Как известно, кинорежиссер - исключительно мужская профессия. В советском кино актрис-женщин было значительно больше, чем режиссеров-женщин. Когда еще кинематограф только зарождался, слабый пол не пускали туда на руководящие должности. Считалось, что женщина существо хрупкое и не выдержит утомительного съемочного графика. Всё-таки актеры принимают участие лишь в отдельных эпизодах, а режиссер каждый день с утра до вечера обязан находиться на площадке. Кроме того, мужчине более свойственно отдавать приказы, диктовать артистам, как им играть, быть полновластным хозяином съемочного процесса. Существовал и еще один фактор: а вдруг женщина-режиссер забеременеет, кто тогда будет работать над фильмом. Ведь на его производство уже выделены средства, а часть их и освоено.
В списке самых кассовых советских режиссеров всего 4 (четыре) женщины. Правда, это перечень не учитывает телефильмы. Сможете перечислить их всех? А я добавил еще четверых.
Алла Сурикова (род. 1940). 79-е место (102 миллиона зрителей).
По образованию филолог. В конце 1960-х подалась в кинематограф ассистентом режиссера. Позже закончила высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров под руководством Георгия Данелии. Сурикову помнят, в основном, по фильму "Человек с бульвара Капуцинов", занявшему первое место в кинопрокате СССР-1987. Во-многом успеху способствовало то обстоятельство, что комедия вышла на экраны уже после ухода Андрея Миронова, сыгравшего главную роль. Тем не менее, давайте не забывать и другие работы Суриковой. Это "Будьте моим мужем", "Суета сует" и конечно же "Ищите женщину".
Татьяна Лиознова (1924 - 2011). 73-е место (108 миллионов зрителей).
Закончила ВГИК. Устроилась на киностудию имени Горького, но в рамках борьбы с космополитизмом была оттуда уволена (отчество Лиозновой - Моисеевна). Некоторое время шила одежду, а в 1953-м вернулась обратно на студию. Главный фильм в биографии Лиозновой - "17 мгновений весны". Но это телефильм. А среди лидеров кинопроката - "Евдокия", "Карнавал" и конечно же "Три тополя на Плющихе". Между прочим, по сюжету главная героиня Нюра ест мороженое. Но когда игравшей главную героиню Татьяне Дорониной предложили приступить к сцене, она ответила: "разве вы не знаете, что я не люблю мороженое". Это к вопросу о режиссере мужского пола - диктаторе на площадке. Лиозновой пришлось смириться с выходкой строптивой актрисы. А вот многие мужчины, думается, настояли бы на своем.
Татьяна Лукашевич (1905 - 1972). 28-е место (184 миллиона зрителей).
Окончила режиссерский факультет ГТК (будущий ВГИК). Сначала работала ассистентом режиссера, а позже начала трудиться самостоятельно. Лукашевич, в основном, снимала фильмы, посвященные проблемам детей и юношества. Например, "Аттестат зрелости" стал первой ролью в кино Василия Ланового. Среди других популярных произведений Лукашевич - "Подкидыш", "Свадьба с приданным" и "Анна Каренина". Добавлю, что из 184 миллионов зрителей, посмотревших фильмы Лукашевич в кинотеатрах, 45 приходятся на комедийный фильм-спектакль "Свадьба с приданным", который Татьяна сняла в соавторстве с Борисом Ровенских.
Надежда Кошеверова (1902 - 1989). 16-е место (227 миллионов зрителей).
Начинала карьеру актрисой. Далее подвизалась ассистентом режиссера и закончила киномастерскую "Фабрики эксцентрического театра" в Ленинграде. Сумела опередить в списке самых кассовых режиссеров СССР таких мэтров, как Георгий Данелия, Борис Дуров, Леонид Луков, Юлий Райзман, Александр Митта и других. В основном, за счет того, что в целых пяти фильмах Кошеверова выступила со-режиссером с мужчинами (Михаил Шапиро, Иосиф Хейфиц и другие). Самые популярные картины, снятые Кошеверовой самостоятельно - "Осторожно, бабушка!", "Медовый месяц" и "Шофер поневоле".
