После этого спектакля вы точно не будете такими, какими на него пришли. Миллион вопросов, миллион сомнений, но это как раз и хорошо. Режиссёр Ася Князева новой премьерой «Пуф, или Ложь и истина» в Театре Вахтангова как раз и зовёт зрителя не столько упиваться хитросплетениями сюжета пьесы Эжена Скриба, сколько побродить по тайникам собственной души.
Вам не надоело врать? И не говорите, Бога ради, что вы святые, что солгать ради собственной выгоды вам ни разу не только не приходилось, но вы об этом даже не думали – ложь сегодняшним днём, как нынче принято говорить, льётся из каждого утюга. А разве когда-то было иначе? Вряд ли.
Именно поэтому история о всеобщей лжи со сцены, ох, как актуальна, тем более в форме комедии, которая имеет обыкновение во время просмотра веселить, а на самом деле с лёгкостью впускать в самую душу серьёзные смыслы и запускать там процесс постепенных озарений.
Ася Князева считает комедию одним из самых сложных жанров и находит самым философским, по её мнению, комедия к любомудрию ближе, чем трагедия и драма, поскольку затрагивает такие темы, которые без страха можно и рассказать-то только лёгким языком Талии.
«Французы и французская культура обладают определённой лёгкостью, - говорит Князева, - иногда кажется даже, что немного поверхностностью, в то время, как русский человек всё-таки пытается докопаться до какой-то сути. И в этом для нас некий вызов».
Однако, переживать по этому поводу вряд ли стоит, тот, кто вырос на комедиях Гоголя, Грибоедова, Островского и на лучших образцах прочих наших великих, едва ли назовёт этот жанр легковесным. Не водевиль чай.
Обратившись к языку комедии, режиссёр, собственно, и ставила во главе угла не веселье, а повод посмеяться над своей собственной беспомощностью перед Вселенной и судьбой, когда больше ничего не остаётся.
Постановки Князевой – это вообще всегда серьёзно по сути, а ещё красиво по форме. Взять хотя бы «серость», то есть серые краски этого спектакля: да, наш мир резко пахнет серой, а дымка людских взаимоотношений зачастую достаточно однообразна, но и хмурость не без оттенков. Это здорово подтверждают изысканные костюмы Максима Обрезкова, играющие в гротеске комедии нравов каскадом разнообразных пасмурных тонов при подчёркнутом отсутствии декораций.
Итак, Пуф. Что это или кто? Об этом в одной из первых сцен говорит делец Дегоде: «Пуф - это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием, пущенная в оборот для нужд общества и промышленности!»
Как будто и не о веке XIX-м, когда писал Скриб, а о дне нынешнем, где всей липы уже не обозреть – от перекроенных лиц и тел до фейковой информации и финансовых пшиков. Кстати, «пуф» у французов, это «пшик» и есть.
Но это ещё не всё. Проводником для зрителя, единственным неподдельным героем во всех хитросплетениях сюжета становится необученный ангел по имени Пуф, который (как бы за зрителя), путаясь и ошибаясь, старается отделить ложь от истины, настраивая, таким образом, своё духовное зрение.
«Этот ангел совсем юный, - говорит о своём персонаже актриса Александра Стрельцина, - совсем новенькая душа, которая вникает, обучается, кому-то помогает по личной симпатии, кому-то, наоборот, мелкие гадости делает и в конце достигает результата – все получают, что хотели, но не очень понятно, приходят ли они к счастью после того, как желаемое уже в руках. Это некая проверка для человека – насколько твои желания соответствуют именно тому, что ты хочешь».
А люди в своих желаниях и намерениях, а вернее страстях и одержимостях действительно запутались, виня в непроходимом тумане ни много ни мало самого Создателя.
«Вот поэтому главным вопросом, который хотелось поднять, - продолжает Ася Князева, - и был вопрос божественной справедливости: насколько вообще мы созданы для счастья, что оно для нас такое, и что такое правда, где она? Насколько возможно за неё бороться и насколько тяжело, насколько это трагически будет для человека, но как всё же необходимо, чтобы оставались люди-борцы, потому что бесконечный конформизм общества приведёт в итоге к страшным последствиям. Мы первыми будем вопрошать, почему мы это заслужили, а на самом деле ведь мы всё сотворили собственными руками, а во многом и собственным бездействием. И для меня важно, чтобы люди помнили об ответственности за всё это».
Сложно? Классно! Попробовать подняться над, казалось бы, замкнутым кругом жизненных хитросплетений и вздохнуть с облегчением, разве смысл бытия не в этом?
«Я очень рад, что для нашего театра молодые люди взяли эту пьесу, - комментирует исполнитель роли Сезара Дегоде Евгений Князев. - Потому что на таких правдолюбах, как главный герой Альбер д`Ангремон, которые хотят сказать правду, нести её, и пронести через всю жизнь, жизнь – вся борьба противоположностей - собственно, и строится. Комедия? На самом деле очень серьёзная вещь!»
После премьеры «Пуфа» в «Комеди франсез» в 1848 году Бизе сказал Скрибу, что его комедия настолько сильна, что со времени «Тартюфа» во Франции не было ничего подобного.
Не знаю, как там в «Комеди», я там не была, а у нас на вахтанговской сцене очень и очень достойно – есть чем вкус оживить, мысль порадовать, а заодно задуматься о том, чтобы оживить жизнь солнечными красками искренности.