Моя первая публикация.
Поспелов Н.Н., аспирант
Дружинин Ф.Н., д.с.-х. наук, доцент
Вологодская ГМХА
г. Вологда
Аннотация:
В работе выполнена авторская оценка и анализ состояния лесоустройства в Вологодской области Рассмотрены вопросы соответствия данных государственного лесного реестра и их влияние на ведение хозяйственной деятельности. Обращено внимание на необходимость достоверной оценки количественных и качественных характеристик лесного фонда с целью недопущения непреднамеренных лесных правонарушений. Предложены первичные шаги и рекомендации по дополнительной объективной оценке лесного и лесосечного фонда.
Ключевые слова:
лесоустройство, использование лесов, лесной и лесосечных фонд, сведения государственного лесного реестра, таксационное описание лесосеки, материалы отвода и таксации лесосек, количественные и качественные характеристики.
Abstract: The paper presents the author's assessment and analysis of the state of forest management in the Vologda region, examines the issues of compliance with the data of the state forest register and their impact on economic activity. Attention is drawn to the need for a reliable assessment of the quantitative and qualitative characteristics of the forest fund in order to prevent unintended forest offenses. The initial steps and recommendations for an additional objective assessment of the forest and logging stock are proposed.
Keywords: forest management, use of forests, forest and logging stock, information from the state forest register, taxation description of the cutting area, materials for allotment and taxation of cutting areas, quantitative and qualitative characteristics.
Текст статьи:
Вологодская область занимает одно из ведущих мест среди субъектов России по наличию лесосырьевых ресурсов. Общая площадь лесов Вологодской области – 11,473 млн. га, что составляет 79% от площади земельного фонда региона.
Запас древесины превышает 1,6 млрд. м3. Расчётная лесосека области – 28,752 млн. м3, в том числе по хвойному хозяйству – 9,7 млн. м3, в том числе сплошные рубки – 26,0 млн. м3, хвойное хозяйство – 8,7 млн. м3, выборочные рубки – 2,7 млн. м3, хвойное хозяйство – 1,0 млн. м3. В аренду лесопользователям передано 18,251 млн. м3 древесины. Заключен 1021 договор аренды лесных участков с 425 арендаторами [1].
Одной из основных и острых проблем, с которой приходится сталкиваться лесопользователям в рамках своей хозяйственной деятельности является давность лесоустройства. Лесоустройство проведено в период с 2012 по 2021 год на площади 2886,0 га. Не актуализированы сведения лесного реестра по состоянию на 30.11.2024 года на площади 6363,4 га (рисунок 1).
Порядок ведения государственного лесного реестра и внесения изменений утверждены приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года (с изменениями на 28 июля 2020 года) и приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №10 от 15 января 2019 года [2,3]. В 2022 году был принят приказ об утверждении состава сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки [4].
Таксационное описание лесосек допускает формировать перечень параметров о соответствии (несоответствии) таксационного описания лесосеки информации о фактическом состоянии лесосеки с учетом допустимых отклонений, указанных в пункте 28 настоящего приложения. При этом планирование, организация и выполнение работ по отводу и таксацию лесосек затруднено и связана с большим количеством технического брака по ряду следующих причин:
- несоответствие границ кварталов и выделов данным государственного лесного реестра, их смещение относительно имеющихся картографических материалов, программы «Умный лес», данных, загруженных во ФГИС ЛК;
- несоответствие составов, запасов и ярусов лесных насаждений, их распределение по хозяйствам;
- несоответствие данных о гидрологической сети территорий;
- несоответствие возрастов древостоев, их неправильное определение при предыдущем лесоустройстве и/или его актуализации. При этом в натуре неспелый выдел никак не отличается от смежного спелого и выделяется в неэксплуатационную площадь исключительно по данным ГЛР;
- несоответствие данных о количественных и качественных характеристиках по подросту (видовой состав, высотное и возрастное строение).
