Найти в Дзене
Infinita Book

Пит Мондриан: радикальная простота + 14 картин

Автопортрет, 1900 г., Собрание Филлипса, Вашингтон
Автопортрет, 1900 г., Собрание Филлипса, Вашингтон

Живопись Пита Мондриана (1872-1944) — это не просто художественное самовыражение, а стремление к постижению космического порядка через искусство. Его творческий путь начался с изображения природы, но постепенно привёл его к чистой абстракции, в которой он искал идеальную гармонию форм и цвета.

Питер Корнелис Мондриаан (позднее он отбросил одну "а" в своей фамилии) родился в Амерсфорте, неподалеку от Утрехта, в Нидерландах. Его детство прошло в атмосфере строгих кальвинистских традиций, что, возможно, отразилось в его позднейшей склонности к упорядоченности и поиску структурной чистоты в искусстве.

С ранних лет он был окружён искусством: его отец, школьный директор, увлекался живописью, а дядя Фритц был успешным художником. Именно они познакомили юного Пита с рисованием. Однако отец, заботясь о будущем сына, настаивал на стабильной профессии, и Мондриан получил лицензию преподавателя рисования. Тем не менее, в 1892 году он сделал решительный шаг: отказался от карьеры учителя и отправился в Амстердам, чтобы учиться в Академии изящных искусств.

"Женщина чистит картошку", 1894 г., частная коллекция
"Женщина чистит картошку", 1894 г., частная коллекция

В столице он быстро оказался в гуще художественной жизни, вращаясь в кругах богемы и творческой интеллигенции. Чтобы обеспечить себя, он начал зарабатывать на жизнь, выполняя заказы на портреты и обучая рисованию состоятельных клиентов, следящих за модными тенденциями в искусстве.

После окончания начального образования Пит Мондриан попытался получить престижную голландскую Римскую премию, которая предоставляла возможность учиться в Италии. Однако его заявку отклонили дважды — в 1898 и 1901 году. Второй отказ заставил художника пересмотреть свой подход: судьи критиковали его фигуративные работы, и он решил сосредоточиться на пейзажной живописи.

"Ферма", 1901 г., частная коллекция
"Ферма", 1901 г., частная коллекция

В этот период Мондриан начал изображать сельские просторы — фермы, деревья, реки — работая преимущественно на пленэре. Его стиль был близок к импрессионизму, напоминавшему работы Клода Моне, но со временем его произведения все больше отходили от традиционного реализма.

Хотя на тот момент его творчество нельзя было назвать радикальным, оно уже демонстрировало интерес к упрощению формы и исследованию перспективы. Год, проведённый в деревне Уден, только усилил его связь с природой и вдохновил на поиски новых художественных решений.

"Мост в Димене", 1902 г., частная коллекция
"Мост в Димене", 1902 г., частная коллекция

Около 1908 года в его живописи начали проявляться более выразительные стилистические особенности: привычные пейзажные мотивы — деревья, цветы, ветряные мельницы — трансформировались в плоские, обобщённые формы, насыщенные глубокими, эмоциональными цветами.

В это время на его творчество повлияли символисты, которые ценили идею выше натуралистичного изображения, а также его увлечение теософией — мистическим учением, утверждавшим, что за материальной реальностью скрыта высшая космическая сила, связывающая физический и духовный мир.

"Ветряная мельница в солнечном свете", 1908 г., Муниципальный музей Гааги
"Ветряная мельница в солнечном свете", 1908 г., Муниципальный музей Гааги

В ранний период своего творчества Мондриан работал в технике пуантилизма, создавая пейзажи из множества ярких цветных точек. Он часто писал морские виды и песчаные дюны, вдохновляясь поездками в прибрежный город Домбург.

"Одиннадцать тополей в красных, жёлтых, синих и зелёных тонах", 1908 г., частная коллекция
"Одиннадцать тополей в красных, жёлтых, синих и зелёных тонах", 1908 г., частная коллекция

Переломный момент в художественном развитии Мондриана произошёл в 1911 году, когда он отправился в Париж и познакомился с кубизмом — революционным направлением, разработанным Пабло Пикассо и Жоржем Браком.

Кубизм предлагал новый способ восприятия реальности, раскладывая объекты на геометрические формы и объединяя разные точки зрения в одном изображении. Для Мондриана это стало откровением — он увидел в кубизме инструмент, способный выразить его теософские убеждения.

"Пейзаж с деревьями", 1912 г., Муниципальный музей Гааги
"Пейзаж с деревьями", 1912 г., Муниципальный музей Гааги

В 1912 году художник переехал в Париж, который в то время был мировым центром авангардного искусства. Он начал активно экспериментировать, сочетая кубистический метод упрощения формы с собственной концепцией преобразования видимой реальности в линии и плоскости.

Этот путь можно проследить в его работах: реалистичные образы постепенно исчезали, уступая место чистой абстракции. Особенно заметно это в его серии композиций, где очертания деревьев постепенно растворяются в сетке линий.

