Опера в двух актах, музыка Вольфганга Амадея Моцарта, либретто Лоренцо да Понте.
Действующие лица:
- Дон Жуан (Дон Джованни) (баритон): Молодой, богатый и распутный дворянин, соблазнитель и покоритель женщин, не признающий никаких моральных ограничений.
- Лепорелло (бас): Слуга Дона Жуана, циничный и неглупый, но трусливый и ворчливый. Он ведет список любовных завоеваний своего господина.
- Донна Анна (сопрано): Дворянка, дочь Командора, которую Дон Жуан пытается соблазнить.
- Дон Оттавио (тенор): Жених Донны Анны, благородный и решительный, но несколько нерешительный.
- Донна Эльвира (сопрано): Дворянка из Бургаса, брошенная Доном Жуаном после недолгого романа. Она преследует его, требуя справедливости и возвращения любви.
- Церлина (сопрано): Молодая крестьянка, невеста Мазетто, которую Дон Жуан пытается соблазнить.
- Мазетто (бас): Крестьянин, жених Церлины, ревнивый и вспыльчивый.
- Командор (бас): Отец Донны Анны, старый и уважаемый дворянин, убитый Доном Жуаном. Его статуя появляется в конце оперы.
- Крестьяне, слуги, музыканты.
Место действия: Испания, Севилья.
Время действия: XVII век.
Акт I
(Сцена 1: Ночь. Перед домом Командора. Лепорелло стоит на страже, ворча.)
- Ария Лепорелло “Notte e giorno faticar” (“Ночь и день трудиться”): Лепорелло жалуется на свою нелегкую жизнь слуги Дона Жуана. Он мечтает о свободе и о том, чтобы самому стать господином.
(Сцена 2: Появляются Дон Жуан и Донна Анна. Он пытается ее соблазнить, она сопротивляется. В завязавшейся борьбе Дон Жуан убивает Командора.)
- (Сцена борьбы. Дон Жуан и Донна Анна.)
- (Дуэт Дон Жуана и Лепорелло “Leporello, ove sei?”: После убийства Командора Дон Жуан и Лепорелло скрываются. Дон Жуан в растерянности спрашивает Лепорелло, где он находится.
- (Ансамбль. Донна Анна и Дон Оттавио. Хор слуг.) Донна Анна взывает о помощи. Появляется Дон Оттавио и слуги. Донна Анна рассказывает о нападении и смерти отца, но не может опознать убийцу. Она заставляет Дон Оттавио поклясться отомстить за ее отца.
- (Ария Донны Анны “Ma qual mai s’offre, oh dei”: Донна Анна в отчаянии оплакивает смерть отца.
- (Ария Дон Оттавио “Vieni t’affretta”: Дон Оттавио призывает Донну Анну успокоиться и обещает ей отомстить за смерть отца.
(Сцена 3: Улица. Дон Жуан и Лепорелло.)
- Речитатив и ария Дон Жуана “Ah, quanto è vero” (“Ах, как это верно”): Дон Жуан, несмотря на убийство, не теряет оптимизма и предвкушает новые любовные приключения.
- (Входит Донна Эльвира.)
(Сцена 4: Донна Эльвира упрекает Дона Жуана.)
- Ария Донны Эльвиры “Ah! chi mi dice mai” (“Ах! Кто скажет мне”): Донна Эльвира, брошенная Доном Жуаном, ищет его, чтобы упрекнуть в предательстве и потребовать справедливости.
- (Трио Дон Жуана, Донны Эльвиры и Лепорелло “Ah, fuggi il traditor!”: Дон Жуан пытается избавиться от Донны Эльвиры, говоря ей, что она ему надоела. Лепорелло, тайно насмехаясь над своим господином, подтверждает его слова. Донна Эльвира в ярости.
(Сцена 5: Дон Жуан поручает Лепорелло отвлечь Донну Эльвиру, пока сам скрывается.)
- Ария Лепорелло “Madamina, il catalogo è questo” (“Госпожа, вот каталог”): Лепорелло, чтобы утешить Донну Эльвиру, показывает ей список любовных завоеваний Дона Жуана. Список огромен: 640 в Италии, 231 в Германии, 100 во Франции, 91 в Турции и 1003 в Испании. Донна Эльвира потрясена.
(Сцена 6: Сельская местность. Свадебная процессия. Мазетто и Церлина готовятся к свадьбе.)
- (Хор крестьян “Giovinette che fate all’amore”: Радостный хор крестьян приветствует молодоженов.
- (Каватина Церлины “Batti, batti, o bel Masetto” (“Бей меня, бей, о милый Мазетто”): Церлина пытается успокоить ревность Мазетто, обещая ему повиновение и преданность.
(Сцена 7: Дон Жуан очаровывает Церлину и пытается увести ее от Мазетто.)
- (Дуэт Дон Жуана и Церлины “Là ci darem la mano” (“Там мы подадим друг другу руки”): Дон Жуан использует все свое обаяние, чтобы соблазнить Церлину, обещая ей любовь и богатство. Церлина колеблется, но поддается его уговорам.
(Сцена 8: Появляются Донна Эльвира, Донна Анна и Дон Оттавио. Они узнают в Доне Жуане убийцу Командора.)
- (Ансамбль. Донна Эльвира предостерегает Церлину от Дона Жуана. Донна Анна и Дон Оттавио приходят за помощью. Дон Жуан приглашает их всех на бал.) Донна Эльвира пытается предупредить Церлину об опасности, но Дон Жуан прерывает ее. Донна Анна и Дон Оттавио просят у Дона Жуана помощи в поимке убийцы Командора. Дон Жуан любезно приглашает их всех на бал в своем доме.