Однако конечно же мы не можем не упомянуть и еще четырех женщин-режиссеров. Их фильмы либо не пользовались популярностью в кинопрокате, либо шли на телевидении.
Искра Бабич (1932 - 2001).
Закончила режиссерский факультет ВГИК. Была любимой ученицей Ивана Пырьева. Автор всего четырех полнометражных художественных фильмов. Это "Первое свидание", "Половодье", "Прости меня, Алеша" и "Мужики". Последняя картина нежиданно стала одним из лидеров советского кинопроката. Ее посмотрело 38 миллионов зрителей. Кроме того, журнал "Советский экран" признал "Мужиков" лучшим фильмом 1982 года. К сожалению, повторить успех Искре Бабич не удалось. Последние годы жизни она много болела.
Светлана Дружинина (род. 1935).
Одна из самых популярных актрис 1950-х годов. В 1969 закончила режиссерский факультет ВГИК. Через 20 лет к Дружининой пришел настоящий успех - она сняла серию фильмов про Гардемаринов. Финальная (пятая) часть серии вышла в ноябре 2023 года. Жаль, что ни Владимир Шевельков, ни Сергей Жигунов туда не вернулись.
Динара Асанова (1942 - 1985).
Родилась в Киргизии (город Фрунзе, сейчас Бишкек). Закончила режиссерский факультет ВГИКа, после чего поступила работать на Ленфильм. Снимала фильмы, в основном, о молодежи. В частности, "Не болит голова у дятла", "Пацаны", "Милый, дорогой, любимый, единственный".
Кира Муратова (1934 - 2018).
Закончила режиссерский факультет ВГИК. Трудилась в жанре "Арт-хаус". Самые известные фильмы - "Долгие проводы", "Астенический синдром" и "Короткие встречи" с Владимиром Высоцким.
Конечно же, женщин-режиссеров в СССР было больше, однако им не удалось полноценно реализоваться в кино, и их произведения менее известны.
На заре советского кинематографа стояла Ольга Преображенская. Она сняла фильм "Бабы рязанские", а в соавторстве с Иваном Правовым - "Тихий Дон" (1930) и "Степан Разин".
В фильмографии Ларисы Шепитько - две известных картины: "Крылья" (1966) и "Восхождение" (1976). В этой картине снялись Борис Плотников, Владимир Гостюхин и Анатолий Солоницын. На Берлинском кинофестивале "Восхождение" получило приз "Золотой медведь".
Аида Манасарова сняла несколько документальных, а затем и художественных фильмов, в числе которых "Двадцать лет спустя" и "Главный свидетель". Картина "Вы мне писали" примечательна тем, что в главных ролях задействована супружеская пара - Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. Вероятно, последнюю взяли именно по просьбе Мягкова.
Можно еще вспомнить Ирину Поплавскую, Аян Шахмалиеву и даже... Елену Цыплакову, снявшую драму "Камышовый рай" с Николаем Стоцким в главной роли. Но все-таки, как вы успели заметить, в советском кино было не так уж и много крупных режиссеров - женщин.
И, наконец, переходим к финалу нашей сегодняшней статьи.
Одним из лучших советских фильмов стала "Мачеха" (1977). Номинально режиссером числится 34-летний Олег Бондарев. Однако, по воспоминания современникам, на самом деле съемочным процессом руководила актриса Татьяна Васильевна Доронина, сыгравшая главную роль - Шуры Олеванцевой. Она же и подобрала себе партнера - Леонида Неведомского (Павел Егорович). Вот кто мог стать выдающимся режиссером, так это Доронина. А у Бондарева, к сожалению, после "Мачехи" уже не было столь же успешных режиссерских работ.
Прошу вас поставить автору лайк. Также можете почитать другие мои статьи из истории советского кинематографа.