ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЖДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Воспоминания – 1975. Рейс Харьков – Красноград – Севастополь дорога, не трасса. Какая трасса, даже столбики не сбивали (не было их), когда слетали под Красноградом (откос метра 2 – 3) в лесопосадку на Икарусе 55 люкс, как лазили вокруг автобуса чуть ли не пояс в снегу в туфельках и без шапок. Напарничек, Гришаня Шабров, в полной мере познал особенности национального вождения в зимний период в 20 лет с небольшим.
1975 год ноябрь мне 26 лет я водитель Симферопольского автобусного парка общий стаж 8 лет, 2 года можно выбросить, в армии в основном боролся с гайками, болтами и рессорами, и не только. Работаю на автобусе Икарус 55 люкс. Начинал на пригороде на Лазах, затем на городских маршрутах на Икарусе 556, мы их называли МАНами (машина ман, шофёр иван, начальник юра аптерман).
Ю. А. Аптерман. Это был начальник эксплуатации пассажирского транспорта Симферопольского АТП 11121, от него многое зависело в нашей работе. А "МАН" - немецкие моторы, вообще не припомню, чтоб ломались. В экипаже нас трое, если рейс дальше 200 км, то едут двое, меньше - едет один. Вот я вдруг остался один, "соблазны" нас окружают, со всех сторон. Иной раз лучше не ждать, когда уволят по статье.
Рейс Симферополь Донецк, дали мне подменного водителя и стажёра, будет говорят твоим напарником, если по – честному сам его позвал. Он пару месяцев как отслужил срочную службу, в нашей колонне на ЛАЗе уже поработал. Прогресс, однако, я три года карабкался. До Икаруса.
Говорит мне второй водитель, ну чего ехать втроём, мёртвый сезон, себе на обед не заработаем, а тут нас трое. Пообещал, что в следующий рейс он пойдёт, на том и порешили. Меня самого так стажировали. Так и поехали вдвоём.
Мне приходится не спать, новичок, маршрут не знает, а ещё, ямы, объезды и прочие засады. Ну и тонкости вождения, отличается оно от управления ЛАЗом. У Икаруса 55 люкс мотор слабый - Чепель, венгерский, на Ялту идёшь на подъём – вторая! запорожцы тебя обгоняют, по ровному сотня не предел, а вот в натяжку - нельзя. Меня самого так же стажировали, второй остался дома, едем днём на Одессу, слышу Миша Манько, основной в этом рейсе водитель, я то стажёр
– Володя, щас по рукам получишь - значит иду внатяжку, включать надо пониженную, стыдно, полно пассажиров, а он только на год меня старше был.
Вот я Грише и объясняю
– Идёшь на 4 ой или 5 ой, услышишь «НОУ СМОКИНГ» (моё ноу – хау), значит натяжка, переключайся. Ты же ночью не увидишь засаду - темно, а я знаю дорогу, как скажу: «НОУ…». Сбавляй скорость, опять же переключайся на пониженную передачу.
Рейс ночной, утром в 4.00 мы в Донецке. На автовокзале комнаты отдыха для нас водителей, путевой лист показал, иди подремать до 16.00. Спать не получится - моторы ревут, машины бибикают и т.д.
Продрали глаза, опа! Снег, ну это не впервой. Гришин черёд за руль, у нас расписано – перегоны от автостанции до автостанции. Напомнил про ноу – хау, на скользкой дороге никаких 4-5 ых, 3! Выехали в 16.00, всё в порядке, а вот и Селидово. Уже темно, перед нами – крутой в меру спуск, слева пост ГАИ, прямо через мостик автостанция. Я стою на ступеньке, возле двери. Вдруг нас начинает заносить прямо на пост, вроде и гаишник стоял, точно не вспомнить. Но кто – то заботился, видать, о нас грешных, и мы так элегантно въехали на автостанцию. Шёл он на 4 – прямой передаче, я ноу даже не успел включить, пожурил я его немного, напомнил про цифру 3.
Рассказал ему, как год назад, под Кишинёвом почти положил автобус, тоже Икарус 55, на бок, двери и багажники уже не открывались, пришлось вылезти в окно, как я цеплял трос к бензовозу, как потом, когда продолжили движение, стоял возле двери грязный по локоть и по колено, как мне было стыдно обернуться, - был полный автобус людей. Никто мне, правда и слова не сказал.
Перегон короткий, я буду заступать в Красноармейске. Едем, дорога прямая, но идёт через балки - то спуск, то подъём. Обычно в самой низине сильно встряхивает. Вторые сутки практически не спал, сижу впереди, эти два места для отдыха водителей, Снег не идёт, дорога чёрная, но есть проблески - корка ледяная, слышу по звуку – 5 передача, эта повышенная! Вскакиваю
- Ноу!
Гриша – уже опытным водителем стал, - кричит в ответку,
- Что ты всё ноу да ноу!
