Найти в Дзене

Татьяна Зыкина. Жить дальше.

Вопросы к этому интервью писали 3 человека: двое взрослых и одна девочка-подросток из 2009-го — она только-только услышала песни, которые будут с ней на протяжении следующих 16 лет. С альбомом «Ощущение реальности» и всем, что выйдет после (и выходило до) него она будет расти, взрослеть, менять взгляд на мир и, в конце концов, окажется здесь — в точке, где сможет поговорить с человеком, который написал саундтрек к её жизни. Татьяна Зыкина — певица, автор песен и восхитительная собеседница. Её песни — это истории, которые найдут отклик в каждом из нас. Многогранные, жизненные и даже в некоторой степени интимные — они могут не «зайти» при первом прослушивании, но потом, спустя время и события, точно займут своё место в сложном пазле жизни. Мы старались сделать это интервью таким же — многогранным, жизненным. И, благодаря Татьяне, — всё получилось. Татьяна, приветствуем тебя. Начнём с самого актуального. Где и когда в ближайшее время (или не в ближайшее) можно будет увидеть тебя на сцене

Вопросы к этому интервью писали 3 человека: двое взрослых и одна девочка-подросток из 2009-го — она только-только услышала песни, которые будут с ней на протяжении следующих 16 лет. С альбомом «Ощущение реальности» и всем, что выйдет после (и выходило до) него она будет расти, взрослеть, менять взгляд на мир и, в конце концов, окажется здесь — в точке, где сможет поговорить с человеком, который написал саундтрек к её жизни.

Татьяна Зыкина — певица, автор песен и восхитительная собеседница.

Её песни — это истории, которые найдут отклик в каждом из нас. Многогранные, жизненные и даже в некоторой степени интимные — они могут не «зайти» при первом прослушивании, но потом, спустя время и события, точно займут своё место в сложном пазле жизни.

Мы старались сделать это интервью таким же — многогранным, жизненным. И, благодаря Татьяне, — всё получилось.

Татьяна, приветствуем тебя.

Начнём с самого актуального. Где и когда в ближайшее время (или не в ближайшее) можно будет увидеть тебя на сцене и попеть вместе с тобой?

Я играю 8 марта в Питере в Дугласе (акустика) и 9 марта в Москве в Мумий Тролль Music Bar (электричество).

В основном сейчас на концертах у тебя «сидячий» зал, даже на электричестве. Помогает ли камерность концертов лучше «сонастроиться» со слушателями? Нет ли ностальгии по концертам в Тоннах и других «стоячих» клубах?

Ностальгии нет, мы взрослеем вместе, я понимаю, что комфортнее посидеть, не отвлекаясь на физический дискомфорт и слишком близко стоящих соседей, как бывает на танцполе. И у меня нет особо забойных плясовых песен, чтобы тело само рвалось танцевать. Так что «сидячка» всем удобнее.

Ты очень серьёзно подходишь к формированию трек-листа — это чувствуется. В том числе, радуешь публику сюрпризами для олдов (пользуясь случаем: спасибо за «Гвоздь» на январском концерте) и каверами. Приоткрой завесу тайны — что влияет на составление трек-листа для концерта и есть ли песни, которые уже точно никогда в него не попадут?

Иногда бывает, что какую-то песню попросили в нужный момент и правильным тоном, и я решила сыграть. Иногда бывает, что я просто вспоминаю что-то и думаю, а почему, собственно, мы сто лет это не играли. У меня переизбыток материала, а учитывая вместимость концерта в 15-17 песен, втиснуть туда и голды, и что-то с последнего альбома, и старенькие неожиданные забытые не всегда реально. Я стараюсь, чтобы хотя бы треть концерта состояла из тех вещей, назовём их «хиты», которые любят люди. Это вещи с первых альбомов — «Водопадами», «Город, в котором», «Я же моя», «Другая глубина», «Девочки знают», «Верь мне», «4444» и т.д.. Остальное собираю под своё настроение.

-2

Ты их тех редких артистов, кто с каждым альбомом становится ещё лучше, при этом нет ни одного «проходного» материала — всё на своих местах. Что помогает не останавливаться в самосовершенствовании? Есть ли ощущение «потолка», когда кажется, что максимум достигнут и как будто дальше расти некуда?

Я думаю, каждый автор считает, что становится с возрастом лучше, если он в целом не теряет интерес к этому делу. Сейчас я упёрлась в потолок, но он связан с моим личным тупиком, а не с тем, что выразительных средств больше не хватает. Я не испытываю страха или напряжения в этом месте, если не будет идей, ладно. Песни никогда не были для меня контентом, а только инструментом для работы с собой же и с собственной жизнью. Способом что-то объяснить, выразить адресно конкретному человеку, в них была надежда что-то улучшить. И сейчас я вижу, что они внутри моей жизни не справились со своей задачей, ничего не изменили. Я, тем не менее, очень люблю и горжусь ими, и так получилось, что они оказались близки и понятные другим людям, это здорово. В них было много энергии, боли, но сейчас нужно искать новый движок. Я могла бы написать альбом ещё чернее, чем «Седьмой», чернее, чем «Безучастно» или «След». Сгущать тьму всегда есть куда, но я уже не вижу в этом смысла.

Если в 2009 году, когда вышел твой дебютный альбом «Ощущение реальности» и можно было ответить на вопрос «Татьяна Зыкина? А о чём она поёт» — простым «Про любовь», то сейчас такой вопрос вводит в замешательство. Мы отвечаем на него так: «О жизни, любви и о том, с чем рано или поздно сталкивается каждый из нас». А как ответила бы на этот вопрос ты?

Это вопрос типа «А вы, как человек, про что?» — я не знаю.

Ты, кстати, часто критикуешь «Ощущение реальности», в том числе из-за того, что он получился не таким, как тебе хотелось бы. Не было мысли о том, чтобы все или часть песен «пересмотреть» и перезаписать уже в ином звучании, с новым подходом к вокалу, аранжировкам?

У меня была идея сделать альбом с песнями в другом звучании, да. И кое-что из «Ощущения реальности», и был электронный альбом «Другая глубина», когда отношения с продюсерским центром прекратились, и совсем не было денег на запись полноценной студийной пластинки. Всё это, может быть, однажды будет записано в том виде, в котором сейчас играется на концертах.

Ещё немного о «стареньком». Альбом «Под бельём» раньше было принято считать неизданным материалом, «сборником демок», но на Яндекс.Музыке он есть. Ты решила так сохранить его для истории и для тех самых ценителей-олдов? Или была какая-то другая мотивация сделать неизданный альбом — изданным?

У меня не было какого-то осознанного решения, связанного с ним. Я стыдилась его до определённого момента, он очень плохо спет, но потом я просто решила «ну было и было». Это как подростковые фотографии, на которых мы себе не нравимся. Но мы были именно такими, и мне показалось несправедливым прикрывать тот альбом тряпочкой.

-3

На одном из концертов ты очень интересно охарактеризовала пару песен: одна была для страдальцев средней руки, другая — для страдальцев высшего уровня. Лучше и не скажешь. :-) А какую из своих песен ты считаешь наиболее лёгкой? Совсем не для страдальцев?

Думаю, что-то вроде «Ленты». Она про чистую любовь без боли.

Раз уж заговорили про «лёгкие» песни, то невозможно обойти стороной твой сайд-проект «Орион-М» — интересный и отличный от того, что мы привыкли от тебя слышать. Как этот проект появился? Он создавался из потребности сказать что-то, что не укладывалось в рамки основной деятельности или это такой фан — для интереса, веселья и, может быть, разгрузки?

Я люблю попсу двухтысячных, и мне хотелось сделать что-то в этом духе, недушное, не глубокомысленное. Там песен написано на целый альбом, и может быть однажды дойдут руки доделать их. Я на самом деле очень люблю те вещи, в них много жизни и приколов. Надо однажды выпустить это. Красивый мальчик, Поцелуй, Que pasa corazon, Мало тебя, ну там много всего классного.

Помимо того, что ты — артистка, ты ещё мама двоих детей, человек, который отлично готовит, парфманьяк, ранее занималась помогающими практиками (возможно и сейчас?). Как тебе удаётся всё это совмещать? Хватает ли часов в сутках на всё?

Для меня это обычная рутина, тут нет геройства или работы на износ. Я многое не успеваю, на многое забиваю в пользу приоритетных вещей. Если бы у меня не было реальной жизни, я бы строгала альбомы, наверное. Творчество — это эскапизм и позёрство, поэтому стараюсь по возможности избегать. У меня есть небольшая занятость в обычном найме, я обожаю это, очень тонизирует. Работать личным брендом утомительно и в итоге скучно, поэтому мне нравится простая мирская работа тоже. В идеале я бы работала на земле, с животными, с пчёлами, с растениями. В этом и есть жизнь.

