Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

«Бюджетная» Тесла за 3 миллиона: год с китайским электрокаром BYD — Полная исповедь первопроходца

Почему я решился на китайскую "теслу"?

Знаете, всегда есть та грань, когда хочется плюнуть на всеобщие стереотипы и пойти против течения. Именно в таком настроении я оказался в автосалоне BYD год назад, рассматривая их флагманский электромобиль Han EV. Четыре миллиона рублей, батарея на 76,9 кВт⋅ч, запас хода более 500 км, разгон до сотни за 3,9 секунды... И главное — ты не такой как все!

Как сказал бы мой дед: "Либо в омут с головой, либо стой на берегу и завидуй смельчакам". Что ж, я прыгнул. И вот, спустя год и почти 25 000 километров пробега, готов рассказать вам всю правду о том, каково это — владеть "бюджетной Теслой" (которая на самом деле не такая уж и бюджетная).

Первое впечатление: "Ого, ЭТО сделали в Китае?!"

Если сравнивать первую встречу с BYD Han EV с первым свиданием — это был тот случай, когда реальность превзошла ожидания. Даже самые скептически настроенные друзья, подходившие к машине с заранее подготовленными шутками про "китайский автопром", замолкали, едва взглянув на неё.

— Слушай, а это точно BYD? Может, ты просто шильдики поменял? — спросил меня приятель, недоверчиво обходя автомобиль по кругу.

Дизайн действительно впечатляет. Элегантный силуэт с нотками спортивности, премиальная светодиодная оптика, 19-дюймовые диски, панорамная крыша — всё выглядит дорого и солидно. Интерьер тоже на высоте: кожаная отделка, деревянные вставки, огромный 15,6-дюймовый поворотный дисплей (да-да, он поворачивается из вертикального положения в горизонтальное одним нажатием кнопки). Плюс второй экран на 8,8 дюймов перед водителем и проекционный дисплей.

-2
-3

Когда мои дети впервые увидели, как крутится центральный экран, их восторгу не было предела:

— Папа, это как в фильмах про будущее!

В первые дни владения я постоянно демонстрировал эту фишку всем пассажирам. Эффект "вау" гарантирован!

Хватит о внешности, давайте поговорим о "начинке". Всё-таки главное в электромобиле — это его техническая часть.

Батарея и запас хода: обещания vs реальность

-4

В моей комплектации установлена батарея на 76,9 кВт⋅ч с заявленным запасом хода в 550 км по циклу NEDC. Что это значит на практике?

Летом при температуре +20...+25°C:

Город: ~400-450 км (при спокойной езде)

Трасса (110 км/ч): ~350 км

Трасса (130 км/ч): ~280 км

Зимой при температуре -10...-15°C:

Город: ~300-350 км (с включенным отопителем)

Трасса (110 км/ч): ~250 км

Как говорится, маркетологи немного приукрасили, но ситуация всё равно гораздо лучше, чем я ожидал. К примеру, мой коллега на Nissan Leaf первого поколения едва выезжает 120 км зимой.

Динамика: "китайский дракон" на стероидах

Топовая версия BYD Han EV оснащается двумя электромоторами (по одному на каждую ось) суммарной мощностью 494 л.с. и крутящим моментом 700 Н⋅м. Разгон до 100 км/ч занимает 3,9 секунды. И знаете что? Это не маркетинговая ложь — это чистая правда.

Помню, как в первый раз нажал педаль "в пол" на пустой дороге. Ощущения можно описать так:

Желудок прилипает к позвоночнику

Глаза округляются

Из груди вырывается что-то между смехом и криком

Друг, владеющий BMW M3, после тест-драйва моего Han EV долго стоял молча, а потом выдал:

— И это... китаец? Мир перевернулся.

-5

Особенно впечатляет отсутствие провала при разгоне — электромоторы выдают максимальный крутящий момент с самого начала движения. Обгоны на трассе происходят молниеносно, почти телепортационно: только что был позади фуры — и вот уже впереди.

Жизнь с электрокаром: будни китайского "теславода"

Зарядка: извечный вопрос

Пожалуй, главный вопрос, который мне задают: "А где ты его заряжаешь?"

Отвечаю. В моем случае это:

Домашняя настенная зарядка (Wallbox на 11 кВт) — заряжает автомобиль с 20% до 80% примерно за 5 часов.

Быстрые зарядные станции (DC Fast Chargers) — заряжают с 20% до 80% примерно за 35 минут.

