Найти в Дзене
Техно Час

Запрет импорта и продажи китайских грузовиков Shacman

Росстандарт запретил продажу грузовиков Shacman модели SX3258 из-за нарушения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Среди "проблем" оказались: конструкция автомобиля, его торможение, работа ЭРА-ГЛОНАСС и шумом в кабине водителя. Под запрет попали грузовики с колесной формулой 6х6 и 6х4. 5 февраля глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о трех китайских грузовиках, которые «просто нельзя допускать на дороги», и призвал ужесточить процедуру сертификации иностранной автомобильной техники. Он не уточнил, о каком бренде идет речь. «По таким кейсам будем предпринимать меры вплоть до отзыва сертификата и работать с Генпрокуратурой. Это крайне необходимо, учитывая, что спрос на грузовики может просесть на четверть», — сказал глава Минпромторга. Спустя два дня стало известно о внеплановой проверке Генпрокуратуры ООО «Шакман Моторс» из-за «наличия сведений о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или
Оглавление

Росстандарт запретил продажу грузовиков Shacman модели SX3258 из-за нарушения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Среди "проблем" оказались: конструкция автомобиля, его торможение, работа ЭРА-ГЛОНАСС и шумом в кабине водителя.

Под запрет попали грузовики с колесной формулой 6х6 и 6х4.

Shacman Х3000 SX32586V385
Shacman Х3000 SX32586V385

5 февраля глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о трех китайских грузовиках, которые «просто нельзя допускать на дороги», и призвал ужесточить процедуру сертификации иностранной автомобильной техники. Он не уточнил, о каком бренде идет речь. «По таким кейсам будем предпринимать меры вплоть до отзыва сертификата и работать с Генпрокуратурой. Это крайне необходимо, учитывая, что спрос на грузовики может просесть на четверть», — сказал глава Минпромторга.

Спустя два дня стало известно о внеплановой проверке Генпрокуратуры ООО «Шакман Моторс» из-за «наличия сведений о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда». Как уточняла компания, ведомство решило проверить техническую документацию грузовиков SX3258 и процесс получения свидетельства ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

Проверку инициировало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Среди претензий к грузовикам SX3258 были перечислены «слабая конструкция заднего противоподкатного и бокового защитного устройства, сильный шум, слабое торможение и тихий неразборчивый звук при работе ЭРА-ГЛОНАСС». Эти же недочеты выявляли в ходе испытаний на полигоне НАМИ, однако грузовик получил необходимые документы для сертификации в России, в частности ОТТС, которые продолжают действовать.

Итак, по порядку "недочетов":

Приведу информацию, которой владею. Некоторых цифр просто нет. Например, никто не говорит какие показатели шума были измерены в ходе проверки. Выводы каждый делает сам для себя.

1. Слабая конструкция заднего противоподкатного и бокового защитного устройства.

Технические требования к ЗЗУ:

- Высота профиля поперечины должна быть не менее 100 мм. Концы поперечины не должны загибаться назад или иметь острые выступы; это условие считается выполненным, если концы поперечины закруглены и радиус закругления составляет не менее 2,5 мм.

- ЗЗУ может быть сконструировано таким образом, чтобы оно могло устанавливаться сзади транспортного средства в нескольких положениях. В этом случае должен быть предусмотрен надежный способ блокировки устройства в рабочем положении, чтобы исключить его случайное перемещение в другое положение. Усилие, необходимое для того, чтобы изменить положение устройства, не должно превышать 40 Н.

- ЗЗУ должно обладать достаточной прочностью при воздействии нагрузок, прилагаемых параллельно продольной оси транспортного средства. Максимальную деформацию ЗЗУ в горизонтальной плоскости во время и после действия нагрузок.

Shacman SX3258
Shacman SX3258

Для примера:

МАЗ-6501
МАЗ-6501
КамАЗ 6520
КамАЗ 6520

Защиты на других ТС не выглядят как то особенно или более надежно.

2. Сильный шум.

По уровню шума в кабине, как я и говорил выше, никаких цифр не предоставлено. "Сильный шум" - понятие растяжимое.

- Предельные уровни шума выпуска двигателей данной категории (N3) до 100 дБА.

- Согласно ТР ТС, уровень шума в кабине грузовых автомобилей категории (N3) при наличии спального места не должен превышать 78 дБА.

