологией декоративного дела.
Вторая профессиональная проба – «Соединение труб», проходила в большой мастерской сантехнического оборудования. Надо было пройти несколько станций, на которых студенты специальности «Водоснабжение и водоотведение» показали будущим коллегам азы работы сантехника. Детям было интересно поработать с клуппом - устройством для нарезания резьбы на трубах, уплотнить резьбу специальной лентой, запустить макет водоочистителя и поработать с технологиями соединения труб.
следующей профессиональной пробой стала интерактивная игра «Привет, сосед!». На ней школьников познакомили с системой «Умный дом» от производителя – «Schneider Electric», на которую НАСК несколько лет назад выиграл тендер. Система автоматически открывает занавески в зависимости от уровня освещения на улице и включает кондиционер, анализируя уровень кислорода, углекислого газа и температуры воздуха в аудитории, а также, позволяет выбрать комфортный уровень освещения. Студенты-спикеры рассказали школьникам о работе жилищно-коммунального хозяйства и о том, что делать и куда звонить жильцам, если в доме произошла авария.
В рамках профессиональной пробы от Центра опережающего профессионального развития школьникам предложили пройти экспресс-тестирование «Выявление профессиональных компетенций», заполнить «Колесо баланса» для определения уровня интереса к профессиям и поиграть в игру, разработанную специально к мероприятию: из первой стопки нужно было вытянуть карту с изображением персонажа из мультика или сказки, из второй стопки – карту с названием профессии, а из третей – выбрать три карты, с чертами характера и качествами, которые необходимы персонажу в работе по данной профессии, и аргументировать свой выбор.
На пятой по счету профессиональной пробе «Кирпичная кладка», школьникам показали приемы работы каменщика, рассказали о составе и разновидностях кирпича и о нормах ГОСТа, которые нужно учитывать при его кладке. Спикер заставил нас вспомнить математику, когда объяснял, какое должно быть расстояние между двумя кирпичами, заполненное цементом, и сколько кирпичей в стене определенной высоты. Потом школьникам дали почувствовать себя каменщиками, и выдали маленькие деревянные кирпичики и схемы, по которым нужно было сложить эти «кирпичи».
В ходе шестой профессиональной пробы «Построение объемных композиций из бумаги» школьникам были представлены эскизные макеты, показывающие внешний вид будущего здания, какая у него будет высота, какие окна, а также демонстрационные макеты, на которых уже виден материал и цвет здания. Ребятам дали возможность потренироваться делать фигурки в технике бумагопластики, чтобы почувствовать, как гнется бумага, и какие ей можно придавать формы.
На заключительной профпробе – «Информационное моделирование зданий», старшеклассники работали на компьютере, в программе «Renga», пробуя себя в архитектурно-строительном проектировании. Они делали компьютерный макет дома в 2D и 3D форматах, который также предлагалось обустроить, расположив в нем мебель и сантехнические приспособления.
День второй
28 ноября на форуме присутствовали представители строительных и жилищно-коммунальных предприятий – потенциальные работодатели выпускников колледжа. Им предлагалось принять участие в мастер-классах, проводимых преподавателями, чтобы увидеть те умение и навыки, которыми овладевают студенты НАСК.
На мастер-классе «Оставь свой след» гостям было предложено с помощью белой краски и заранее подготовленных хозяевами трафаретов оформить название своей организации на панорамных окнах галереи первого этажа учебного корпуса колледжа. При взгляде на эту панораму строительных и коммунальных организаций, становилось понятно, насколько серьезные работодатели ждут выпускников НАСК. В роли оформителя попробовал себя так же и директор колледжа Сергей Геннадьевич Аверьяскин.
Экскурсоводы – члены студенческого совета – с гордостью показывали гостям высокопрофессиональный ремонт, который во время практики сделали студенты в учебном корпусе колледжа. В корпусе, где расположены мастерские, гости искренне восхищались художественными работами студентов, выполненными в разных техниках и стилях, которыми оформлены стены корпуса, оценивая высокий профессиональный уровень своих потенциальных работников.
На одном из мастер-классов под красивым названием «Флюид-арт» в мастерской малярных работ гостям показали макет квартиры в натуральную величину. В этой «квартире» студенты во время практики красят и оформляют стены, причем каждая новая учебная группа эти стены безжалостно шлифует и заново грунтует, чтобы снова красить и оформлять. Гости попробовали своими руками оформить специальную планшетку в технике «Флюид-арт», с помощью смешивания акриловой краски разных цветов с добавлением жидкого силикона. За своими шедеврами их пригласили приехать на следующий день, когда они подсохнут.
На мастер-классе «Сантехник-профи» в мастерской сантехнического оборудования, можно было почувствовать себя профессионалом в области подготовки и монтажа сантехнических труб и осмотреть помещения, где руками студентов установлены системы отопления и сантехнические устройства: батареи, раковины, унитазы, системы водоснабжения, водоотведения и теплоподачи.
В мастерской по производству мебели работодателям показали демонстрационное занятие, на котором будущие столяры создавали по заказу кухонный гарнитур. Оказалось, что много мебели для коллежа изготовлено в этой мастерской. Особенно интересно здесь стало работать с тех пор, как в мастерской установили новое современное оборудование.
В ходе демонстрационного занятия в мастерской сухого строительства работодатели, придирчиво проверив как выровнены стены и уложена плитка, по достоинству оценили профессиональные навыки будущих отделочников.
В компьютерном классе, где проходили занятия будущих архитекторов по информационному моделированию зданий в BIM-системе «Renga», у работодателей появилась надежда в скором будущем, заполучить квалифицированных специалистов, владеющих самыми современными средствами строительного проектирования.
Осмотрев учебную систему водоснабжения и водоотведения и познакомившись с возможностями создания макета здания с помощью 3D-принтера, потенциальные работодатели обсудили с заведующим отделением городского хозяйства Ильёй Владимировичем Максимовым возможность организации студенческой практики на их предприятиях.
В завершении форума прошло заседание отраслевого совета по подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, на котором обсуждались вопросы создания и внедрения в работу информационно-аналитического сервиса по трудоустройству выпускников «Трудовой агрегатор».
Егор Кузьмин 2024 год