У BYD Han EV есть поддержка быстрой зарядки мощностью до 120 кВт, но найти такие станции в России — задача не из легких. Чаще всего приходится довольствоваться станциями на 50-80 кВт.

Типичная ситуация на дальней поездке:

Остановка на зарядку

"О, 40 минут зарядки? Отлично, как раз перекусим!"

Поиск кафе рядом со станцией

Заказ еды, неспешный обед

Возвращение к машине... а она уже заряжена!

Конечно, это не так быстро, как залить полный бак бензина. Но за год я привык планировать поездки с учетом зарядок и уже не вижу в этом проблемы.

"А как он зимой?" — второй по популярности вопрос.

Зима — действительно испытание для любого электромобиля. Запас хода сокращается, батарея работает менее эффективно. Но BYD Han EV оказался подготовлен к российским реалиям:

Система предварительного подогрева батареи работает отлично — даже в -25°C автомобиль заводится без проблем.

Тепловой насос (в моей комплектации) существенно экономит энергию при отоплении салона.

Подогрев руля, всех сидений и лобового стекла позволяет не тратить энергию на обогрев всего салона.

-6

Помню забавный случай прошлой зимой. На парковке торгового центра сосед по парковке (владелец внедорожника) заводил свой дизель, который натужно крутил стартер, а я в это время уже выезжал на абсолютно теплом BYD с предварительно прогретым салоном (через приложение, кстати).

Мораль: правильно спроектированный электромобиль может быть даже комфортнее зимой, чем традиционный автомобиль с ДВС.

Приложение и "умные" функции: почти как у Теслы, но с китайским акцентом

BYD поставляет фирменное приложение, которое позволяет:

Отслеживать уровень заряда

Включать климат-контроль удаленно

Находить автомобиль на парковке

Блокировать/разблокировать двери

Проверять историю поездок

Звучит здорово? Да. Работает безупречно? Не совсем.

Главная проблема — локализация. Приложение явно переводили через Google Translate, причем не самый удачный день для переводчика. Интерфейс пестрит забавными ляпами вроде "Пожалуйста нажмите для кондиционера активация" или "Батарея здоровье статус: превосходно".

Но к этому быстро привыкаешь и даже начинаешь находить определенное очарование в этих "китаизмах".

Голосовой помощник тоже вызывает улыбку. Он понимает базовые команды на русском языке, но иногда выдает такие перлы, что хочется записывать. Особенно когда пытаешься объяснить ему, куда проложить маршрут.

— Проложи маршрут до ТЦ "Мега"

— Извините, я не понимать. Вы хотеть музыка?

— Нет, МАРШРУТ до МЕГИ!

— Я включить радио "Мегаполис"...

-7

Развенчание мифов о "ненадёжных китайцах"

За год эксплуатации у меня было всего три поездки на сервис:

Плановое ТО (проверка тормозной системы, подвески, замена салонного фильтра)

Обновление программного обеспечения (удаленно не получилось)

Замена уплотнителя двери (начал пропускать воду во время сильного ливня)

Для сравнения: мой предыдущий немецкий премиум-седан за первый год владения побывал на сервисе шесть раз, и счета были совсем не маленькие.

Что касается надёжности батареи — за год ёмкость снизилась примерно на 2%, что укладывается в нормальную деградацию. Производитель гарантирует, что после 8 лет эксплуатации батарея сохранит не менее 70% первоначальной ёмкости, и пока всё идёт по плану.

А что с сервисом? Или "Добро пожаловать в мир первопроходцев"

Пожалуй, это самое слабое место в истории владения китайским электрокаром. Дилерская сеть BYD в России развита слабо, а специалистов, по-настоящему разбирающихся в электромобилях, ещё меньше.

Типичная ситуация в сервисе:

— У меня проблема с регенеративным торможением.

— С чем, простите?

— Ну, когда я отпускаю газ, машина начинает тормозить и заряжать батарею.

— А-а-а, вы про эту штуку... Сейчас посмотрим!

Часто приходится самому объяснять мастерам, что и как работает в электромобиле. С одной стороны, это раздражает. С другой — чувствуешь себя первооткрывателем, прокладывающим путь для других.

Запчасти — отдельная история. Некоторые приходится ждать по 2-3 недели, так как их доставляют напрямую из Китая. Правда, большинство деталей всё же есть на складах в России.

Стоимость владения: экономия vs. престиж

Теперь о деньгах. Всё-таки три миллиона рублей — это немало. Оправдались ли мои финансовые ожидания?

Экономия на "топливе"

В моем случае экономия на "топливе" составляет примерно 70% по сравнению с бензиновым аналогом. Если раньше я тратил около 15 000 рублей в месяц на бензин, то теперь электричество обходится мне в 4 000-5 000 рублей.

За год экономия составила примерно 120 000 рублей. Звучит неплохо, правда?

Техническое обслуживание

Здесь тоже есть существенная экономия. В электромобиле:

Нет масла и фильтров для замены

Не нужно обслуживать систему охлаждения двигателя

Тормозные колодки изнашиваются гораздо медленнее благодаря рекуперации

Годовое ТО обошлось мне в 12 000 рублей, тогда как на предыдущем автомобиле я отдавал около 30 000 рублей.

Страховка и налоги

А вот тут уже не так радужно. КАСКО на китайский электромобиль стоит дороже, чем на аналогичный бензиновый автомобиль, — примерно на 15-20%. Причина проста: страховые компании пока не имеют достаточной статистики по таким автомобилям и закладывают повышенные риски в стоимость.

Зато транспортный налог радует — во многих регионах для электромобилей действуют льготы или полное освобождение от налога.

Потеря в стоимости

Китайские автомобили традиционно быстрее теряют в цене, чем европейские или японские. Однако в случае с BYD всё не так однозначно. Поскольку спрос на электромобили растёт, а предложение ограничено, цены на вторичном рынке держатся на достаточно высоком уровне.

По моим оценкам, за год автомобиль потерял около 15% от первоначальной стоимости, что сопоставимо с премиальными брендами.

Итоговый вердикт: 7 плюсов и 5 минусов года владения BYD Han EV

После года эксплуатации могу выделить следующие плюсы и минусы:

Плюсы:

Впечатляющая динамика — разгон, который заставляет улыбаться каждый раз.

Роскошный интерьер — качество материалов и сборки на уровне премиум-брендов.

Современные технологии — от поворотного экрана до продвинутых систем помощи водителю.

Экономичность — существенная экономия на "топливе" и обслуживании.

Тишина и комфорт — никакого шума двигателя, вибраций и переключений передач.

Безопасность — как активная (системы помощи водителю), так и пассивная (прочная конструкция и стабильные батареи).

Эксклюзивность — вы точно будете выделяться в потоке машин.

Минусы:

Ограниченная дилерская сеть — найти хороший сервис сложно.

Проблемы с запчастями — иногда приходится ждать неделями.

Несовершенное программное обеспечение — баги, странные переводы, зависания интерфейса.

Зарядная инфраструктура — хотя ситуация улучшается, найти быструю зарядку всё ещё может быть проблемой.

Высокая стоимость КАСКО — страховые компании перестраховываются.

Кому подойдет китайский премиальный электрокар?

BYD Han EV — отличный выбор для:

Технически подкованных энтузиастов, готовых мириться с некоторыми неудобствами ради инноваций.

Людей, имеющих возможность заряжаться дома или на работе.

Тех, кто хочет выделиться из толпы и не боится экспериментировать.

Людей, ценящих комфорт и тишину в автомобиле.

И точно НЕ подойдет:

Консерваторам, не готовым менять привычки.

Тем, кто живет в регионах с неразвитой зарядной инфраструктурой.

Людям, часто совершающим дальние поездки без возможности зарядки.

Тем, кто не готов объяснять каждому встречному: "Нет, это не Тесла, это BYD!"

Заключение: взгляд в будущее

Если бы я вернулся на год назад, купил бы я BYD Han EV снова? Однозначно да. Несмотря на все сложности "первопроходца", опыт владения китайским премиальным электромобилем оказался в целом позитивным.

Как говорил Льюис Кэрролл устами Червонной Королевы: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"

Так и с электромобилями — технологии развиваются стремительно, и BYD, судя по всему, бежит быстрее многих. Уже сейчас китайские производители наступают на пятки Tesla и европейским брендам, а что будет через 5-10 лет?

Возможно, мы станем свидетелями того, как китайские электромобили займут значительную долю рынка не только в бюджетном, но и в премиальном сегменте. И тогда я с гордостью скажу: "А я еще в 2024-м на BYD ездил!"

P.S. Для тех, кто дочитал до конца: спасибо за ваше терпение! Надеюсь, мой опыт поможет вам сделать осознанный выбор. Если вы решитесь на покупку электромобиля — особенно китайского — будьте готовы к тому, что иногда придётся быть не только владельцем, но и немного первооткрывателем, инженером и популяризатором. Но поверьте, оно того стоит!