В Казани продолжается строительство городского метрополитена. Вместе с тем не оставляют столицу Татарстана проблемы с трамваями и изношенностью сетей.
Казанское метро отмечает свое двадцатилетие. По словам мэра города Ильсура Метшина, за четверть века этот вид транспорта стал для горожан необходимостью. Если после введения метро в эксплуатацию им ежедневно пользовались всего несколько тысяч человек, сейчас оно перевозит по несколько сотен тысяч пассажиров каждый день.
- 2024 год стал особенным для Казани благодаря проведению крупных международных мероприятий, подготовка к которым коснулась деятельности и МУП «Метроэлектротранс». Подготовительная работа велась как в части обновления подвижного состава, так и улучшения текущего состояния инфраструктуры, - сообщил гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков.
На юбилей метро подарят косметический ремонт
В этом году в Казани отреставрируют три станции метро - «Проспект Победы», «Яшьлек» и «Северный вокзал». Там заменят светильники на энергосберегающие, а еще займутся «косметическим» ремонтом. В прошлом году работы провели на пяти станциях - это «Кремлевская», «Площадь Тукая», «Северный вокзал», «Суконная слобода» и «Дубравная». Восстановили отопление в вестибюлях и кассовых залах, установили свыше 450 новых энергосберегающих ламп, еще 754 светильника нового поколения смонтировали в тоннелях.
- Гигантский объем работы проделан, впечатляют и цифры, и слайды, а самое главное - результаты работы. Хозяйство у Айдара Камилевича большое и хлопотное. Один только метрополитен чего стоит - это город под городом. Но мы видим, насколько дружелюбнее он становится по отношению к пассажирам - светлее, теплее и чище, - отметил Метшин.
Работы провели в депо и подвижном составе, а также установили 110 камер видеонаблюдения на всех станциях метрополитена. К саммиту БРИКС в подземке повысили меры безопасности, создали ситуационный центр и диспетчерскую службу безопасности с круглосуточным дежурством.
А что со второй веткой?
Продолжили строительство метро еще в 2019 году. С тех пор прошло уже шесть лет - но осязаемого результата так и нет. Услышать о продолжении строительства можно по новостям о дополнительно выделенных миллиардах и гибели рабочего.
Вторая линия Казанского метрополитена включает в себя 12 станций и 11 перегонов общей длиной 19,98 километра.
- Она соединит 5 районов города: Приволжский, Советский, Ново-Савиновский, Московский и Кировский и пройдет под улицами Юлиуса Фучика - Академика Сахарова - Космонавтов (Советская площадь) - Компрессорная - Футбольный стадион - Маршала Чуйкова - Волгоградская - Восстания и охватит микрорайоны с наибольшими пассажиропотоками, - уточнял региональный Минстрой в ответ на запрос «Вечерней Казани».
Достроить четыре новые станции планируют к 2027 году.
Казанские рельсы изношены
Альтернативной метро можно назвать трамваи. В прошлом году по городским рельсам проехались 80,5 миллиона пассажиров. Острой проблемой для этого виде электрического транспорта остается изношенность инфраструктуры. По словам Абдулхакова, из 132 километров трамвайных путей более половины с предельным износом. До сих пор используются участки кабельных линий, которые строились еще в 60-х годах прошлого века. Также критически «необходима модернизация четырех тяговых подстанций из имеющихся 30». Если в прошлом году для ремонта требовалось 5 миллиардов рублей, то сейчас уже почти 6. Большая часть из них - на пути для трамваев.
- Мы эту проблему доносим до руководства нашей республики. Когда была коллегия Миндортранса Татарстана, раис республики дал поручение подготовить программу ремонта городского наземного электрического хозяйства, прежде всего контактных путей и рельсового хозяйства. В целом мы эту проблему будем докладывать Рустаму Нургалиевичу комплексно, поскольку только одними рельсами вопрос не решить. Общественным транспортом пользуется более 700 тысяч человек ежедневно, и это главный вызов городского хозяйства на ближайшую пятилетку, - сказал мэр Казани.
Отмечается, что ремонт трамвайных путей все же идет, правда медленно. В 2024 году на это потратили 112 миллионов рублей. Так, было заменено 20 стрелочных переводов, 288 путевых тяг и 1745 сгнивших деревянных шпал - 500 из них заменены на железобетонные. Благодаря ремонту трамваи начали сходить с рельс реже, а ездить быстрее (но все равно медленнее нормативов).
Имея общегородской тренд снижения пассажиропотока, в этом году МУП поставил себе цель удержать объем перевезенных пассажиров. Основная задача для этого - и дальше повышать комфорт, качество, безопасность и надежность перевозок, считает Айдар Абдулхаков.
Автор материала: Дилия Мингазова