-4

Все родители чему-то учат своих детей и чему-то обязательно учатся у них. Чему самому главному ты стараешься научить детей, а чему они учат тебя? Такой обмен информацией между тобой и твоими продолжениями очень важен для тебя?

Темы меняются, конечно, но если говорить об актуальном, моя основная мысль, которую мы сейчас обкатываем с детьми, это ценность человеческих отношений. Ты ничего не унесёшь с собой в могилу, кроме любви, а она — во взаимодействии с людьми. Социальный капитал, звучит тяжеловесно, но это вот и есть ценность. Я очень рада, когда вижу, что они общаются, что есть друзья. Сейчас сложно с этим, люди в основном в телефонах. И когда я вижу, что мои дети строят отношения, ссорятся, мирятся, знакомятся, дружат — я счастлива.

Дети меня учат очень многому, это другой уровень зрелости, когда у тебя есть дети. Ответственность за жизнь другого человека, за его счастье, здоровье — это гигантский новый фактор, который появляется, когда ты становишься родителем. И вообще нет гарантий, что ты справишься. Материнство — самое интересное и сложное, что со мной произошло.

Твои рецепты, которые ты выкладываешь в социальных сетях, это что-то невероятное (особенно для людей, для которых верх кулинарного искусства — посыпать макарошки сыром). Считаешь ли ты это ещё одним видом творчества? Похожи ли процесс создания песен и процесс создания блюда?

Для меня уже нет. Я готовлю лет с 10, для меня уже не существует неизведанных сложных историй. Иногда бывает интересно изобрести что-то или научиться трудным многоуровневым штукам, но это не моя страсть. Я бываю одержима какой-то темой, когда изучаю её, но когда это начинает стабильно получаться, то всё. Программа загружена и установлена. Ну и я не особо люблю еду как таковую, для меня это функциональная вещь. Навороченное и интересное я готовлю только для детей или для гостей.

В обществе бытует мнение, что самые лучшие повара — мужчины. Не считаешь ли ты это несправедливым? И ещё: почему и правда основная масса шеф-поваров — мужчины? Это вопрос гендерного неравенства и предвзятого отношения или что-то другое?

Не имею представления. У меня никогда не было в окружении серьёзно готовящего мужчины. Не в качестве чуда чудного и дива дивного, а на ежедневной основе, без шоу и без ощущения уникальности случая. Раз в год купить дорогого мяса и дорогих овощей и что-то из них изобразить — это показуха. Для меня поварское мастерство — это вести семью из нескольких человек с разными пристрастиями, готовить из простых продуктов разнообразно много лет. К высокой кухне всерьёз не отношусь.

-5

В Телеграме есть канал «зыкина_вслух», где ты читаешь книги. Но пока он в затишье по техническим причинам. Планируешь ли возродить этот проект, может быть не в Телеграме, а на другой площадке?

До сих пор не могу понять, что случилось, и если он расколдуется, и файлы снова начнут отправляться, я обязательно продолжу. Почему-то для меня важно читать вслух. (Пока мы готовили к выходу это интервью, Татьяне удалось расколдовать канал. Он вновь функционирует и доступен по ссылке выше. — Прим. авторов)

Недавно в социальных сетях ты делилась воспоминаниями об участии в театральной постановке. Можешь поподробнее рассказать, что это был за спектакль и в целом, как тебе такой опыт? Хотелось бы повторить и ещё поучаствовать в подобном проекте?

Я подменяла подругу, тут не о чем рассказывать. Но это был прекрасный опыт, особенно на контрасте с совершенно иначе устроенными сольными концертами. Тут работы в сто раз меньше, ты просто винтик в системе, ноу-нэйм, это очень по-новому было для меня.

Если бы у тебя была машина времени, ты бы предпочла переместиться в прошлое и заново пережить какой-то момент или что-то исправить, или заглянуть в будущее и посмотреть, как там оно? Хотела бы ты воспользоваться этой машиной, чтобы изменить какое-то своё решение, принятое в прошлом?

По-крупному — ни о чём не жалею. Не надо было тратить время на вуз, но я и соскочила через полгода, так что потери несущественные. По мелочи — жалею только о том, что плохо защищала себя и терпела то, что нельзя было терпеть. Будущее знать не хочу.

-6

Традиционный вопрос хит-парад. Напиши свой топ-5 черт характера, которые ты больше всего ценишь в людях. И, если можешь, напиши и свой «антитоп». :-)

Я ценю взрослость духа. Это договороспособность, порядочность и ясность с самим собой. Инфантильность не выношу — ложь, трусость, слабость. Отсутствие достоинства. Я вообще категорична, если человек становится жалок, я теряю уважение и сливаюсь, для меня это синий экран смерти.

«Не сотвори себе кумира» — библейская заповедь, которой, как кажется одному из нас, иногда очень сложно придерживаться. Но, мы хотим спросить тебя не про кумиров, а про людей, которыми ты по каким-то причинам (может быть даже не совсем очевидным) гордишься. Есть ли такие люди и кто они? Почему ты гордишься именно ими?

Нет таких. Есть несколько близких, кого я уважаю и люблю — за их дух. Но это к вопросу из предыдущего абзаца. Я не верю в безусловную любовь, но я верю в уважение и восхищение. Когда человек принимает потрясающие решения, когда он умеет делать что-то крутое. Когда он, прежде всего, на связи с самим собой, а не в бесконечном избегании реальности.

Ты довольно активно ведёшь социальные сети. И твои посты о личном трогают за живое. Не страшно ли тебе рассказывать о сокровенных вещах людям, которые, может быть, зашли просто «поглазеть»? Имеет ли это какой-то терапевтический эффект?

Я знаю основное: людям в целом друг на друга насрать, каждого интересует только он сам. Мне бывает интересно просто для себя самой формулировать что-то. Если это кому-то тоже близко, ну хорошо. А так, я всегда безжалостно баню, если что-то не так. У меня позиция, списанная с гениального входящего сообщения в паблик Окси*: «скорее всего, вам тут не рады.» Я не блоггер, качественно развлекать кого-то своей частной жизнью и своими мнениями мне не интересно. Интересно просто выгрузить из оперативной памяти.

*Oxxxymiron выполняет функции иноагента.

Как сейчас уже созданные песни чувствуются для тебя? Со стороны они ощущаются одновременно и как душераздирающие, и как лечащие эту самую душу: в один день слушаешь и рыдаешь, а в другой — прикладываешь его к больным местам и чувствуешь, как становится легче. Для тебя твои песни всегда одинаковы или тоже иногда действуют исцеляюще, иногда — убийственно?

Убийственно, никогда не исцеляюще. Это как моя заламинированная агония, поставленная на повтор тяжёлая сцена. Если бы про это не было песни, я бы сто раз уже забыла. А тут оно вот, под стеклом, с подсветкой, без шанса на естественное отмирание. Это нездоровая практика, никому не советую. Исцеляющий здесь, возможно, только тот фактор, что, какие бы тяжёлые песни ни были, я всё равно стою, пою. Значит, это можно пережить. Исправить или улучшить, может, и нельзя. Но можно тем не менее жить дальше.

-7

«Мне привычно, что усилия не приносят результата, на который я рассчитывала, это сюжет моей жизни» — цитата из ещё одного твоего интервью. Мы чувствуем эту фразу на всех уровнях, а иногда так хочется, чтобы в мире было чуть больше справедливости. Как тебе удалось смириться с таким сюжетом жизни и удалось ли? Что помогает держаться в моменты, когда особенно остро чувствуется, что сколько бы ты ни бился — результат никогда не будет таким, какой хотелось достичь?

Мне помогают мелкие дела. Сегодня улыбаются мои дети, они сыты, одеты и здоровы — слава богу. Живы и веселы мои кошки — отлично. Есть вкусный кофе, есть великолепный парфюм. Есть запланированные приятные встречи с любимыми, есть небольшие реалистичные планы, есть мелкие цели. Ты просто потихонечку идёшь, без веры в чудо, без крупной идеи, смирившийся с тем, что случилось, и особенно с тем, чего уже не случится.

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал: «В России зло очень редко творится умышленно, гораздо чаще — по недоразумению и недомыслию». Как ты относишься к этому утверждению классика? И, вообще, как ты считаешь: если в России (как, впрочем, и везде) перманентно идёт борьба добра со злом, то что, в итоге, победит?

Ничего не победит, всё находится в движении так или иначе. Если ты сам один свой маленький день прожил без ненависти, был кому-то полезен и себя смог чем-то порадовать, ты сегодня победил. Завтра даже у тебя может быть иначе. А уж тем более у более крупных объектов. Победа звучит как смерть, как остановка движения, это несуществующий абсолют.

-8

Беседу вели: Артём Гарькавый и Нина Анцифирова.

Фото предоставили: Татьяна Зыкина, Валентин Монастырский и Lina Fellini.

Орфография и пунктуация собеседницы по возможности сохранены.

Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Telegram: https://t.me/golosrocka

Дзен: https://dzen.ru/golosrocka

Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q