🎭 Федор Толстой-Американец — человек, чье существование кажется злой пародией на благородное дворянство. Он мог бы стать идеальным персонажем комедии: патологически азартный, скандально несносный и настолько харизматичный, что даже те, кого он обирал в пух и прах, не могли не восхищаться его наглостью.
Если бы его жизнь была театральной пьесой, жанр пришлось бы менять каждые десять минут — от фарса до трагедии и обратно. Офицер, но не солдат; путешественник, но не исследователь; игрок, но не честный; убийца, но не преступник.
Он жил, будто реальность — всего лишь большая сцена, а он — её главный герой, которому позволено всё. И если за кулисами кто-то возмущался его поведением, Толстой лишь ухмылялся, ведь сам он давно выбрал роль — быть человеком, которого нельзя забыть.
🏹 Дерзкий офицер и дуэлянт
Родившись в знатной семье, Федор Иванович был обречён на успех, но предпочёл провал — причём с размахом. Из всех возможных путей он выбрал самый тернистый: военная карьера? Плевать на уставы. Честь офицера? Задушить в зародыше. Умение уживаться с людьми? Наплевать и растереть.
В 1803 году, вместо того чтобы дисциплинированно выполнять поручения, он решил, что его судьба — летать. Причём буквально. Легенда гласит, что, увидев первый в России воздушный шар, он так захотел подняться в небо, что выхватил саблю и пообещал проткнуть аэростат, если его не пустят на борт. Это была лишь первая сцена его великой комедии, и, как полагается хорошему артисту, он не растерялся, когда зрители не оценили шутку.
Когда его комендант, человек, явно не наделённый чувством юмора, потребовал объяснений, Толстой в ответ с легкостью плюнул ему в лицо. Достойный финал воздушной эпопеи! Проблема была лишь в том, что вызванный на дуэль комендант оказался слишком живучим, а военные уставы не предполагали для офицеров пункта "юмористическая самооборона".
Судьба его уже была предрешена: одно из двух — либо наказание, либо бегство. И, конечно, он выбрал второе, ведь какой смысл отсиживаться в тюрьме, когда можно поехать в кругосветное путешествие, обзавестись татуировками и превратить собственную биографию в нечто среднее между авантюрным романом и психиатрическим случаем?
🚢 Кругосветка и скандалы: Как Толстой довел Крузенштерна до нервного тика
Толстой был тем типом человека, который, попав на корабль, первым делом хотел узнать, где тут ближайший бар. А если бара нет, он его организует. Взяв место своего брата в кругосветной экспедиции Крузенштерна, он сперва вел себя тихо, будто сомневаясь, стоит ли сразу проявлять свой буйный нрав или подождать пару дней. Но смирение было не в его природе: стоило судну бросить якорь в Копенгагене, как Толстой, собрав группу таких же энтузиастов, отправился покорять местные увеселительные заведения. Он вернулся победителем — с незнакомыми женщинами, странными пятнами на шее и не менее странными симптомами, о которых в приличном обществе предпочитали не говорить.
Дальше — больше. На борту он не просто скучал, а активно превращал мореплавание в комедию положений: запугивал матросов рассказами о морских чудовищах, подговаривал офицеров играть в карты на залог собственной формы (и успешно оставлял их в одном нижнем белье), напаивал судового священника до состояния философского озарения.
Его талант вносить хаос был настолько велик, что даже скромный и рассудительный Крузенштерн, привыкший к суровым ветрам и непредсказуемости морей, пришел к простому, но изящному решению: выбросить Толстого за борт. Конечно, не буквально — хотя кто знает, о чем думал капитан в темные бессонные ночи, слушая, как граф учит обезьяну кидаться чернильницами в бортовой журнал.
И все же, когда судно достигло берегов Американских колоний, судьба Толстого была решена. Его высадили, вручив минимальный запас провизии и максимальный объем проклятий. Тут он не растерялся: объявил себя великим исследователем и с важным видом отправился изучать местные племена, хотя, скорее всего, просто сел в ближайшую таверну и в тот же вечер выиграл у кого-то последнее имущество.
🎰 Карты, дуэли и разбой: Почему Толстой играл по своим правилам
Карточные игры Толстой любил так же, как другие любят утренний кофе: не потому, что он необходим, а потому, что без него жизнь становится тусклой и бессмысленной. Правда, если обычный человек мог позволить себе проиграть и уйти, пожав плечами, то Толстой придерживался другой философии — проиграть он мог, но уходить не собирался. Он просто исправлял ошибку фатума своими методами: незаметным движением руки, искусно спрятанным тузом или, если ситуация выходила из-под контроля, предложением решить вопрос более традиционным способом — дуэлью.
Люди, садившиеся играть с Толстым, делились на две категории: первые думали, что смогут его перехитрить, вторые — что смогут его запугать. И те и другие заканчивали одинаково: одни без денег, другие без жизни. Он считал карты не просто развлечением, а войной, полем битвы, где нужно проявлять не просто ловкость, но и стратегию. Если ему удавалось обыграть противника честно — прекрасно. Если нет — значит, честность была переоценена.
В 1820-х он запустил слух, что Пушкина высекли на допросе. Узнав об этом, поэт посвятил ему едкую эпиграмму. Однако позже они помирились, и Толстой даже сватал Пушкину Наталью Гончарову.
Его дуэльный послужной список был настолько впечатляющим, что некоторые люди, встречая его на улице, предпочитали сменить траекторию движения, даже если для этого приходилось свернуть в канал. Он стрелялся так часто, что можно было подумать, что у него был абонемент на барьер.
Временами он даже дрался не за себя, а за друзей — один из таких случаев вошел в историю: Толстой услышал, что его приятель вызван на дуэль, молча встал, пошел к обидчику, отвесил ему пощечину и сказал:
"Теперь ты стреляешься со мной".
Дело закончилось, как и следовало ожидать: приятель остался жив, а его противник — нет.
🔥 Любовь, цыгане и спасение от разорения
Женщины в жизни Толстого играли роль зрителей в театре — они смотрели на его представление, восторгались, охали, аплодировали, но подходить к сцене опасались. Он был тем человеком, который мог осыпать даму комплиментами, а через минуту отправиться на дуэль с ее мужем из-за неудачной шутки за ужином. Ему нужна была такая же бесстрашная натура, и он нашел ее в цыганке Авдотье Тугаевой — женщине, которая пела, плясала и, главное, не боялась бросить вызов самому Толстому.
Авдотья не только сумела выдержать его характер, но и стала его спасительницей в буквальном смысле слова. Однажды Толстой проигрался в пух и прах, оставшись перед финансовой пропастью, которая даже его, человека, привычного к безрассудству, заставила задуматься о вечном. В этот момент его сожительница сделала нечто невероятное — отдала ему деньги, которые копила с самого начала их знакомства. Этот поступок настолько потряс графа, что он, кажется, на мгновение задумался, а не завязывать ли с картами.
- Спойлер: не завязал.
Толстой прожил с Авдотьей всю оставшуюся жизнь, но судьба их детей была трагична — одиннадцать из двенадцати умерли в младенчестве. Граф считал это расплатой за своих жертв на дуэлях и, возможно, впервые в жизни чувствовал, что проиграл партию, в которой не мог схитрить. Но вместо того чтобы превратиться в раскаявшегося старика, он продолжал делать то, что умел лучше всего — жить так, будто завтрашнего дня не существует.
В 1846 году он умер, оставив после себя не столько потомков, сколько легенды, которым до сих пор верят.