Почему я решился на китайскую "теслу"?
Знаете, всегда есть та грань, когда хочется плюнуть на всеобщие стереотипы и пойти против течения. Именно в таком настроении я оказался в автосалоне BYD год назад, рассматривая их флагманский электромобиль Han EV. Четыре миллиона рублей, батарея на 76,9 кВт⋅ч, запас хода более 500 км, разгон до сотни за 3,9 секунды... И главное — ты не такой как все!
Как сказал бы мой дед: "Либо в омут с головой, либо стой на берегу и завидуй смельчакам". Что ж, я прыгнул. И вот, спустя год и почти 25 000 километров пробега, готов рассказать вам всю правду о том, каково это — владеть "бюджетной Теслой" (которая на самом деле не такая уж и бюджетная).
Первое впечатление: "Ого, ЭТО сделали в Китае?!"
Если сравнивать первую встречу с BYD Han EV с первым свиданием — это был тот случай, когда реальность превзошла ожидания. Даже самые скептически настроенные друзья, подходившие к машине с заранее подготовленными шутками про "китайский автопром", замолкали, едва взглянув на неё.
— Слушай, а это точно BYD? Может, ты просто шильдики поменял? — спросил меня приятель, недоверчиво обходя автомобиль по кругу.
Дизайн действительно впечатляет. Элегантный силуэт с нотками спортивности, премиальная светодиодная оптика, 19-дюймовые диски, панорамная крыша — всё выглядит дорого и солидно. Интерьер тоже на высоте: кожаная отделка, деревянные вставки, огромный 15,6-дюймовый поворотный дисплей (да-да, он поворачивается из вертикального положения в горизонтальное одним нажатием кнопки). Плюс второй экран на 8,8 дюймов перед водителем и проекционный дисплей.
Когда мои дети впервые увидели, как крутится центральный экран, их восторгу не было предела:
— Папа, это как в фильмах про будущее!
В первые дни владения я постоянно демонстрировал эту фишку всем пассажирам. Эффект "вау" гарантирован!
Хватит о внешности, давайте поговорим о "начинке". Всё-таки главное в электромобиле — это его техническая часть.
Батарея и запас хода: обещания vs реальность
В моей комплектации установлена батарея на 76,9 кВт⋅ч с заявленным запасом хода в 550 км по циклу NEDC. Что это значит на практике?
Летом при температуре +20...+25°C:
Город: ~400-450 км (при спокойной езде)
Трасса (110 км/ч): ~350 км
Трасса (130 км/ч): ~280 км
Зимой при температуре -10...-15°C:
Город: ~300-350 км (с включенным отопителем)
Трасса (110 км/ч): ~250 км
Как говорится, маркетологи немного приукрасили, но ситуация всё равно гораздо лучше, чем я ожидал. К примеру, мой коллега на Nissan Leaf первого поколения едва выезжает 120 км зимой.
Динамика: "китайский дракон" на стероидах
Топовая версия BYD Han EV оснащается двумя электромоторами (по одному на каждую ось) суммарной мощностью 494 л.с. и крутящим моментом 700 Н⋅м. Разгон до 100 км/ч занимает 3,9 секунды. И знаете что? Это не маркетинговая ложь — это чистая правда.
Помню, как в первый раз нажал педаль "в пол" на пустой дороге. Ощущения можно описать так:
Желудок прилипает к позвоночнику
Глаза округляются
Из груди вырывается что-то между смехом и криком
Друг, владеющий BMW M3, после тест-драйва моего Han EV долго стоял молча, а потом выдал:
— И это... китаец? Мир перевернулся.
Особенно впечатляет отсутствие провала при разгоне — электромоторы выдают максимальный крутящий момент с самого начала движения. Обгоны на трассе происходят молниеносно, почти телепортационно: только что был позади фуры — и вот уже впереди.
