Мы уже рассказывали о призраках Павла Петровича и фрейлины Нелидовой в Гатчинском дворце https://dzen.ru/a/Z7GXNJr5TGSBUgCK, но помимо призраков людей там обитают и призраки домашних животных когда-то обитавших там. Во всяком случае, в «Собственном садике» императора вдруг можно услышать топот копыт и лай собак. Это любимцы Павла Петровича, жившие с ним в Гатчине и похороненные где-то поблизости. Впрочем, все эти зверушки абсолютно безобидны и до сих пор проявляли себе исключительно только означенными звуковыми эффектами.
Что касается предсказаний, то мистически настроенный Павел Петрович, услышал о своей скорой гибели не только из уст своего легендарного предка Петра I, о том же поведала ему неизвестная юродивая, сказавшая: «жить тому на земле столько лет, сколько букв в тексте изречения над главными воротами Михайловского замка. «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Разумеется, после смерти Павла о пророчестве вспомнили, пересчитали буквы, и их количество точно совпало с числом лет, которые прожил император. В настоящее время сама надпись исчезла, но на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами остались метки от крепления роковых букв.
Есть мнение, что Павел знал не только год своей смерти, но и день, во всяком случае, существует легенда, что в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, император прошептал: «Чему быть, того не миновать».
Мы засмотрелись на внезапно появившийся перед нами призрак императора Павла и позабыли, что изучали знаменитые подземелья Санкт-Петербурга и его окрестностей.
Вместе с утраченным подземным ходом из покоев императора, с его смертью оказались утерянными и другие, якобы так же прорытые из Михайловского замка подземные коридоры. Они должны были вести к: Мальтийской капелле, к казармам Павловского полка и к дому №16 по Фонтанке (знаменитое Третье отделение).
Не знаю как первые две версии, а вот никакого Третьего отделения во времена Павла по означенному адресу еще не значилось. А когда оно открылось, Михайловский замок уже не имел того политического и административного статуса, как при Павле Петровиче, и прорывать подобный ход стало нецелесообразно.
Особого внимания заслуживает подземный ход, ведущий из Зимнего дворца в Исаакиевский собор, в Петропавловку, а так же к Манежу. В Манеж и из него, император Николай I[1] передвигался исключительно верхом. Свод подземного хода был сделан достаточно высоким, чтобы наездник не чувствовал неудобств. Разумеется, все эти подземелья содержались в образцовом порядке, в них поддерживалась стабильная температура в любое время года, кроме того там не было никаких луж, подземная дорога всегда оставалась чистой и ровной.
Есть легенда, что по подземным переходам проезжал уже не на коне, а, берите выше, в карете Светлейший князь Потемкин[2]. Если учесть, что кареты были тяжелыми, без, как минимум, тройки тут вряд ли бы обошлось. Впрочем, Его Сиятельство был человек широкой души, так что коней могло быть и больше. Проход, по которому ехал Григорий Александрович пересекал Неву, проходя под её «каменным ложем».
Был прорыт подземный ход из Зимнего к Капелле. Обычно по нему перевозили певчих, голоса которых не должны были подвергаться воздействию питерской погоды.
Кроме этого рассказывают о тайном переходе между дворцами Белосельских-Белозерских и Аничковым, он шел под рекой Фонтанкой, и такой же был прорыт между Александринкой и театром комедии. Известно, что нередко актеры выступали в один день сразу на двух площадках, и подобный проход помогал им преодолевать это расстояние, не переодеваясь и не разгримировываясь.
Был проход от дома эмира Бухарского (Каменноостровский проспект) до мечети.
Еще один переход прорыли под Невой по приказу Николая II, и вел он от Зимнего дворца к особняку балерины Матильды Кшесинской[3].
Авторство другого подземелья любви приписывали монахам Александро-Невской лавры, и шел он до Киновии (архиерейского дома для престарелых и больных монахов). Для чего изначально был прорыт сей подземный ход неизвестно, но открывшие его в XIXвеке монахи пользовались потайным ходом для посещения охтинок.
Другой подземный ход от Лавры вел прямо к Неве, его якобы использовали монахи, любившие в свободное от основных занятий время искупаться в проруби.
Несколько подземных ходов приписывают любострастию Екатерины II, дворец которой в Царском селе был соединен подземными переходами со всеми сооружениями парков Царского Села, а так же вел к казармам полков на углу Малой и Церковной улиц. Кстати, в семидесятых годах некоторые из этих подземелий были обнаружены и опечатаны.
После кровавого воскресенья в 1905 году, император приказал построить тайную подземную дорогу, которая вела бы от железнодорожного вокзала в Царском селе до Александровского дворца (там же). Это был первый опыт постройки метрополитена!
После январских событий 1905 года, император с семьей переезжает из Петербурга в Царское. Вот тут-то и начали строить от железнодорожного вокзала до Александровского дворца «тайную ветку метро», работы на которой остановила первая мировая война. Входы и выходы были замурованы и замаскированы.
Тем не менее, в пятидесятых годах прошлого века, на территории Царскосельских парков неожиданно стали находить удивительные «клады». Так, эссерами в одном из подземных туннелей был найден схрон, в котором обнаружились американские и английские банкноты на весьма приличную сумму. Деньги пошли в партийную кассу.
Что касается ходов ведущих к Неве или под ней, теперь уже невозможно доказать, какие из них были реальностью, а какие выдумкой, так как, во время обустройства набережных реки, когда ее берега получили красивые гранитные корсеты, все существующие проходы были спешно закрыты и надежно замурованы.
Впрочем, время от времени те или иные ходы обнаруживаются, где-то вдруг буквально ни с того, ни с сего проваливается земля, черные копатели обнаруживают закрытый решеткой подземный проход. Так что о подземных ходах будут еще долго говорить, а может быть даже раскапывать их, исследовать и по мере возможности, реставрировать.
К питерским подземельям относятся так же – система подвалов под старыми домами, до сих пор по некоторым из них можно пройти несколько кварталов, ни разу при этом не поднимаясь на поверхность. А так же, питерское метро! Которое с самого начала своего существования начало обрастать различными легендами.
Кстати, мало кто знает, что под землей, на участке между площадью Мужества и Лесной, там, где в конце прошлого века произошла серьезная авария, установлена небольшая статуя католической Святой Барбары – святой традиционно покровительствующей шахтерам. Дело в том, что ликвидировать последствие аварии, в том числе, нам помогали итальянские специалисты, а эти набожные господа просто не могут работать на такой глубине, не молясь при этом своей святой. Руководство метрополитена против вселения Санты-Барбары не возражало, тем более, что как раз в то время, по всем телевизорам страны шел одноименный сериал. Когда же шахтеры уехали, они оставили Барбару под землей, в качестве своеобразного подарка городу.
Шпионы из преисподней
Петербург — самый писательский город в мире, ибо в центре его высится громада Монферрановой Чернильницы.
А.Балабуха
Редко когда писатель ассоциируется с особой благонадежной и благонамеренной, примеров тому можно привести единицы. Не удивительно, что советское правительство присматривало за своими литераторами, собирающимися в Писательском доме на улице Воинова.
Молва утверждала, что для этой цели специально был прорыт подземный ход от Большого дома. По этому секретному коридору гэбисты могли в любое время настичь «опасных заговорщиков» вооруженных пером и блокнотом, а то и рюмкой коньяка (при писательском доме имелся ресторан). А иначе, как объяснить, что они вдруг оказывались в самых неожиданных местах домписа, точно выпрыгнувшие из самой преисподней демоны?
[1] Николай I Павлович (25 июня (6 июля) 1796, Царское Село — 18 февраля (2 марта) 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
[2] Светлейший князь (c 1776) Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (13 (24) сентября 1739, село Чижово, Смоленская губерния — 5 (16) октября 1791, на пути из Ясс у села Рэдений Веки, Молдавское княжество) — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал. Руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Малороссии, где обладал колоссальными земельными наделами. Основал ряд городов, включая современные областные центры Днепропетровск (1776), Херсон (1778), Севастополь (1783), Николаев (1789). Возвысился как фаворит (по слухам даже морганатический супруг) Екатерины II[2]. Первый хозяин Таврического дворца в Петербурге. В 1784 году пожалован чином генерал-фельдмаршала.
[3] Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, (19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — прославленная русская балерина и педагог. Заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Известна также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.