- (Ария Дон Оттавио “Dalla sua pace la mia dipende”: Дон Оттавио выражает свою любовь к Донне Анне и говорит, что его счастье зависит от ее покоя.
- (Ария Донны Анны “Or sai chi l’onore rapirmi volse”: Донна Анна, оставшись наедине с Доном Оттавио, признается, что узнала в Доне Жуане того, кто пытался ее обесчестить и убил ее отца.
(Сцена 9: Бал в доме Дона Жуана. Интриги и обман.)
- (Финал. Ансамбль. Три оркестра играют разные танцы одновременно. Дон Жуан отвлекает Мазетто, а Лепорелло уводит Церлину в другую комнату.) Сложная сцена, полная движения и интриг. Три оркестра играют разные танцы одновременно. Дон Жуан уводит Мазетто в сторону, якобы для того, чтобы показать ему лучшие вина. Лепорелло уводит Церлину в другую комнату.
- (Церлина кричит. Дон Жуан обвиняет Лепорелло.) Церлина кричит о помощи. Донна Эльвира, Донна Анна и Дон Оттавио врываются в комнату, узнав голос Церлины. Дон Жуан пытается переложить вину на Лепорелло, но никто ему не верит. Все трое снимают маски и обвиняют Дона Жуана в преступлениях. Дон Жуан убегает.
Акт II
(Сцена 1: Улица. Лепорелло угрожает покинуть Дона Жуана.)
- (Дуэт Дона Жуана и Лепорелло “Eh via, buffone” (“Ну же, шут”): Лепорелло угрожает уйти от Дона Жуана, но тот подкупает его деньгами и обещаниями новых приключений.
(Сцена 2: Дон Жуан пытается соблазнить служанку Донны Эльвиры, переодевшись в Лепорелло.)
- (Ария Дона Жуана “Deh, vieni alla finestra” (“Приди к окну”): Дон Жуан, переодетый в Лепорелло, поет серенаду служанке Донны Эльвиры, пытаясь соблазнить ее.
(Сцена 3: Лепорелло (переодетый в Дона Жуана) оказывается в опасной ситуации.)
- (Лепорелло, переодетый в Дона Жуана, окружен Мазетто и его друзьями, которые хотят отомстить Дону Жуану. Лепорелло выдает себя.) Мазетто и его друзья нападают на Лепорелло, думая, что это Дон Жуан. Лепорелло, в страхе за свою жизнь, признается, кто он на самом деле.
- (Ария Лепорелло “Ah, pietà signori miei” (“Ах, сжальтесь, господа мои”): Лепорелло просит о пощаде, объясняя, что он всего лишь слуга.
(Сцена 4: Лепорелло убегает. Церлина успокаивает Мазетто.)
(Сцена 5: Кладбище. Статуя Командора.)
- (Дон Жуан и Лепорелло случайно оказываются на кладбище. Дон Жуан насмехается над статуей Командора.) Дон Жуан, не проявляя ни капли уважения, высмеивает статую Командора и заставляет Лепорелло пригласить ее на ужин. К удивлению Лепорелло, статуя соглашается.
(Сцена 6: Комната Дон Оттавио и Донны Анны.)
- (Ария Дон Оттавио “Il mio tesoro intanto”: Дон Оттавио уговаривает Донну Анну выйти за него замуж, но она просит его подождать, пока не будет отомщена смерть ее отца.
(Сцена 7: Комната Дона Жуана. Приготовления к ужину.)
- (Дон Жуан наслаждается роскошным ужином. Лепорелло в ужасе.) Дон Жуан весело ужинает, слушая музыку. Лепорелло в ужасе рассказывает о странном госте, прибывшем в дом.
(Сцена 8: Появляется Донна Эльвира, в последний раз умоляющая Дона Жуана покаяться.)
- (Ария Донны Эльвиры “L’ultima prova dell’amor mio”: Донна Эльвира в последний раз пытается убедить Дона Жуана покаяться и изменить свою жизнь. Дон Жуан отвергает ее.
(Сцена 9: Входит статуя Командора.)
- (Статуя Командора входит. Дон Жуан отказывается покаяться.) Статуя Командора появляется и предлагает Дону Жуану покаяться в своих грехах. Дон Жуан с гордостью отказывается.
(Сцена 10: Командор проклинает Дона Жуана. Дон Жуан проваливается в ад.)
- (Финал. Ансамбль “Don Giovanni! A cenar teco m’invitasti”: Земля разверзается, и демоны уносят Дона Жуана в ад.
(Сцена 11: Комната Дон Оттавио, Донны Анны, Лепорелло, Церлины и Мазетто.)
- (Лепорелло рассказывает о смерти Дона Жуана.) Лепорелло рассказывает о том, что произошло, чтобы получить награду. Дон Оттавио повторяет свое предложение Донне Анне, которая все еще просит подождать год. Церлина и Мазетто уходят ужинать. Все заключают, что “таков конец тех, кто творит зло, смерть злодея всегда соответствует его жизни”.
Основные темы:
- Свобода воли и ответственность
- Столкновение между моралью и гедонизмом
- Божественное возмездие
- Любовь, соблазн и предательство
- Классовые различия и социальная несправедливость
“Дон Жуан” – это трагикомическая опера, сочетающая в себе элементы комедии дель арте и серьезной драмы. Музыка Моцарта идеально передает сложность характеров и драматизм ситуации. Образ Дона Жуана стал символом бунтаря, отрицающего общественные нормы и моральные принципы. Опера по сей день остается актуальной и вдохновляет художников и мыслителей.