Тут он увидел засаду - включает 4, но уже поздно, с маху бьёмся в колдобины, нас подбрасывает, с верхних полок летят какие подушки, книжки, приземлились - начался подъём – значит не перевернёмся. Выходим на ровный участок, прошу остановиться, обошёл автобус вокруг, подхожу к кабине, машу ему – выйди. Выходит, я ему,
– Попробуй ногой дорогу - скользко? Вот то то!
Всё спокойно, без истерик и лишних слов. В Красноармейске я за руль, дорога уже сухая.
Заехали в парк, мы уже в Симферополе. Надо "причаститься", первый рейс никак. Гришаня мне,
- Володя, мы не сработаемся, тебе, - говорит, - надо на стажировочном автобусе работать.
Я обещаю больше ничего вроде "смокингов" не говорить, но прошу помнить этот рейс.
На следующий день у нас рейс Севастополь – Харьков. Мы снова вдвоём, стажировка продолжается. Проехали Чонгар, - опять снег, мороз. перед Новомосковском, Днепропетровской области, я за рулём - час ночи, Гриша спит, вдруг «фррр», свет почти гаснет, на приборы, - кипим. Значит генератор, от него привод на водяной насос, закипели, раз зарядки нет -- генератор!
В багажнике запасной, вытаскиваю - мы его поросёнком называли -, размеры похожи, снимаю, ставлю в момент - темно, холодина – но в армии два года за бесплатно неведомо кому ещё не то проделывал, а тут себе! На стартер – ноль! Не крутит! За компрессор -- плять! Компрессор заклинил! Запасной как раз перед рейсом на переборку отдал.
Бужу напарника. Стёкла уже замёрзли, идёт какой-то ПАЗик, пересадили пассажиров. Я в туфельках, шапки нет. Хорошо, что деньги всегда беру в рейс. Даю Грише 300 рублей, он одет по сезону. –
- Езжай, говорю, - в Новомосковск, там автобусы идут со всех сторон, вроде узловой станции, за любые деньги, привези компрессор.
Сам лезу в салон – холодина! Откидываю спинки двух сидений собираю чехлы делаю вигвам, куда там - минус 20! Мотор остыл, сажусь за руль, еду, температура полезла вверх, останавливаюсь, стою. Упала, еду. Доезжаю до стройки, дорогу строят Днепропетровск – Донецк. Стоит в сторонке вагончик строительный. Из трубы дымок, я туда со всех ног, там дедуля, сторож, древний такой, как я сейчас, попили чайку, рассказывает, - я – говорит в Севастополе служил, русалку видел, сидела возле воды. Это всё, что я запомнил. Рассвело, солнце выглянуло, смотрю с крыши капает. Может и мороза не было, как и той русалки, хотя…
Привёз Гриша компрессор, поставили. 50 лет прошло, вот те крест, вот только сейчас осенило! Зачем попёрли в Харьков? Идём вне графика, пассажиров не будет, рейсовые идут полупустые! Автобусов море на всех маршрутах, вон на Крым идут со всех концов! Но нет, знаю, утром можно в Харькове загрузиться на Красноград цена билета 2.30 х 30 = 70! Надо же потери компенсировать. У нас хозрасчёт, правда, негласный (ну что вы, что вы, однако, вы ж там имеете. А вот безбилетников, «этого ни, ни, только в праздничные дни» – шутил. Если сумма в акте о нарушении правил пассажирских перевозок 50 рублей и выше, могут применить статью УК УССР).
Так мы, точнее я, под моим руководством и сделали, я был за рулём. В Краснограде сел Гриша, через 5 км мы свалились с дороги, трактор нас с трудом вытащил, сначала надо было липку вытащить (может акация была, ездили мы и на акации, вместо рессоры вставляли), нижний патрубок радиатора слетел, надели, воды залили - 40 литров всегда с собой возили, передний номерной знак сняли – под бампером здоровенная вмятина, аварийная машина, какие контролёры – мы после аварии! Надо же денег на рихтовку добыть, пока доехали, 200 руб. заготовили, вот и Симферополь. Куда ехать рихтоваться - на Кубанку? в наш гараж, не с руки, слесаря сытые 300 автобусов и все при деле межгород, пригород, где билеты, там и злоупотребления. А вот в городском парке картина другая. Я и там всех ребят знаю, работал 2 года на городе, уже ночь, заезжаем,
- Сколько? - Переглянулись так важно
– Четвертак кидаешь?
Всю ночь громыхали, там под обшивкой фермы погнуло. Спать не давали.
. И мне тут твердят все - зимняя резина, зимняя резина. Да мы ездили на такой резине, что иной раз на ровном месте не тронешься. Зима 67 – 68, АТП 11065, это сейчас рынок «Привоз», машины со стоянки руками выталкивали, чуть ли не до проходной - в основном "Москвичи".