Его больше нет… Оно исчезло навсегда, как исчезли красные волки в этих местах… Оно пропало…, но успело подарить России выдающихся личностей, оставивших яркий след в истории нашей страны.
Небольшое местечко в Нанайском районе Хабаровского края прекратило своё существование задолго до упразднения Мухинского сельского совета, произошедшего в 1960 году.
О селе, тайге, реке и больших переменах
Село Муха, деревня Муху, стойбище Мухэ – поселение называли по-разному. В переводе с нанайского название села означает «разливающееся водой». К Хабаровскому краю село стало относится после разделения Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский, в 1938 году. Нанайский же район начал своё существование в качестве административно-территориальной единицы чуть раньше – 21 июня 1934 года. Запомните эту дату, мы к ней ещё вернёмся.
Мангу, Мангму, Мангбо, Мангбо-Хэ, Большая река Черного Дракона – так называют реку Амур коренные жители Приамурья. Есть много мифов и сказок о Черном Драконе, о происхождении реки и её названий, но сейчас рассказ не об этом, а о людях, рождённых в бассейне могучей реки.
Амурская тайга хранит много тайн, чудес и загадок. О жителях этих мест слагают легенды. Данную статью можно включить в число местных легенд уже по той причине, что несмотря на плотность населения в 0,5 чел./км² Нанайский район взрастил немало героев и патриотов Родины.
Когда-то очень давно эти места населяли только коренные народы – тунгусо-манчжурские племена с бритыми лбами у мужчин и заплетёнными косами. Волосы на фронтальной части головы тунгусы и маньчжуры брили для того, чтобы они не мешали в быту, охоте и военных столкновениях. Заплетенная на затылке коса служила для этих же целей. В прежние времена даже существовало мнение, что тунгусских мужчин можно отличить от тунгусских женщин только по количеству и длине кос. Мужчины носили одну короткую косу на затылке, а женщины имели две косы с обеих сторон лица. Конечно же, имелись и другие отличия, как и у всего человеческого населения планеты, но традиционные причёски были самыми заметными. Мужская причёска тунгусов, маньчжуров и других кочевых народов называлась бянь-фа (辮髪).
В составе амурских племён, проживающих на берегах Амура, Сунгари и Уссури, были акани – так современные нанайцы, называли свой народ. Иноземцы называли аканьское племя – гольды.
В те старые, далёкие от нас годы, между тунгусами существовала кровная месть, известная сейчас под корсиканским названием «вендетта», пришедшим к нам из художественной литературы. Кровная месть означала наследственную месть за причинённые (нанесённые) кровные обиды. Но по большей части люди были миролюбивые и занимались своими ежедневными делами – охотничьим и рыболовецким промыслом.
Суровая жизнь в сложных климатических условиях диктовала свои законы и правила, надо было жить, обеспечивать семью пропитанием, выполнять сезонные работы, обустраивать жилище и быт, готовить снаряжение для рыбалки и охоты. Годы проходили в ежедневных заботах. Потом появились иноземцы и жизнь стала меняться. В 1860 году появилась государственная граница между Россией и Китаем в соответствии с Пекинским договором, племена разделились, начались перемены. Менялись названия мест и народов, менялся быт, традиции, обычаи и особенности каждого поселения. Потом сменилась власть и перемен стало ещё больше.
«Люди Амура» – Мангбо Найни – не препятствовали переменам, а зачастую, как и приезжие, сами способствовали изменениям. Так, например, стойбище Муха о котором речь идёт в этой статье, располагалось на протоке Амура под название Ори. Странное поведение реки в этом районе связывали с мистикой. В 1929 году Ори разлилась сильнее, чем обычно. Жители стойбища в срочном порядке перебрались на новое красивое место Торчан, находящееся на возвышенности между скалистыми сопками. Обосновавшись в Торчане, поселению присвоили имя покинутого стойбища, переименовав его в Муху. Торчана не стало, как не стало потом и Мухи.
В свое село вхожу в зените дня.
До дома – как до близкого привала.
В душе такое,
Словно бы меня
Впервые девушка поцеловала...
Все помню в этом мире небольшом:
Вот речка Ори –
Светлая до донца.
В нее ныряло
Прямо нагишом
Слепящее полуденное солнце...
(Андрей Пассар)
Это строки о загадочном Муху (Муха, Мухэ) в котором появились на свет яркие личности России – дальневосточные знаменитости.
Статья из четырёх частей. Следующая часть будет опубликована завтра.