Имена прекрасных дам, вдохновлявших классиков и навсегда оставшихся в истории.
Михаил Булгаков.
У Булгакова было три жены - "первая жена, забытая жена и знаменитая жена". Первая - Татьяна Николаевна, урождённая Лаппа. Девушка из хорошей дворянской семьи, Тася, так её называли близкие, родилась в Саратове, где окончила гимназию. Мать будущего писателя была против этого брака. Она считала, что сначала мальчик должен окончить университет, получить специальность и встать на ноги, а потом можно и жениться. Но Булгаков категорически настаивал на своём. До венчания Тася забеременела и сделала аборт. Впоследствии она говорила, что никогда не хотела иметь ребёнка. У Булгакова так никогда и не было своих детей.
В апреле 1913 года Булгаков и Тася обвенчались. Первый год молодожёнов прошёл в розовом цвете, а дальше началась Первая мировая война. Булгаков, стал работать вместе с женой: он - братом милосердия, а она - сестрой милосердия в эвакуационном госпитале. Вскоре госпиталь перевели ближе к линии фронта, и Булгаков оказался на Юго-западном фронте военным врачом. Татьяна ему ассистировала.
Дважды Тася спасла его от смерти. Первый раз от наркозависимости. Своё состояние в тот момент Булгаков описал в автобиографическом рассказе «Морфий». В 1920 году Булгаков заболел тифом. Татьяна выходила его, но это помешало им уехать в эмиграцию. В 1924 году они разошлись. А когда в 1925 году Булгаков с радостью принёс Татьяне начало своего романа «Белая гвардия», опубликованного в журнале «Россия», и она увидела, что роман посвящен другой женщине – Любови Белозерской.
Булгаков познакомился с ней в начале 1924 года. Любовь Евгеньевна приехала из-за границы модно одетая. А Булгаков был в довольно странном виде, как Белозерская его описывает. Любови Евгеньевне посвящены роман «Белая гвардия», пьеса «Кабала святош» («Мольер»), «Бег» и ещё несколько произведений. Именно на годы жизни с Белозерской приходится расцвет булгаковского творчества.
Елена Шиловская появилась в жизни Булгакова в сложный период, когда он уже достиг определенной известности. В 1929 году они встретились у общих знакомых. Она была в шёлковом платье, и на рукаве у неё развязалась завязочка этого платья. Она попросила своего соседа по столу Михаила Афанасиевича завязать ей эту завязочку, одной рукой она сделать этого не могла. Булгаков потом говорил, что завязочку он завязал, но на всю жизнь она привязала его этой завязочкой к себе.
С октября 1932 года до смерти Булгакова в 1940 они прожили вместе. С ними жил сын Елены Сергеевны, Сергей. Серёжу Шиловского Булгаков воспитал как своего сына. У них были очень тёплые отношения.
Елена Сергеевна полностью вошла в литературную работу Булгакова. Она всё печатала на машинке. Если Булгаков свои рукописи уничтожал, то она собирала каждую бумажку, благодаря чему сохранилась значительная часть архива Булгакова. Сохранились её дневники с 1932 года и до конца жизни Булгакова.
В октябре 1937 года Елена Сергеевна фиксирует в дневнике название романа – «Мастер и Маргарита». Она была свидетельницей и создания последней пьесы Булгакова «Батум», главный герой которой - Сталин.
Булгаков скончался на руках у Елены Сергеевны 10 марта 1940 года в возрасте 48 лет. До конца дней вдова писателя сделала всё, чтобы память о нём осталась навсегда. Символично, что она умерла в 1970 году, через день после просмотра фильма по пьесе Булгакова «Бег». Создавая свои шедевры, Булгаков неразрывно связывал свои литературные достижения с образом Елены, и её влияние ощущается в его работах до сих пор. Их история – это пример того, как глубокая и искренняя связь может вдохновлять на создание вечных произведений искусства.
Александр Блок.
Они познакомились в июне 1898 года, когда Александр приехал в Боблово. В течение лета часто общались — ставили «Гамлета» в импровизированном домашнем театре дома Менделеевых. Люба играла Офелию, а Саша — Гамлета. После этого они не виделись до 1900 года.
Решающим моментом стала случайная встреча зимой, которую поэт расценил как знак, и знакомство возобновилось. Александр уверовал, что Люба Менделеева — та самая Прекрасная Дама, его Вечная Жена, предназначенная свыше. Он писал ей стихи, а она принимала и их, и его ухаживания.
В ноябре 1901-го молодые тайно обручились, а в январе 1902-го Александр официально попросил руки и сердца у родителей Любови Дмитриевны. Свадьбу сыграли только в августе 1903 года — родные Любы хотели удостовериться, что между молодыми всё действительно серьёзно.
