Найти в Дзене
Царьград

Рыбаки на Чукотке выбрасывают красную рыбу. И вот почему

Оглавление
Фото: © Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press
Фото: © Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

«Я знала, что на Дальнем Востоке икру ценят больше, чем мясо рыбы, но все равно была в шоке, – рассказывает Елена. – Ее просто бросают в воду или скармливают собакам, а на берегах лежат целые груды рыбы, которые никто не забирает, сама видела!» Путешественница Елена не раз об этом слышала, но увидеть это своими глазами — совсем другое дело.

Как же так вышло, что лосось, который в столичных магазинах стоит сотни рублей за килограмм, оказался никому не нужным?

Когда икру забрали, рыба уже не нужна

Главная причина расточительного обращения с рыбой — ее низкая рыночная стоимость по сравнению с икрой. На рыбозаводах основной интерес представляет только икра, а мясо зачастую оказывается побочным продуктом, переработать который просто не хватает мощностей.

Фото: © Komsomolskaya Pravda/  Global Look Press
Фото: © Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

Особенно в урожайные годы, когда количество рыбы в реках становится огромным. Например, в 2018 году на Камчатке вылавливали по 15 тонн горбуши в сутки, и у заводов просто не было возможности справиться с таким объемом.

  • Отправлять рыбу на материк? Слишком дорого, ведь логистика сложная.
  • Замораживать? Нужно слишком много холодильных камер, а это нерентабельно.
  • Перерабатывать на муку? Заводы загружены, а сырье быстро портится.

В итоге икру достают, а туши отправляют в отходы.

«Я видела. Иногда рыбу просто вывозят за город и сваливают в ямы», – рассказывает Елена.

А браконьеры и того хуже

Если на рыбозаводах туши рыбы выбрасывают из-за нехватки мощностей, то у браконьеров все еще прозаичнее. Во-первых, мешки с икрой легче спрятать от рыбнадзора. Во-вторых, выручить за икру можно намного больше, чем за тушу. И, в-третьих, рыбу проще выбросить, чем везти и искать покупателей.

Фото: © Komsomolskaya Pravda/  Global Look Press
Фото: © Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

А ведь все это могло бы попасть на прилавки магазинов

На Чукотке красную рыбу добывают не только рыбные компании, но и обычные люди – представители коренных народов. «Мы подошли к рыбакам, они радушно рассказали о своем промысле, – вспоминает Елена. – Нам бесплатно дали несколько свежих рыб, а потом угостили малосольной икрой».

Фото: © Komsomolskaya Pravda/  Global Look Press
Фото: © Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

Оказалось, что во время нереста разрешено ловить рыбу сетями несколько дней в неделю. В остальные дни рыбу не трогают, чтобы дать ей пройти на нерест. «Когда сезон заканчивается, мясо горбуши становится несъедобным, – рассказывают рыбаки. – Оно белесое, рыхлое, безвкусное. Мы его не берем».

Можно ли решить проблему?

На первый взгляд, выход очевиден – нужно развивать переработку и улучшать логистику. Но на деле все не так просто. Транспортировка на материк – слишком дорогая. Мощностей переработки не хватает, особенно в сезон. А спрос на замороженную гор/бушу невысокий, а хранить ее дорого.

Фото: © Sergey Frolov/ Danita Delimont/ Global Look Press
Фото: © Sergey Frolov/ Danita Delimont/ Global Look Press

Такова реальность Чукотки и других регионов Дальнего Востока. Пока икра остается главным товаром, мясо рыбы так и будет оставаться побочным продуктом, который никому не нужен. И пока в столицах люди отдают за хорошую красную рыбу тысячи рублей, на Чукотке ее просто выбрасывают.