Найти в Дзене
НЕВА КАБЕЛЬ

Первые электростанции Петербурга: как всё начиналось

Оглавление

Во второй половине XIX века Петербург освещался керосиновыми, масляными и газовыми фонарями, которые имели множество недостатков. Газовое освещение Петербурга осталось для ознакомления в Александровском саду. Электрический свет, хоть и находившийся на ранней стадии развития, уже тогда казался более перспективным. Предприниматели и инженеры активно искали способы внедрить его в городскую жизнь.

Первые шаги к электричеству

В 1880 году товарищество «Электротехник» предложило проект электрического освещения Невского проспекта, разработанный инженером В.Н. Чикалевым. Планировалось построить электростанцию мощностью 250 лошадиных сил рядом с Казанским собором. Однако из-за нехватки средств проект был заморожен, а оборудование продано немецкой фирме «Сименс и Гальске».

Электростанция на барже: новаторское решение

Инженер А.А. Троицкий предложил необычное решение — построить электростанцию на деревянной барже. Её установили на реке Мойке, недалеко от Полицейского моста. Такое расположение имело ряд преимуществ: не требовалось покупать землю, уголь для топлива доставляли по воде, а сама река служила источником воды для технических нужд. Кроме того, баржа была безопасна с точки зрения пожарной опасности.

-2

Строительство станции началось в октябре 1883 года. Она состояла из парового локомотива и динамо-машины мощностью 35 киловатт. В проектировании участвовал будущий изобретатель радио А.С. Попов, который только что окончил Петербургский университет.

Первый свет на Невском проспекте

30 декабря 1883 года электростанция заработала. 32 электрических дуговых фонаря, каждый мощностью 1200 свечей, осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до набережной Фонтанки. Для фонарей установили специальные столбы, а сама система освещения оказалась более прогрессивной, чем зарубежные аналоги. Например, в Берлине использовались газовые двигатели, которые были в пять раз дороже.

Развитие электроэнергетики

Успех первой электростанции вдохновил на дальнейшие проекты. В 1884 году в Мариинском театре установили электростанцию, которая вырабатывала как переменный, так и постоянный ток. В 1886 году было создано «Акционерное общество электротехнического освещения» с капиталом в 1 миллион рублей.

-3

Мощность станции на Мойке постепенно увеличивалась. На барже установили три локомобиля и 12 динамо-машин общей мощностью 220 киловатт. Почти одновременно появилась вторая электростанция на Казанской площади, а затем и третья — на железной барже у Фонтанки. Эти станции обеспечивали энергией уже 80 уличных фонарей, сотни ламп накаливания в магазинах и учреждениях.

Электричество для Зимнего дворца

В 1886 году по проекту техника В.Л. Пашкова была построена крупнейшая электростанция для освещения Зимнего дворца. Её называли «фабрикой электричества». Оборудование для неё поставила компания «Сименс и Гальске».

Тарифы и рост спроса

Первое время электрическое освещение оплачивалось по количеству лампочек. Например, в 1887 году за час работы лампы мощностью 10 свечей платили 2,5 копейки. Позже появились электросчётчики, и тариф стал составлять 60 копеек за киловатт-час. Несмотря на высокую стоимость, спрос на электричество рос: с 1888 по 1895 год нагрузка на электростанции увеличилась с 250 до 1250 киловатт.

Закат первых станций

К концу XIX века первые электростанции на Мойке и Фонтанке прекратили работу, уступив место более мощным объектам, таким как 1-я ТЭЦ на Обводном канале. К 1897 году в Петербурге насчитывалось уже 285 электростанций общей мощностью около 19,5 тысячи лошадиных сил.

Заключение

Первые электростанции Петербурга стали важным шагом в развитии городской инфраструктуры. Они не только осветили улицы, но и заложили основы для будущего развития электроэнергетики в России. Новаторские решения, такие как станция на барже, показали, как можно эффективно использовать доступные ресурсы для достижения прогресса.