Все это обременяет, значительно увеличивает сроки разрабатываемой технической документации (таксационные описания лесосек, абриса лесосек, лесные декларации), а в некоторых случаях приводит к вынужденным лесонарушениям и дальнейшим судебным разбирательствам. Кроме этого, требуется выполнение дополнительных работ по внесению изменений в государственный лесной реестр (ГЛР), проекты освоения лесов (ПОЛ) на основе длительное время согласовываемых актов несоответствия данных государственному лесному реестру. При выполнении натурных работ по отводу и таксации лесосек, опираясь на данные ГЛР исполнители могут не заметить водные объекты в сухие или снежные периоды. Это приводит к несоблюдению норм по выделению водоохранных зон. При выполнении натурных работ лесозаготовители нередко ошибаются, вырубая неэксплуатационные площади (таблица 1).
Судебные дела по договору аренды лесного участка
№02-02-16/279-2008 от 13.09.2008 г.
Дело № А13-16416/2023 и № А13-164159/2023 обусловлено давностью и недостоверностью сведений, содержащихся в государственном лесном реестре. В первом случае лесоустройство 2004 года не отражало фактический возраст и наличие подроста на площади вырубки. Проведение экспертного исследования на данной площади в период с 27 июля по 12 августа 2024 года позволило доказать отсутствие негативного изменения окружающей среды ввиду недостоверного возраста насаждения. Наличие подроста не подтвердилось при натурном обследовании выдела.
Во втором случае в сведениях государственного лесного реестра отсутствовали данные о наличие водотока и не были выделены водоохранные зоны. Отвод и разработка лесосеки проводились в зимний период и общество не обеспечило соблюдение требований правил заготовки древесины.
В третьем случае Общество не оспаривало факт незаконной рубки, вызванный человеческим фактором при освоении лесосеки. В результате был возмещен ущерб, причиненный в следствие нарушения лесного законодательства.
Таким образом несоответствие данных государственного лесного реестра натурным сведениям, а также значительная давность лесоустройства явилось причиной 2 из 3 нарушений, совершенных арендатором. При этом следует отметить и обратить внимание, что арендаторы часто сами халатно относятся к выполнению требований правил отвода и таксации лесосек в части «незначительной» для них информации о подросте, его видовом составе и возрастной структуре. Эти материалы крайне необходимы и важны для качественного планирования работ по лесовосстановлению.
Ранее и сейчас действующие барьеры не активизируют работу по обновлению сведений государственного лесного реестра. Акты несоответствия могут быть подготовлены арендатором, но их в обязательном порядке должно согласовать лесничество. В условиях тотального кадрового голода и отсутствия профессиональных кадров, огромной нагрузки на неукомплектованные по штатному расписанию органы управления лесами, проверка и согласование актов несоответствия затягивается. Изменения в проекты освоения лесов вносятся значительно быстрее, но из-за их большого количества, это также занимает достаточно много времени, а лесопользователи не наращивают объемы этих работ.
Оставление неэксплутационых площадей «неспелых», по данным лесоустройства выделов, приводит к образованию ветровалов, ухудшению пожарной и санитарной обстановки в лесах. При этом лесничества вынуждены тратить время специалистов на обследование этих площадей, так как такие ветровалы и несоответствия квартальной сети отображаются на данных космического мониторинга, как незаконные рубки.
Недостоверные данные о подросте в сведениях государственного лесного реестра и материалах отвода лесосек приводят к судебным тяжбам. Некачественный учет подроста, опора на имеющиеся данные в ГЛР о наличии и возрасте подроста трактуются как уничтожение, выставляются неустойки. При этом, за 20 и более лет, прошедших с момента лесоустройства, ситуация кардинально поменялась. Имеющийся подрост стал вторым ярусом, а новый имеет совсем другой возрастной состав и высоту (дело №А13-16416/2023, заключение специалиста по исследованию лесного участка от 12.07.2024 – 12.08.2024 гг.)
Важность достоверности сведений ГЛР для ведения хозяйственной деятельности арендаторов лесных участков неоценима с точки зрения затрачиваемых ресурсов как арендатора, так и контролирующих органов. Достоверные сведения Государственного лесного реестра – залог развития лесной отрасли, исполнения договорных обязательств, качественного и бесперебойного ведения лесного хозяйства.