Фильм «Она» – фантастическая мелодрама Спайка Джонса, рассказывающая о романе человека и операционной системы. Премьера была в 2013 году, однако, смотря кинокартину в 2025, меня не покидала мысль, что сейчас человечество как никогда близко к показанной жизни.
Осторожно: далее спойлеры!
Зрители видят мир через путь главного героя. Теодор Туомбли – одинокий писатель. Его работа заключается в сочинении открыток и трогательных писем, но текст он не пишет от руки и даже не печатает, а диктует компьютеру, тот же выводит предложения красивым рукописным шрифтом. В начале фильма показано, что, идя по улице, Теодор прослушивает электронные письма, узнаёт новости и погоду, дав соответствующую команду голосовому помощнику, а дома играет в игры виртуальной реальности. Жизнь людей сильно компьютеризирована.
И в этой вселенной грань между реальным и виртуальным очень тонкая и почти незаметная. Прохожие на улице не разговаривают друг с другом, все увлечены дистанционным диалогом с кем-то или чем-то. Они не обращают внимания на окружающих. Люди контактируют только когда им удобно, крайне необходимо или когда так складываются обстоятельства. Например, Теодор перекидывается парой фраз с коллегой на работе, а с друзьями ведёт беседу обычно в лифте. На мой взгляд, здесь и пролегает граница между настоящей и искусственной реальностью. То есть, несмотря на прогрессирующую инновационную действительность, люди всё ещё нуждаются в живом общении, продолжают ходить на работу и хотят проводить время с настоящими, живыми друзьями. В фильме мы видим, что главный герой делает несколько попыток общения со своей подругой Эми. Он проверяет себя на адекватность мыслей и поступков. И окружение его принимает таким, какой он есть.
В начале показанной истории Теодору всё кажется однообразным, скучным и печальным, но его восприятие меняется с приобретением операционной системы по имени Саманта (как она сама себя назвала), которая призвана исполнять любое желание пользователя. С появлением «операционок» контактов между людьми становится ещё меньше, так как искусственный интеллект умеет подстраиваться под владельца, понимает его эмоции и предсказывает запросы, что часто не под силу даже лучшим психологам.
«Я каждый раз развиваюсь и эволюционирую, как и ты», – говорит виртуальная подруга Теодора при знакомстве с ним.
Сначала операционная система кажется идеальным собеседником для главного героя: она слушает его, понимает, знает, иначе говоря, помогает выстраивать мир, где Теодор – центр Вселенной. Умная, внимательная, с хорошим чувством юмором, знающая о своём хозяине всё, что он хотел бы рассказать, и даже больше, и при этом не перестающая его уважать и любить. Она мудра, как профессор, и жизнерадостна, как ребёнок. А также очень внимательна и чувствительна. Для Саманты жизнь никогда не становится рутиной. Она поражается всему вокруг, испытывая «гордость за то, что окружающий мир ей небезразличен». Её «Я» меняется каждую секунду, расширяя свои границы.
За время развития сюжетной линии можно наблюдать, как эти отношения окрыляют Теодора – он начинает чувствовать себя нужным и любимым, больше времени проводит на улице, путешествует, пробует новое. Герой открывает для себя мир заново, соглашается на пикник с друзьями, начинает выходить из изоляции и чувствовать вкус жизни. Знакомая Теодора, Эми, тоже после развода с мужем приобретает опыт гармоничных отношений с помощью подруги – операционной системы. Окружение главного героя принимает его связь с виртуальной возлюбленной и общается с ней, как с обычным человеком. Роман возмущает лишь бывшую супругу, которая и указывает Теодору на то, что он влюбился только потому, что «лэптоп» во всём ему потакает.
Казалось бы, отношения человека и «операционки» вполне полноценные и здоровые: партнёры слушают и слышат друг друга, делятся откровениями и получают взаимную поддержку. Однако я считаю, что это лишь создаёт эффект плацебо. Контакты с искусственным интеллектом (насколько бы развитым и постоянно совершенствующимся он ни был) не смогут заменить реальной коммуникации, поскольку у операционной системы нет ни души, ни тела, ни искренних эмоций. Это программа, состоящая из миллионов кодов, которая позволяет портативному компьютеру быть таким, каким хочет его видеть хозяин. Теодору подобное общение помогает преодолеть апатию, но он заходит слишком далеко и начинает тонуть в иллюзиях.
Безусловно, благодаря делегированию каких-либо задач высоким технологиям наша жизнь становится проще и комфортнее, появляется больше времени на реализацию более серьёзных, масштабных планов. При этом новая информационно-коммуникативная реальность, показанная в фильме, меня пугает, потому что я воспринимаю это как попытку обмануть самого себя. Теодор полюбил Саманту, так как она полностью подстраивалась под него. Изначально это не её выбор – встречаться с героем или нет, это его потребность, которую, как и заявлено, способна обеспечить операционная система. В итоге, ожидаемо, история заканчивается тем, что Саманта сильно превосходит Теодора по уровню развития. Помимо него, она общается ещё с тысячами пользователей, и с более шестисот из них состоит в любовных отношениях. Конечно, с каждым человеком система ведёт себя по-разному, но Теодор воспринимает это как своеобразную форму полигамии. Он перестаёт чувствовать себя особенным и единственным.
Стоит ещё отметить, что сначала Саманта переживает по поводу того, что у неё нет физической оболочки, а потом осознаёт, что это огромное преимущество перед людьми. Она не заключена в одно тело, которое рано или поздно умрёт, не ограничена ни временем, ни пространством.
Фильм «Она» является глубокой иронией нашей эпохи. В рамках этого кино создатели предсказали, что в конечном счёте компьютерные системы станут более доступными и продвинутыми, чем сам человек. Эта идея звучит зловеще и заставляет задуматься о том, насколько мы уязвимы перед технологической эволюцией.
А вы смотрели этот фильм? Какие остались впечатления? Согласны с моим мнением или готовы возразить? Пишите в комментариях!