Первые поселенцы села Подслудного. История Пелыма-младшенького и Натальи.
А.В. Захаров
«»»»»»»»»»»»»»
В давние времена тут на горе Пелыма- младшенького было кочевое стойбище из 10 чумов. Пелым -младшенький - это самый младший из сыновей княжеского рода Пелым. В каждом чуме жила одна семья. В семье могло быть несколько человек. Старший в семье – чувак, хозяин чума. Потом идет женка, хозяйка чума. Их дети назывались пелыменятами, по роду Пелым.
Род Пелым – один из самых древних и многочисленных. Самый главный в роду – князь Пелым, жил за Уральским хребтом (Уралием по-мансийски). Тут на реке Пелым была его главная резиденция. У Пелымского князя был большой деревянный дом размером где-то 20х25 метров. Дом был с остроконечной крышей, как у чума. Крыша состояла из многочисленных, расположенных конусом жердей, на которые натягивались шкуры лосей, так как эта шкура из-за особых свойств меха была непромокаемой. Основание конуса стояло на жердях, лежащих на срубе. Эти жерди лежали накатом друг к другу. На жерди слоями мох, глина, береста. Так получалось утепленное и непромокаемое перекрытие. Сам же сруб рубился так, что по углам торчали части бревен длиной примерно по 30 сантиметров. Такие срубы обладали большой надежностью и прочностью, да и рубить их было проще, чем в потайной угол. Угол, который образовывался между торчащими бревнами, манси называли «медвежачьим», то есть медвежьим. Сруб стоял на сваях из лиственницы. Она могла находиться в земле десятилетиями, при этом оставалась совершенно целой (не гнила). Так же из лиственницы рубили нижние 2 ряда бревен, а на них уже ложили ель или сосну. Высота сруба составляла примерно 7 метров, так как дом был двухэтажным. На первом этаже жили женки и служанки. У манси могло быть несколько жен, а служанок – сколько угодно. У Пелымского князя Кихека было 5 жен и 20 служанок. Все жены были в равном положении. Служанки были из русских женщин, взятых в плен при набегах на русские поселения. У каждой женки были в подчинении несколько служанок.
В избе у князя пол был засыпным. Он состоял из слоев глины, мелкого сыпучего камня – дресвяника, опилок, щепок, веток, шишек, моха…Сверху пол засыпался белым порошком в виде муки, который получали из камня-известняка. Камень сначала разбивали на крупные куски молотами (большими и малыми), а потом толкли в каменных ступах обрезками ствола лиственницы.
Отопление княжеского дома было костровое. В большой яме, выложенной красным камнем с реки Пелым, горели дрова. Дым проходил через большое отверстие в перекрытии 1 и 2 этажей диаметром примерно 1 -1,2 метра. Дальше дым поднимался через такое же отверстие в потолке и выходил через отверстие в конической части крыши. Такой вид отопления был очень простым и экономичным. В доме совершенно не пахло дымом, кроме центральной части, где шел его поток. Дрова приносили служанки вязанками на спине. В костер же дрова подкладывали только женки – это была их святая обязанность. В том случае, если огонь гас, то приходилось его приносить из других очагов. Если же огонь взять было не откуда, то проводилась церемония его добывания. Главой церемонии был сам князь или его старший сын. Одно бревно быстро вращали вокруг своей оси (туда – обратно) через намотанную на бревно веревку. Это бревно лежало на большом деревянном блине (отпиленном тонком куске дерева). Под бревно подкладывали трут из моха или бороды лешего (лишайника, растущего на деревьях). Чтобы трут легче разгорался, подбрасывали черный порох (зелье). Его изготавливали самостоятельно. Для этого приносили соль-пермяку из Большого Усолья (Соликамска) и нитратную соль натрия (нитрат натрия) из-под Тобола (Тобольска). Тут было месторождение этой нитратной соли. В большом чане с водой смешивали эти две соли, варили 2-3 часа, а потом резко охлаждали в ключе или холодной речке. Нитратная соль калия оседала на дне в виде розовых остроконечных кристаллов. Ее выбирали из чана, высушивали и смешивали с толченым углем из костра и желтой серой. Серу привозили из Сибири, где были владения хана Кучума. У хана было много сыновей и родичей, и каждому он давал по земельному владению в виде улуса. Земли Пелымского князя не входили в Кучумовы владения, и простирались по реке Яйва от поселения, где сейчас находится Верхняя Яйва, до земель за Уралием, севернее земель Кучума.
