Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) — один из величайших итальянских художников XVIII века, выдающийся мастер рококо и последний великий фрескист, чьё творчество продолжало традиции, уходящие корнями к Джотто. Он появился на свет 5 марта 1696 года в Венеции. Имя, данное ему при рождении (итальянский вариант имени Иоанна Крестителя), возможно, было выбрано в честь его крёстного — дворянина Джованни Баттиста Дона.
Чаще всего художника называли Джанбаттиста. Детство будущего мастера омрачилось трагедией — его отец, состоятельный торговец, скончался, когда мальчику был всего год. О ранних годах Джованни Баттиста Тьеполо известно крайне мало — первые достоверные сведения о нём появляются лишь около 1710 года, когда он становится учеником Грегорио Ладзарини. Хотя Ладзарини в своё время был уважаемым художником исторического жанра, его творчество со временем забылось.
Он был хорошим наставником, но его влияние на стиль Тьеполо оказалось минимальным. Гораздо сильнее на молодого художника повлиял Джованни Пьяццетта, знаменитый своими религиозными полотнами и загадочными жанровыми сценами. Отголоски его монументального стиля заметны в одной из ранних работ Тьеполо — "Жертвоприношении Исаака".
В 1717 году Тьеполо вступает в гильдию венецианских художников, уже будучи самостоятельным мастером. Биограф Ладзарини описывал его как человека "пламенного и вдохновлённого", чей рано проявившийся талант и амбиции не позволили ему долго оставаться в тени учителя.
К 1719 году Тьеполо был достаточно уверен в своём положении, чтобы вступить в брак. Его избранницей стала Мария Чечилия Гварди, сестра знаменитого мастера ведут Франческо Гварди. Свадьба состоялась в церкви Санта-Тринита.
В их семье родилось десять детей, двое из которых пошли по стопам отца, став художниками и активно помогая ему в работе над масштабными фресками.
В 1720-х годах карьера Джованни Баттиста Тьеполо стремительно набирала обороты. Первоначально он работал преимущественно в технике масляной живописи, но в 1725 году получил первый заказ на потолочные фрески. Именно этот жанр вскоре стал его главным направлением и принёс ему славу.
Примерно в то же время на талантливого художника обратила внимание знатная венецианская семья Дельфини. По их заказу Тьеполо создал несколько работ, среди которых особенно выделяется грандиозная роспись дворца в Удине, находящегося почти в 95 километрах от Венеции.
В дворце архиепископа он украсил лестницы, галереи и знаменитую Sala Rossa ("Красную комнату") масштабными сценами из Ветхого Завета. Эти фрески получили широкое признание и сделали имя Тьеполо ещё более известным.
Вскоре он был буквально завален заказами. Сначала его приглашали работать в Милан, Бергамо и Виченцу, но уже к середине 1730-х его искусством заинтересовались и коронованные особы Европы.
Спрос на его произведения был настолько велик, что Тьеполо едва успевал выполнять заказы. В одном из писем нетерпеливому покровителю он жаловался: "Я работаю днём и ночью... без передышки".
Фресковая живопись Тьеполо заметно отличалась от его ранних работ маслом. Тёмные, насыщенные тона, характерные для Пьяццетты, постепенно уступили место светлым, воздушным оттенкам. Плотные тени исчезли, а их место заняло мягкое, почти мерцающее свечение, объединяющее фигуры в изящном, гармоничном движении.
Одним из главных секретов успеха Тьеполо были его скорость и техническое мастерство — качества, крайне важные для работы с быстро высыхающей штукатуркой. Ошибки в фресковой технике исправить сложно, но художник обладал не только безупречным рисунком, но и выдающимся чувством перспективы. Это было критично, ведь его росписи предназначались для восприятия снизу, искажение пропорций могло испортить впечатление.
Тьеполо с энтузиазмом принял вызов, который бросала ему эта техника. Он обожал создавать иллюзорные эффекты, играя с восприятием зрителя. В его знаменитых росписях Вюрцбургской резиденции можно увидеть фигуры, балансирующие на балюстраде: кажется, что они то ли свешивают ноги вниз, то ли вот-вот столкнут саму балюстраду. Подобные виртуозные детали заставляют зрителя сомневаться в том, где заканчивается реальность и начинается искусство.
Перед тем как приступить к росписи фрески, Тьеполо создавал бесчисленные эскизы, отрабатывая композицию и световые эффекты. Первые наброски он делал пером и коричневой тушью, затем переходил к проработке деталей с помощью коричневой краски.
Когда общая схема становилась ясной, художник создавал эскизы маслом, приближая их к окончательному виду. Наиболее детализированные версии, известные как "модели", демонстрировались заказчику для утверждения проекта перед началом работы. Сегодня эти модели рассматриваются как самостоятельные произведения искусства.
Тьеполо обладал исключительным понимаем взаимодействия живописи и реального света в помещении, где располагалась фреска. Благодаря этому его фигуры словно отделялись от стен и потолка, но при этом оставались гармонично вписанными в окружающее пространство, усиливая иллюзию объёма и движения.
К тому же он отличался богатой фантазией, которая позволяла ему мастерски воплощать в живописи заказные сюжеты, объединяя легендарные подвиги предков с мифологическими сценами или создавая художественные версии малоизвестных эпизодов семейной истории.
В поисках вдохновения он обращался к самым разным источникам. Подобно Паоло Веронезе — выдающемуся мастеру золотого века венецианской живописи — Тьеполо обожал роскошные зрелища и часто наряжал своих персонажей в экстравагантные костюмы XVI века, усиливая театральность своих произведений.
Его монументальные работы выдают глубокую связь с театральной культурой того времени. Опера, появившаяся в Италии за столетие до Тьеполо, уже прочно укоренилась в Венеции, где с 1637 года начали открываться коммерческие оперные театры.
К концу XVII века их насчитывалось не менее шестнадцати. В своих грандиозных фресках Тьеполо умело использовал живописные эффекты, напоминающие сценические иллюзии и сложные световые решения, так любимые публикой.
Наивысшим достижением Тьеполо в Италии считается роспись Палаццо Лабиа в Венеции, где он превратил бальный зал в грандиозную сцену из истории любви Антония и Клеопатры.
Семья Лабиа, известная своим тщеславием, якобы повторила легендарный жест Клеопатры, растворившей жемчужину в вине, но с собственной интерпретацией: во время пышного банкета они демонстративно выбросили золотую посуду в канал, поражая гостей. Однако, по слухам, позже слуги ловко выудили драгоценности из воды.
Помимо великолепия венецианских фресок, Тьеполо продемонстрировал своё мастерство при грандиозном украшении резиденции вюрцбургского курфюрста в Германии.
Над монументальной лестницей он создал величественную композицию, где Аполлон принимает представителей четырёх континентов, демонстрируя силу и статус своего покровителя. Эта работа стала одной из крупнейших фресок в истории европейской живописи.
В последние годы жизни Тьеполо получил приглашение от испанского короля Карла III украсить Королевский дворец в Мадриде. После завершения росписей он остался в Испании, продолжая работать, но его стиль постепенно утратил популярность на фоне растущего влияния неоклассицизма. Тьеполо скончался в Мадриде 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: