Найти в Дзене
Паша Машинист

Техническая литература моего деда и отца

Есть у меня дома около 20 особых книжек, которые я храню отдельно. Это техническая литература, которой пользовались мой дед и отец. Книги деда сохранила мать, а отцовские я забрал, когда он ушел на пенсию.  Для меня эти книжки прежде всего память о моих близких, которые посвятили свою жизнь железной дороге. И пусть книги не в самом лучшем состоянии, они хранят для меня частичку истории моей семьи. Книги моего деда. Пособие паровозному машинисту. 1953 год. Тираж 50000 штук. Цена 35 рублей. Советская техническая литература отдельный вид прекрасного. Любая книга начинается с исторической справки, которая плавно вводит тебя в тему. Тепловоз. Пособие машинисту. 1967 год. Тираж 100000. Цена 3р. 60коп. Крутые иллюстраций, шрифты, схемы, чертежи и таблицы, книги наполнены советской эстетикой, но это не отменяет их прикладной характер. Как устроен и работает тепловоз. 1960 год. Тираж 20000 штук. Цена 82 копейки. Поражают тиражи, которыми печатались эти книги. С одной стороны это говорит об их

Есть у меня дома около 20 особых книжек, которые я храню отдельно. Это техническая литература, которой пользовались мой дед и отец. Книги деда сохранила мать, а отцовские я забрал, когда он ушел на пенсию. 

Для меня эти книжки прежде всего память о моих близких, которые посвятили свою жизнь железной дороге. И пусть книги не в самом лучшем состоянии, они хранят для меня частичку истории моей семьи.

Книги моего деда.

Пособие паровозному машинисту. 1953 год. Тираж 50000 штук. Цена 35 рублей.

Советская техническая литература отдельный вид прекрасного. Любая книга начинается с исторической справки, которая плавно вводит тебя в тему.

Тепловоз. Пособие машинисту. 1967 год. Тираж 100000. Цена 3р. 60коп.

Крутые иллюстраций, шрифты, схемы, чертежи и таблицы, книги наполнены советской эстетикой, но это не отменяет их прикладной характер.

Как устроен и работает тепловоз. 1960 год. Тираж 20000 штук. Цена 82 копейки.

Поражают тиражи, которыми печатались эти книги. С одной стороны это говорит об их востребованности, с другой о понимании руководства отрасли, что на теоретической подготовке нельзя экономить.

Управление тепловозом и его обслуживание. 1966 год. Тираж 30000 штук. Цена 58 копеек.

Листая страницы, становиться ясно, что уровень требований к бригадам был значительно выше, а значит и люди обладали более высокой квалификацией.

Основы электроники для локомотивных бригад. 1967 год. Тираж 35000. Цена 44 копейки.

А вот пару книг не железнодорожной тематики. Мама рассказывала мне, что дед любил их. Наша великая Родина описывает сталинский Советский Союз, в книге интересный исторический срез, наполненный пропагандой, но меня это не отпугивает, а наоборот погружает в атмосферу того времени.

Наша великая Родина. 1954 год. Цена 10 рублей.

Книги отца. 80-е годы.

Важно то, что необязательно эти книги было приобретать, МПС обладало огромной сетью библиотек, даже небольшой провинциальный узел имел свою библиотеку, в которой эти книги хранились в необходимых объемах.

Сегодня технические библиотеки остались в крупных областных центрах, нашу библиотеку закрыли в 2017 году. Техническая литература стала пунктом оптимизации, который позволил ещё больше сэкономить на бригадах.

Когда я устроился в депо, без проблем раздобыл все необходимые книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП, инструкция по тормозам. Еще в 2000-х книги печатали, и раздавали бригадам, с ними проблем не было. В 2017 году последний раз я получил бесплатно ПТЭ, а уже в 2022 когда вышла новое ПТЭ, его раздали только инструкторам.

2000-ые годы.

Но тут вопрос не только в оптимизации, время изменило подход к выпуску инструкций, раньше на много реже выпускали всякие распоряжение, правила. Допустим 277-ая инструкция по тормозам действовала с 1994 года. С небольшими дополнениями её печатали почти 20 лет. Но когда ей на замену вышли 150 правила управления тормозами, их стали дополнять каждый год-два. Причем содержание становилось непонятнее и запутаннее.

-9

Новые инструкции нужны, но иногда непонятно зачем переписывать старые фундаментальные понятия, когда во многих сферах технологический процесс почти не изменялся с советских времен.

После таких переизданий выходят рекомендации, пояснения, дополнения, что абсолютно всех сбивает с толку, а бригада при этом остается крайней, потому что многие ситуации, по разному описаны в разных инструкциях, и трактовать их можно как удобно.

Из-за такого подхода теряется смысл печатать и раздавать новые издания, через года они уже могут утратить актуальность. И если раньше чуть ли не у каждого работника локомотивных бригад на руках были самые важные книги, то сегодня редко можно встретить машиниста, у которого есть актуальная книга ПТЭ.

Более ответственные работники покупают книги сами, но разве это нормально? Недавно автор канала "Vivan755 — авиация, ЖД, техника" закупал техническую литературу, книги стоят от 1000 до 2000 рублей за штуку. Не каждый сегодня готов потратить 10000 рублей, чтобы закупить основные учебники.

Конечно, всё выдается в электронном формате, но я считаю, что он не заменит настоящих книг. С этим я связываю падение теоретического уровня знаний железнодорожников.

На этом у меня всё! Всем добра!

Просматривая статистику канала, заметил, что много посетителей не подписаны на мой канал. Подписывайтесь, это важно для меня, и развития моей странички. Спасибо.

Обязательно приходите в наш телеграм, там специально для вас собрали много интересного!⬇️

Всё, что движется