Сразу же после свадьбы Блок заявил жене, что физическая близость может разрушить духовную связь. Подобное отношение к браку сформировалось у поэта в результате личного негативного опыта, и поэтому воспринималась как нечто грязное и кратковременное.
Позже в союзе Блока и Менделеевой появилось третье «слагаемое»: поэт Борис Бугаев, он же Андрей Белый. Этот «тройственный союз» продлился до 1907 года, после чего Блок-Менделеева разорвала отношения с Белым.
У Блока в это время случился бурный роман с актрисой Натальей Волоховой. Менделеева сама пришла к сопернице и предложила ей взять на себя заботы о поэте. На этом роман и закончился.
Тем не менее Любовь Менделеева оставалась с поэтом до конца его дней. Когда он заболел, ухаживала за ним, обменивая драгоценности на лекарства. В 1921 г. Блок скончался, жена пережила его на 18 лет.
Николай Гумилев.
8 мая 1910 года состоялось венчание главной пары русской литературы ХХ века — поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Со стороны Ахматовой страстной любви к Гумилеву никогда не было, более того. У 16-летней Анны Горенко, будущей Ахматовой, был бурный роман с Владимиром Голенищевым-Кутузовым, отразившийся в ее стихах, после которого она находилась в довольно депрессивном состоянии. В этот момент у них с Гумилевым началась активная переписка, а потом они встречались. Для нее это было важно, но Гумилев, человек с близкими интересами, который давно и искренне ее любил, воспринимался ей как друг. Она долго не могла принять решение о том, быть ли им вместе, и в итоге сдалась, но для нее это был внутренний компромисс, брак по рассудку.
Гумилев тяжело переживал отказы Анны. Он даже пытался покончить с собой в Париже в 1907 году. Но если верить поэтическому свидетельству самого Гумилева, в том же году при посещении рощи Эзбекие в Египте, в Каире, он испытал некое метафизическое состояние, чуть ли не впал в транс. И в этот момент он понял, что «глубже горя и выше смерти — жизнь». Постепенно Гумилев отказался от модного в ту эпоху уныния и пессимизма и стал ярким «воином», жизнелюбцем. Ахматова не знала всего того, что с ним происходило из-за ее отказов, потому что Гумилев не все ей рассказывал. Трудно сказать, испытывала ли она жалость к нему и чувство вины.
В духовной сфере, во всем, что касалось творчества, они были глубоко родственными людьми. Но буквально ни одной точки пересечения у них не было в бытовом плане, в их характерах. Уживались плохо и часто не ладили. У них даже была такая домашняя традиция: когда Гумилев возвращался домой, он с порога кричал: «Гуси!», и если у Ахматовой было хорошее расположение духа, она должна была крикнуть ему в ответ: «Лебеди!», чтобы он понимал, что его сегодня ждет комфортная психологическая обстановка. Но чаще Анна Андреевна была в дурном настроении, встречала мужа сухо.
Их отношение к жизни тоже было разным. Ахматова уже в молодости обладала гораздо большим житейским умом и человеческой зрелостью, чем Николай в зрелые годы. Он всегда оставался мальчишкой. Конечно, эта разница очень влияла на их совместную жизнь, усложняла их быт.
Первое время в их отношениях находилось место ревности, потому что оба не были верны и оба это понимали. С какого-то момента они перестали ревновать друг друга. Личная жизнь у обоих была достаточно бурная. У Ахматовой, например, в 1911 году в Париже был роман с художником Амедео Модильяни. Позднее у нее были отношения с поэтом и литературоведом Николаем Недоброво, с художником Борисом Анрепом
У Гумилева были романы с сестрой поэта Георгия Адамовича Татьяной и актрисой Ольгой Высотской, у них даже родился сын, о чем Гумилев так и не узнал. Пик «донжуанства» Гумилева пришелся на 1916–1917-е годы. В это время у него было одновременно или последовательно как минимум пять или шесть романов, и всем своим подругам он посвящал стихи.
В начале 1917 года Гумилев собирался поехать с Русским экспедиционным корпусом в Солоники, но не добрался туда и уехал в Париж, а оттуда — в Лондон. Когда он вернулся в Россию, Ахматова предложила ему развестись: она успела влюбиться в востоковеда и литератора Владимира Шилейко и захотела выйти за него. Гумилев согласился, но сказал при этом: «Я понимаю, что я не лучший муж, но Шилейко в мужья вообще не годится». После чего он в отместку женился на одной из своих любовниц, писательнице Анне Энгельгардт.
В последние годы жизни Гумилев был близок со своей ученицей, поэтессой Ириной Одоевцевой, которая оставила о нем множество удивительных воспоминаний в книге «На берегах Невы».
Спасибо, что прочитали. Надеюсь было интересно! Фото из открытых источников.