«»»»»»»»»»»»
Пелым младшенький поселился на том месте, где сейчас находится село Подслудное, потому, что ослушался отца и взял себе в жены русскую девушку.
Дело было так.
Как-то Пелым младшенький пошел на рыбалку у реки Чикман. Тут водились большие рыбы – таймени. Пелым-мл. хотел забить острогой самую крупную рыбу. Он ходил среди больших камней и всматривался в воду. Вдруг на берег реки вышла красивая русская девушка с длинной косой. Она решила постирать белье в деревянной бадье. Тогда вместо мыла использовали щелок. Девушка начала стирать, как вдруг увидела Пелыма–мл. Она испугалась и чуть не упала на камни. Пелым-мл. подхватил ее за талию. Он был поражен красотой девушки.
- Ты кто, - спросил он по-русски (манси знали не только свой язык, но и русский, ему учили христиане- мессионеры).
- Я тут живу одна. Меня прогнали из дома за то, что я ослушалась батюшку и не пошла в Церковь на молитвенное богослужение.
- А где находится дом твоего батюшки и Церковь? – спросил Пелым-мл.
- Да тут за поворотом реки, у реки Эйва. Тут живут мои родители, братья и сестры. Они занимаются сбором серебристых камушков, твердых как пирит. Эти камушки потом меняем на необходимую нам домашнюю утварь.
- А кто приходит за камнями? – спросил Пелым-мл.
- На лодках приплывают люди в длинных черных одеждах. Они и проводят церемонии богослужения, ответила девушка.
- А не хочешь ли выйти замуж за меня? – спросил Пелым-мл.
- Да ты бы хоть имя сначала мое спросил, суженый, - усмехнулась девушка. Зовут меня Наталья, по батюшке Захарова. Мой папенька служит при церкви, а матушка печет сладкие церковные булочки. Родители набожные до крайней меры, меня уже совсем опостылели ихние молитвы и нравоучения.
- А давай уплывем далеко-далеко по реке Эйве и поселимся там, где нас никто не найдет, - предложил Пелым-мл.
Так и сделали. Когда стемнело, отвязали они одну лодку у поселения (Чикманово гордище) и пустились на ней по реке. В те ночи было полнолуние, и через двое суток они остановились на отдых на высоком берегу. А у берега был большой луг, а за лугом – холм. На холме паслись лоси, они совершенно не испугались Наталью и Пелыма-мл, когда они пошли в их сторону. На горе рос густой ельник, а в нем - большая поляна. С поляны открывался прекрасный вид на реку Эйву.
- Давай тут и поселимся, - сказал Пелым-мл.
Наталья согласилась. Пелым-мл. построил просторный чум и зажили они в нем счастливо.
Но недолго продолжалось счастье беглецов. Настигли их отцы и сожгли их чум. Пелыма-мл. отец забрал обратно за Уралий, а Наталью отдали в монастырь для искупления грехов.
После этого место, где стоял чум Пелыма-мл. и Натальи, стали называть горой Пелыма-младшенького, и вскоре тут возникло небольшое стойбище манси.
Место было примечательно тем, что тут прямо в логу, в ручье между двумя холмами, были обнаружены медные самородки и песок. Решено было основать здесь небольшой рудник для добычи руды и изготовления медной посуды и украшений.
Вот и весь сказ.
«»»»»»»»»»»»
Яйва. 2025 год.