Громкость голоса оперного певца, который в метре от слушателя исполняет арию Хозе из оперы "Кармен", достигает 130 децибел. Такое звуковое давление можно сравнить с выстрелом из гладкоствольного ружья рядом с ухом или с ревом реактивного самолета. Это неприятно и даже больно. А почему ни голосистый тенор, ни оружейная пальба не способны разбудить снежную лавину в горах, рассказывает программа "Знаете ли вы, что?" с Алексеем Иванченко на РЕН ТВ.
Как победить ледяные заторы на реках
Дело в том, что силы звука недостаточно для того, чтобы разбудить снежную лавину. Тут нужен иной калибр, например 100 миллиметров.
"Нужно попасть в основание этого лавиносбора, чтоб вызвать сход лавины. С первого раза иногда не получается, не хватает снега, не хватает энергии у снежного заряда. Поэтому 2–3 выстрела производят", – рассказал руководитель аналитического центра Гидрометцентра РФ Александр Шувалов.
Ледяные заторы на реках снарядами из осколочной стали не победить. А вот сжатые газы, которые образуются в результате взрыва, способны развить давление, необходимое для разрушения корки льда толщиной даже в метр. Но что делать, если толщина льда не метр, а два с лишним метра? В этом случае саперы берут... в два с лишним раза больше взрывчатки.
"Мы на реке Лена работали, взрывали, на вертолетах туда добирались, взрывчатку приносили. Заряд 30 килограммов укладывали на лед и пробивали эти полыньи, воронки. И так обеспечивали спуск льда", – отметил кандидат технических наук Владимир Гаваза.
Как работают специалисты по сносу жилых зданий
Как известно, ломать – не строить. Но специалисты по сносу жилых зданий и промышленных объектов с этим утверждением не согласны категорически. Потому что затраты на демонтаж постройки из прочного железобетона могут составлять до трети стоимости строительства.
Однако обратить в пыль высотку можно намного дешевле. Для этого понадобится лишь маленький направленный взрыв в цокольной части строения.
"Что такое обрушение или снос любого здания? Это заставить силы земного притяжения, силы гравитации работать, вот и все. Несущие элементы конструкции, колонны, диафрагмы жесткости, ядра жесткости удалить, и оно свалится", – пояснил эксперт.
При детонации взрывчатки всегда образуется область динамической нагрузки – так называемая ударная волна. Она распространяется по бетонным конструкциям со скоростью как минимум 3 с половиной тысячи метров в секунду, что в 10 раз быстрее скорости звука в воздухе. Вот почему исполинские здания из бетона складываются как карточные домики. Но ударная волна может не только ломать, с ее помощью можно, например, заглянуть вглубь Земли.
"Закладывается, соответственно, какая-то взрывчатка, которая может быть на поверхности, на небольшой глубине. Дальше, если это нам нужно для просвечивания земли, расставляются сейсмические датчики, это примерно такие же, которые фиксируют колебания земной поверхности при землетрясении", – сказал профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Руслан Габдуллин.
Ядерные взрывы применяют для тушения пожаров
Анализируя колебания земной коры во время взрывов, можно найти новые месторождения нефти или залежи минералов, что скрыты под сотнями метров горной породы. Но если ученым нужно заглянуть в земную твердь еще глубже, например, чтобы оценить состояние железного ядра планеты, динамит не поможет. Тут нужна бомба помощнее.
"При испытаниях ядерного оружия, которые активно шли в середине прошлого века и в третьей четверти, геологи всегда это использовали вместе с военными, потому что в момент испытания ядерного боезаряда был довольно-таки очень сильный взрыв. Это позволяло просвечивать нашу планету на очень большую глубину", – заметил эксперт.
В это трудно поверить, но иногда ядерные взрывы применяют и для тушения гигантских пожаров, например на газовых месторождениях. Дело в том, что высвобождение огромного количества энергии вызывает сдвиг породы, который закупоривает ствол шахты. Подача кислорода мгновенно прекращается, и пламя гаснет.