-5

3. Слабое торможение.

Снова никаких данных и цифр.

-6

Приведу некоторые данные из ТР ТС:

Тормозные механизмы в сборе должны обеспечиваться эффективность торможения и прочность в соответствии с Правилами ООН NN 13-10 или 13-11 и 13Н-00. ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изменениями на 21 апреля 2023 года) (редакция, действующая с 20 мая 2023 года).

Колодки с накладками в сборе для дисковых и барабанных тормозов, фрикционные накладки для барабанных и дисковых тормозов должны обеспечиваться: показатели выходных параметров; герметичность уплотнений при давлении не менее 20 МПа; прочность корпуса при давлении не менее 25 МПа; долговечность при циклическом нагружении 150000 циклов; пульсирующим давлением от 0 до 7,0 МПа при температуре 70 15°С.

Вакуумные и гидровакуумные усилители, кроме того, должны обладать герметичностью и прочностью при разрежении в вакуумной камере 0,075+/- 0,005 МПа.

Трубки и шланги, в т.ч. витые шланги (в т.ч. с применением материала на основе полиамидов 11 и 12) гидравлических систем тормозного привода, сцепления и рулевого привода должны обеспечиваться: герметичность и прочность трубок и шлангов в сборе с элементами соединений; долговечность при циклическом нагружении 150000 циклов пульсирующим давлением; стойкость к воздействию солей, масел, аккумуляторной кислоты, спиртов - для труб и витых шлангов из материала на основе полиамидов.

Детали и узлы механических приводов тормозной системы: регулировочные устройства тормозных механизмов, детали привода стояночной тормозной системы (в т.ч. тросы с наконечниками в сборе). При стендовых испытаниях детали и узлы механических приводов тормозной системы должны без разрушений и остаточных деформаций выдерживать нагрузку, в три раза большую максимальной, возникающей при их работе в приводе.

Аппараты пневматического тормозного привода: агрегаты подготовки воздуха (противозамерзатели, влагоотделители, регуляторы давления), защитная аппаратура пневмопривода, клапаны слива конденсата, управляющие аппараты (краны тормозные, ускорительные клапаны, клапаны управления тормозами прицепа, воздухораспределители), аппараты корректировки торможения (регуляторы тормозных сил, клапаны ограничения давления в пневматическом приводе передней оси), головки соединительные, устройства сигнализации и контроля (датчики пневмоэлектрические, клапаны контрольного вывода) должны обеспечиваться: показатели выходных параметров; герметичность уплотнений при давлении 0,8 МПа; долговечность при циклическом нагружении.

Камеры тормозные пневматические (в т.ч. с пружинным энергоаккумулятором), цилиндры тормозные пневматические должны обеспечиваться: максимально возможное усилие на штоке камеры (цилиндра) для данной размерности эффективной площади диафрагмы (поршня) при давлении в приводе 0,6 МПа; герметичность уплотнений при давлении 0,8 МПа; долговечность при циклическом нагружении.

Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках на роликовых стендах (категории ТС N2, N3):

- Усилие на органе управления Рп, Н: не более 686 или 980* (589)**

- Удельная тормозная сила, не менее для:

  • рабочей тормозной системы 0,45;
  • запасной тормозной системы 0,22.

Примечания:

* Для осей транспортных средств, в тормозном приводе которых установлен регулятор тормозных сил.

** Для транспортного средства с ручным органом управления запасной тормозной системы.

Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях (категории ТС N2, N3):

- Усилие на органе управления Рп, Н: не более 686 (589**)

- Тормозной путь транспортного средства S, м., не более:

  • Рабочей тормозной системы 20,0;
  • Запасной тормозной системы 34,0.

- Установившееся замедление j уст., м/с², не менее:

  • Рабочей тормозной системы 4,4;
  • Запасной тормозной системы 2,2.

- Время срабатывания тормозной системы Тср., с., не более: 0,8.

Примечания:

* Для транспортного средства с прицепом без тормозной системы.

** Для транспортного средства с ручным органом управления запасной тормозной системы.

4. Тихий неразборчивый звук при работе ЭРА-ГЛОНАСС.

И вновь никакой конкретики.