"Композиция №7", 1913 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
"Композиция №7", 1913 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Однако в 1914 году его эксперименты неожиданно прервались. Отправившись на короткий визит в Нидерланды, Мондриан оказался отрезанным от Парижа из-за начала Первой мировой войны. Он был вынужден остаться на родине и поселился в художественной коммуне в Ларене. Это обстоятельство, казалось бы, могло затормозить его развитие, но, напротив, оказалось полезным.

В Ларене он познакомился с Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком — художниками, которые, как и он, стремились к созданию нового художественного языка. Их идеи привели к рождению журнала De Stijl ("Стиль"), который они выпустили в 1917 году. В этом издании были сформулированы ключевые принципы будущего направления, определившие развитие искусства XX века.

"Композиция №10: Пирс и океан", 1915 г., Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
"Композиция №10: Пирс и океан", 1915 г., Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Хотя Мондриан и раньше пытался выразить свои теософские взгляды на искусство, именно журнал De Stijl дал ему возможность чётко сформулировать теоретическую основу своих будущих работ. Постепенно он окончательно отказался от кубизма, отвергнув его привычные натюрморты с музыкальными инструментами и бытовыми предметами. К 1918 году он перестал изображать какие-либо узнаваемые объекты, полностью сосредоточившись на поиске универсального визуального языка.

В отличие от кубистов, которые стремились переосмыслить видимую реальность, Мондриан ставил перед собой иную задачу — запечатлеть реальность духовную. Он хотел создать живописное пространство, в котором могли бы проявиться фундаментальные законы Вселенной. Так родилась его теория неопластицизма.

Художник считал, что для постижения скрытых космических сил необходимо свести изобразительные элементы к их абсолютной сущности. Линия, цвет и форма должны быть предельно упрощены, чтобы достичь чистой абстракции. Именно в их гармоничном сочетании раскрывалось подлинное значение произведения, способное установить связь зрителя с высшим порядком.

"Композиция с красным, чёрным, жёлтым, синим и серым", 1921 г., Муниципальный музей Гааги
"Композиция с красным, чёрным, жёлтым, синим и серым", 1921 г., Муниципальный музей Гааги

После окончания войны Мондриан вернулся в Париж в 1919 году и начал разрабатывать свою концепцию в еще более строгих рамках. Он ограничил палитру основными цветами — красным, синим и жёлтым — и отказался от диагоналей, используя только вертикальные и горизонтальные линии.

Эти принципы особенно ярко проявились в таких работах, как "Композиция с красным, черным, желтым, синим и серым". Его мастерская на улице Дю Депар стала местом встреч представителей международного авангарда. С ростом популярности абстракции его творчество привлекло внимание за пределами Европы, и вскоре Мондриан впервые выставил свои работы в США, что стало важным этапом в его карьере.

"Композиция А", 1923 г., Национальная галерея современного искусства, Рим
"Композиция А", 1923 г., Национальная галерея современного искусства, Рим

В 1920-х годах Мондриан продолжал совершенствовать свои теории и доводить композиции до идеального баланса, стремясь к абсолютной гармонии формы и цвета. Он ограничил палитру тремя основными цветами — красным, жёлтым и синим, дополняя их только чёрным и белым.

Линии и контуры в его работах становились все более динамичными, словно стремясь выйти за границы холста. В 1924-1925 годах художник создал серию ромбовидных картин, минимизируя изобразительные элементы до предела.

Именно в этот период его пути разошлись с Тео ван Дусбургом: Мондриан считал, что его коллега недостаточно последователен в поиске идеального геометрического порядка.

"Композиция с жёлтым, голубым и белым 1", 1937 г., Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
"Композиция с жёлтым, голубым и белым 1", 1937 г., Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)

В начале 1930-х годов он продолжил эксперименты, расширяя линии до такой степени, что они начинали превращаться в цветовые блоки. Эти поиски привели к радикальному пересмотру границ между линией и формой и открыли перед ним новые композиционные возможности.

Однако события в Европе нарушили его творческую эволюцию. В 1938 году, предчувствуя угрозу войны, Мондриан покинул Париж и отправился в Англию, где нашёл приют у художника Бена Николсона.

Когда началась Вторая мировая война, он вновь оказался перед необходимостью эмиграции — на этот раз в Нью-Йорк. Здесь, как и многие другие европейские художники, он оказался под влиянием новой среды.

"Буги-Вуги на Бродвее", 1942-1943 гг., Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
"Буги-Вуги на Бродвее", 1942-1943 гг., Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)

В Нью-Йорке его работы наполнились ритмической энергией большого города. Например, в картине "Буги-вуги на Бродвее" он попытался передать пульс джазовой музыки и движение американского мегаполиса. Его мастерская на 59-й улице стала настоящей лабораторией искусства, где он начал использовать бумажные ленты для разметки композиций.

Однако многие его поздние произведения так и остались незавершёнными: в начале 1944 года Мондриан заболел пневмонией и вскоре скончался в возрасте 71 года.

"Победа Буги-Вуги", 1944 г., Муниципальный музей Гааги
"Победа Буги-Вуги", 1944 г., Муниципальный музей Гааги

На его похоронах в Нью-Йорке собрались многочисленные художники-эмигранты, подчёркивая его значимость как одного из величайших мастеров XX века. Влияние Мондриана на современное искусство остаётся неоспоримым и по сей день.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:

Infinita Book | Дзен

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: