В этом году исполняется 45 лет фильму Виктора Георгиева «Идеальный муж», который был снят по пьесе Оскара Уайльда
Сэр Роберт Чилтерн известен честностью и верностью обожаемой жене. Но с приездом в Лондон некой миссис Чивли оказывается, что и он может стать жертвой шантажа...
- Перед этой работой мне семь лет не давали снимать фильмы, - рассказывал мне режиссер картины Виктор Георгиев. - Киноначальники перестали мне доверять из-за того, что после таких картин, как «Сильные духом» и «Кремлевские курсанты», я снял легкий, развлекательный «Большой аттракцион». Однажды знакомая актриса предложила: «Попробуй сделать фильм по «Идеальному Мужу» Оскара Уайльда. Материал хороший, да и в СССР никто еще не снимал картин по пьесам этого английского драматурга!» Пробивать идею оказалось нелегко. Дважды работу над фильмом приостанавливали, много придирались к сценарию и самим съемкам.
Работая над сценарием, Виктор Георгиев уже предполагал, кого пригласит сниматься. Кандидатура Людмилы Гурченко на роль Миссис Чивли возникла сразу. А вот Роберта Чилтерна поначалу предложили Валентину Гафту.
- Как только на пробах он надел фрак, сразу стал похож на мафиози из Латинской Америки, - вспоминал Виктор Михайлович. - К сожалению, поработать с Валентином Иосифовичем нам не довелось, зато я рад, что в картине появился Юрий Яковлев, который и сыграл главную роль.
- Я считаю эту работу одной из лучших, - рассказывал Юрий Васильевич. - Сыграть английскую классику удается не каждому артисту. Съемки шли спокойно, легко, и фильм получился достойным.
А на роль леди Чилтерн Георгиев предполагал пригласить Елену Соловей, но она готовилась к отъезду в Америку, и чиновники запретили даже пробовать ее на эту роль. Случайно увидев по телевизору молодую ленинградскую актрису Анну Твеленеву, Георгиев позвал ее. На роль мисс Мэйбл пробовалась Лариса Удовиченко, но сыграла ее Елена Коренева.
- Я очень горд, что сложился такой актерский ансамбль, - говорил режиссер. - Когда чиновники приостанавливали съемки, мои артисты помогали мне пробить дальнейшую работу.
Сценарий фильма начинался с... нот. Режиссер и композитор фильма, знаменитый Эдисон Денисов, решили использовать в картине музыку из «Аиды» Джузеппе Верди. Как известно, Верди написал эту оперу по заказу к открытию Суэцкого канала, и, если помните, речь в фильме идет именно об этом событии.
А на экране в этот момент мы должны были видеть, как миссис Чивли летит на воздушной гондоле через Суэцкий канал, направляясь в Англию. Но если музыку в фильме оставили, то эпизод с полетом цензоры запретили снимать.
Вывезти съемочную группу в Лондон тогда было невозможно, и создатели фильма решили провести съемки на натуре в Центральном парке Риги.
- Во всем Советском Союзе это было единственное место, похожее на Англию XIX - начало XX веков, - вспоминал режиссер. - Мы выехали снимать в середине мая, так как именно в это время в Латвии зелень особого цвета, еще не обоженная солнцем. Красота неописуемая! Сцены же, которые происходят в помещениях, например, светский прием, кабинеты героев и другие интерьеры мы снимали в павильонах «Мосфильма». Один эпизод - в кабинете Министерства иностранных дел, а момент, когда Чилтерн - Яковлев посылает телеграмму с запросом за границу - ночью в здании Московского телеграфа на Чистых прудах.
Съемки проходили на одном дыхании. Лишь одну сцену авторам пришлось переснимать трижды: разговор лорда Горинга и миссис Чивли в доме Горинга. Кстати, загадочный браслет-брошь миссис Чивли, который играет в этой сцене важную роль, был изготовлен на ювелирной фабрике по специальному заказу.
- Пришлось потрудиться, чтобы найти автомобиль «Фиат» 1903 года, - рассказывал Георгиев. - Помните, в начале фильма едет машина, которая управляется не привычным для нас рулем, а рычагом? Много машин мы пересмотрели, но все оказалось не то. Эту машину я случайно увидел на выставке в Парке культуры. Мы пригласили хозяина авто на съемки, на роль шофера. А велосипед, на котором катается Мэйбл, нашли в реквизиторском цехе «Мосфильма». Кажется, этот раритет во всех наших исторических фильмах переиграл.
- Поначалу было очень трудно удержаться на таком высоком велосипеде, - вспоминает Елена Коренева. - Но оказалось, полчаса тренировки достаточно, чтобы потом прекрасно с ним управляться. Правда, один раз я все же с него упала. Зато повезло с лошадьми, на которых мне пришлось поскакать верхом. Я уже имела опыт общения с ними, и мы как-то сразу поладили.
Спустя много лет после выхода картины режиссер удивлялся:
- Мне кажется, что самое интересное из того, что можно вспомнить об этом фильме, - это то, что его в то время все-таки удалось снять и выпустить!
Календарь канала "Пераново перо":
19 февраля 1931 года родилась народная артистка России Алла Ларионова ("Анна на шее", "Двенадцатая ночь", "Ко мне, Мухтар!")
19 февраля 1933 года родилась заслуженная артистка России Эльза Леждей ("Баллада о солдате, "До свидания, мальчики!" "Следствие ведут знатоки")
19 февраля 1929 года родился заслуженный артист России Вадим Захарченко ("И снова Анискин", "Гараж", "Убийство на "Ждановской")
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов