Найти в Дзене

Малыш и Карлсон. Типологический разбор

В детстве многие из нас читали сказочную повесть Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". История про застенчивого Малыша и весельчака Карлсона до сих пор пользуется успехом. Я хочу предложить типологический разбор персонажей этой сказочной повести и, не претендуя на полноту, попытаюсь разобрать характеры героев и их взаимоотношения. Разбор ведем по книге в русском переводе. Карлсон Это самоуверенный веселый человечек с пропеллером за спиной. С виду во время полета, как написано в первой главе, он напоминал маленького директора, если можно представить себе директора с пропеллером за спиной. Карлсон самоуверен, но ему нужен симпатизирующий человек, а лучше — множество зрителей. Импровизация, игры, проказы — любимое занятие Карлсона. Кроме того, Карлсон запомнился всем тем, что любил всякие сладости и да и вообще вкусную еду. Сам о себе Калсон говорил так: «Я красивый, умный и в меру упитанный, в полном рассвете сил!» То есть любил хвастать. Легко обижался и сердился, но тут же снова менял нас

В детстве многие из нас читали сказочную повесть Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". История про застенчивого Малыша и весельчака Карлсона до сих пор пользуется успехом. Я хочу предложить типологический разбор персонажей этой сказочной повести и, не претендуя на полноту, попытаюсь разобрать характеры героев и их взаимоотношения. Разбор ведем по книге в русском переводе.

Карлсон

Это самоуверенный веселый человечек с пропеллером за спиной. С виду во время полета, как написано в первой главе, он напоминал маленького директора, если можно представить себе директора с пропеллером за спиной. Карлсон самоуверен, но ему нужен симпатизирующий человек, а лучше — множество зрителей. Импровизация, игры, проказы — любимое занятие Карлсона. Кроме того, Карлсон запомнился всем тем, что любил всякие сладости и да и вообще вкусную еду. Сам о себе Калсон говорил так: «Я красивый, умный и в меру упитанный, в полном рассвете сил!» То есть любил хвастать. Легко обижался и сердился, но тут же снова менял настроение на веселое и игривое.

Все это рисует нам портрет сангвиника с выраженной демонстративной (истероидной) и гипертимической акцентуациями. И вправду, Карлсон в случае малейшего непризнания закатывал истерики и говорил: «Я так не играю», но потом, после того, как добивался своего, кричал: «Привет, Малыш! Со мной не соскучишься!»

Веселился Карлсон беззаботно: взорвал паровую машину Малыша, накрывшись одеялом пробрался с ним вместе к его сестре Бетан, когда она со своим молодым человеком проводила вечер в сумерках на кухне. Беззастенчиво ударил Пелле светом фонарика в лицо. Навесил колбасу на ручки дверей и шкафов в чужой квартире, где спала малютка, играл в привидение, сделал капкан для воров Филле и Рулле — смертоносную мумию и т. д. Везде при этом проявляется изобретательность Карлсона, и мы видим в его мышлении доминирование интуиции возможностей (ЧИ). Он не хочет вызывать полицию, надо сделать мумию. Надо одеться в приведение и напугать жуликов, а потом и фрекен Бок. Все эти методы Карлсон называет «низвидение, куращение и дураковаляние». Изобретательность проявляется и в шутке с плюшками, когда он придумал плюшечную лихоратку, чтобы съесть больше плюшек, и в просверленной дыре в дверь, через которую дядюшка Юлиус и домомучительница фрекен Бок видели потом лунного старика, и в бабе-Яге, которая пролетела мимо их окна.

Все это говорит о сильной и ценностной черной интуиции Карлсона. То есть наш главный герой — черный интуит. Причем интуиция базовая, а не творческая, поскольку в изобретениях Карлсон не знает себе равных и изобретает не для подтверждения логических идей и не для воспитания других людей, а лишь сам для себя и для всеобщего интереса. Объясняя Малышу мотивы своих действий, Карлсон постоянно использует структурную логику и этику отношений. И тут вопрос. Что важнее? Карлсон - этик или логик? Логик, конечно. В задаче про яблоки он сразу отследил, что Малыш дал меньше всех яблок: «Я так и знал, что ты самый жадный в семье!» Потом Малыш повторил задачу, надеясь, что Карлсон ее решит, но сбился и назвал другое количество яблок. «А куда вы остальные яблоки дели, яблочные воришки?» - спросил сразу заметивший изменения Карлсон.

Заметна структурная логика Карлсона и при разъянении Малышу его планов. Так, когда Карлсон потаскал все плюшки с окна, а Малыша фрекен Бок заперла в комнате, Карлсон решил добыть какао. А для этого малышу надо было снова оказаться рядом с фрекен Бок. Как объясняет Карлсон свой план? «Раствори пошире уши и слушай. Один глупый мальчишка прилетает на вертолете системы «карлсон» ...» Разсказ подробно показывает ход действий. Здесь сразу видны сильная структурная и деловая логика Карлсона. Так же в случае с плюшками Карлсон «изобретает» новые правила сложения чисел: семь плюс семь десять. Поэтому из десяти он взял семь себе, сказав, что нынче в школах так по-дурацки считают! Но он от этого страдать не намерен...