-7

И вот что нам говорит ТР ТС об устройстве вызова экстренных оперативных служб:

Правила ООН N 10-03. Работоспособность устройства обеспечивается при температуре окружающего воздуха от - 40°С до + 85°С. Для резервной батареи (при наличии) допускается минимальная рабочая температура не выше - 20°С. Работоспособность устройства и его крепления на транспортном средстве сохраняются при нагрузках, возникающих при проведении динамических испытаний.

Устройство имеет неснимаемую персональную универсальную многопрофильную идентификационную карту абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000.

Устройство обеспечивает: определение местоположения с погрешностью не более 15 м по координатным осям при доверительной вероятности 0,95; установление двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкой связи с оператором экстренных оперативных служб; передачу сообщения о транспортном средстве с использованием тонального модема, работающего в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, UMTS 900 и UMTS 2000; обязательные признаки приоритетности экстренного вызова в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, UMTS 900 и UMTS 2000; при невозможности передачи информации с использованием тонального модема, работающего в сетях подвижной радиотелефонной связи, в течение 20 секунд после начала передачи информации - прекращение использования тонального модема и осуществление повторной передачи информации посредством использования коротких текстовых сообщений (CMC); возможность повторной передачи информации с использованием тонального модема, работающего через установленное голосовое соединение, и посредством использования CMC в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, UMTS 900 и UMTS 2000; после завершения экстренного вызова прием команды на осуществление повторного экстренного вызова, поступающей в виде CMC, и осуществление повторного экстренного вызова в течение настраиваемого промежутка времени; отключение при осуществлении экстренного вызова иных средств воспроизведения звука на транспортном средстве на период голосового соединения, за исключением средств специальной связи; при невозможности передачи информации посредством использования сетей подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, UMTS 900 и UMTS 2000 - сохранение в энергонезависимой памяти непереданной информации и передачу ее при восстановлении такой возможности; автоматический прием входящих телефонных вызовов в течение не менее 20 минут после завершения экстренного вызова; подключение к бортовой электрической сети транспортного средства, обеспечивающее работу устройства во всех предусмотренных режимах, а также зарядку резервной батареи питания (при наличии); при отсутствии питания от бортовой электрической сети - возможность автономной работы за счет использования резервной батареи в течение не менее 60 минут в режиме ожидания обратного звонка и в дальнейшем не менее 10 минут работы в режиме голосовой связи.

Срок службы резервной батареи составляет не менее 3 лет; возможность проверки своей работоспособности в автоматическом и в ручном режимах и информирование о своей неисправности посредством оптического индикатора состояния устройства или соответствующего сообщения на комбинации приборов; возможность передачи результатов тестирования устройства посредством использования сетей подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, UMTS 900 и UMTS 2000; возможность обновления информации, хранящейся на неснимаемой персональной универсальной многопрофильной идентификационной карте абонента, по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000; возможность работы с внешними дополнительными устройствами (включая устройства, предназначенные для определения события дорожно-транспортного происшествия), подключаемыми посредством стандартизованного разъема и стандартизованного протокола передачи данных.

Физический интерфейс передачи данных обеспечивает скорость передачи данных не менее 62,5 кБит/с. Установка антенн устройства обеспечивает в рабочем положении транспортного средства устойчивый прием сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем и в любом положении транспортного средства устойчивую связь по сетям подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающим прием и передачу сигналов стандартов GSM 900, GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000.

-8

Подведя итог, можно сказать, что все вышеперечисленные замечания смотрятся как минимум странно, так как ничего конкретного не сказано и данные не предоставлены. Не могу сказать, что я фанат китайкой техники, но данные автомобили полюбили в связи с их характеристиками и ремонтопригодностью. Возможно, таким образом, хотят поддержать российский автопром. Но, по моему мнению, поддержка устранением конкурента таким образом, как минимум, неприлична и невозможна.

Конкурентоспособность нужно повышать за счет увеличения качества продукции и снижения цен товара за счет уменьшения издержек производства.

Возможно я ошибаюсь, и данные недочеты действительно угрожают здоровью и жизни людей. Тогда созревает еще вопрос: как автомобили получили ОТТС?

После устранения замечаний, мне кажется, что в скором времени Shacman вернет свои позиции на российском рынке и продолжит продажу как данной модели, так и других своих автомобилей.

А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях. Будет интересно узнать ваше мнение.