По поводу этики отношений сразу заметно неприятие этических норм: «глупый мальчишка» - это малыш, друг. Карлсон и в других местах обижает Малыша: «да кто ты есть? Глупый мальчишка и всё!» «Раз ты такой обжора и сластёна, то можешь сам выбрать орешек!» Его поведение с фрекен Бок также весьма неэтично. А вот воспитывать Малыша, чтобы тот убрал его домик Карлсон сумел (после того как испачкал всю его комнату — это он убирал «хлев» Малыша, работал, как каторжный...). В прочем слабость этики не в неприличном поведении, а в неучете данного аспекта. Карлсон то обещает малышу лучшую в мире паровую машину, тот говорит: «если у меня не будет сил, я тебя сброшу». Обращается к фрекен Бок «Ты такая милая! Дай мне блинка!» «Пойми, здесь за столом сидят два толстяка (она и дядя Юлиус, разумеется) и им надо худеть, имен называть не буду, но это точно не я, и не вот это худышка (показал пальцем на малыша)». За все взятые вещи платил одной монетой в пять «эре». И говорил: «Кто честен, тот честен, тут ничего не скажешь!»

Активационная этика эмоций у Карлсона представлена следующим образом: когда сделали специальный звонок для вызова привидения, Карлсон утвердил систему звонков: один звонок значит «прилетай!», два - «пока не прилетай» и еще надо три раза звонить и говорить этим: «Как хорошо, что есть на свете такой красивый, умный и в меру упитанный человек, как ты, Карлсон!» «Это зачем?» - спросил малыш. «Ну, другу надо говорить всякие приятные и ободряющие вещи, примерно каждые пятнадцать минут». Малыш тут же вспомнил: «Что-то я ни разу от тебя не слышал ничего подобного!» А у Карлсона активационная этика эмоций перешла на болевую этику отношений: «Да кто ты есть? Глупый мальчишка и всё!»

Карлсон хвастается по своей ролевой волевой сенсорике. Он изображает из себя полицию и стреляет из игрушечного пистолета около мансарды, где жили Филле и Рулле. Пытается накинуться на Малыша с кулаками, когда тот называл его «предметом» (читал статью о спутнике-шпионе), но тут же сник, кода залаял Бимбо — собачка Малыша, как это и бывает с ролевой функцией.

Более всего Карлсон любил покушать, но хорошо готовить, конечно, не умел. Здесь проявляется его суггестивная сенсорика ощущений. Хоть у Карлсона и был верстак в домике, хорошо мастерить он не умел. Еду и дрова воровал и платил за них пять эре. А лучшая картина прекрасного рисовальщика петухов была пришлепанным к стене листком бумаги, в углу которого была маленькая красная петухообразная козявка, как представил это Малыш. «Этот петух нарисован лучшим в мире рисовальщиком петухов!» - гордо произнес Карлсон, показывая, на что способна его сенсорика.

Ну и в довершение — ограничительная интуиция времени. Карлсон, когда становилось опасно, улетал со словами: «Привет! Мне надо улетать, а то я опоздаю к ужину!» У Карлсона всегда было много дел и он об этом говорил (фоновая ЧЛ). Многое делал без слов: добыл какао, сделал мумию, заставил Филле и Рулле вернуть бумажник и часы дяде Юлиусу (сообразил, как заставить).

Итак, по соционике наш Карлсон логик, базовый черный интуит — Дон Кихот, интуитивно-логический экстраверт. Именно такой «проказник» получился у Астрид Линдгрен. С точки зрения психософии перед нами Дюма (ФЭВЛ). Первая физика — любовь к еде и комфорту, лень; вторая эмоция — болтливость и озорство, актерские способности Карлсона; третья воля — обидчивость и хвастовство Карлсона, а четвертая логика — нежелание решать задачи и о чем-то серьезном вообще думать.

Получается, что Карлсон ИЛЭ ФЭВЛ (Дон Кихот — Дюма).

Малыш

Малыш — Есенин (интуитивно-этический интроверт). Любит мечтать (базовая БИ), знает, как подойти к маме, брату, к Карлсону, чтобы уговорить их (творческая ЧЭ), старается поддерживать порядок, но не очень умело, боится черных пятен денатурата, разлитых Карлсоном (ролевая БС), сам не знает, как что сделать, помогает Карлсон (болевая ЧЛ), с интересом следит за дерущимися во дворе мальчиками и сам лезет в драку, но проигрывает (суггестивная ЧС), изучает математику и предлагает ее Карлсону (активационная БЛ), старается поддерживать добрые отношения (фоновая БЭ). Ограничительную интуицию возможностей я не нашел в книге, возможно, читатели вспомнят случаи.

Между Малышом и Карлсоном миражные отношения. Они тянутся друг к другу, но на близком расстоянии иногда не ладят.

Другие персонажи, возможно, рассмотрим позднее. Мне представляется, что фрекен Бок — Драйзер (воспитывает Малыша, показывает «твердую руку», наводит везде чистоту и ограничивает эмоции), с Карлсоном у них типичный конфликт. Дядюшка Юлиус — Бальзак. Вспоминает лучшие времена, критикует всех за то, что все всё делают плохо, брюзжит о неудобствах, но уважил старые традиции про домовых (активационная БЭ). У фрекен Бок и дядюшки отношения активации и они решают пожениться в конце сказочной повести.

Вот так, уважаемые читатели. Если Вы не согласны, пишите комментарии, высказывайте Вашу позицию (желательно, обоснованную).

Всем Вам удачи!