Жизнь с электрокаром: будни китайского "теславода"
Зарядка: извечный вопрос
Пожалуй, главный вопрос, который мне задают: "А где ты его заряжаешь?"
Отвечаю. В моем случае это:
Домашняя настенная зарядка (Wallbox на 11 кВт) — заряжает автомобиль с 20% до 80% примерно за 5 часов.
Быстрые зарядные станции (DC Fast Chargers) — заряжают с 20% до 80% примерно за 35 минут.
У BYD Han EV есть поддержка быстрой зарядки мощностью до 120 кВт, но найти такие станции в России — задача не из легких. Чаще всего приходится довольствоваться станциями на 50-80 кВт.
Типичная ситуация на дальней поездке:
Остановка на зарядку
"О, 40 минут зарядки? Отлично, как раз перекусим!"
Поиск кафе рядом со станцией
Заказ еды, неспешный обед
Возвращение к машине... а она уже заряжена!
Конечно, это не так быстро, как залить полный бак бензина. Но за год я привык планировать поездки с учетом зарядок и уже не вижу в этом проблемы.
"А как он зимой?" — второй по популярности вопрос.
Зима — действительно испытание для любого электромобиля. Запас хода сокращается, батарея работает менее эффективно. Но BYD Han EV оказался подготовлен к российским реалиям:
Система предварительного подогрева батареи работает отлично — даже в -25°C автомобиль заводится без проблем.
Тепловой насос (в моей комплектации) существенно экономит энергию при отоплении салона.
Подогрев руля, всех сидений и лобового стекла позволяет не тратить энергию на обогрев всего салона.
Помню забавный случай прошлой зимой. На парковке торгового центра сосед по парковке (владелец внедорожника) заводил свой дизель, который натужно крутил стартер, а я в это время уже выезжал на абсолютно теплом BYD с предварительно прогретым салоном (через приложение, кстати).
Мораль: правильно спроектированный электромобиль может быть даже комфортнее зимой, чем традиционный автомобиль с ДВС.
Приложение и "умные" функции: почти как у Теслы, но с китайским акцентом
BYD поставляет фирменное приложение, которое позволяет:
Отслеживать уровень заряда
Включать климат-контроль удаленно
Находить автомобиль на парковке
Блокировать/разблокировать двери
Проверять историю поездок
Звучит здорово? Да. Работает безупречно? Не совсем.
Главная проблема — локализация. Приложение явно переводили через Google Translate, причем не самый удачный день для переводчика. Интерфейс пестрит забавными ляпами вроде "Пожалуйста нажмите для кондиционера активация" или "Батарея здоровье статус: превосходно".
Но к этому быстро привыкаешь и даже начинаешь находить определенное очарование в этих "китаизмах".
Голосовой помощник тоже вызывает улыбку. Он понимает базовые команды на русском языке, но иногда выдает такие перлы, что хочется записывать. Особенно когда пытаешься объяснить ему, куда проложить маршрут.
— Проложи маршрут до ТЦ "Мега"
— Извините, я не понимать. Вы хотеть музыка?
— Нет, МАРШРУТ до МЕГИ!
— Я включить радио "Мегаполис"...
Развенчание мифов о "ненадёжных китайцах"
За год эксплуатации у меня было всего три поездки на сервис:
Плановое ТО (проверка тормозной системы, подвески, замена салонного фильтра)
Обновление программного обеспечения (удаленно не получилось)
Замена уплотнителя двери (начал пропускать воду во время сильного ливня)
Для сравнения: мой предыдущий немецкий премиум-седан за первый год владения побывал на сервисе шесть раз, и счета были совсем не маленькие.
Что касается надёжности батареи — за год ёмкость снизилась примерно на 2%, что укладывается в нормальную деградацию. Производитель гарантирует, что после 8 лет эксплуатации батарея сохранит не менее 70% первоначальной ёмкости, и пока всё идёт по плану.
А что с сервисом? Или "Добро пожаловать в мир первопроходцев"
Пожалуй, это самое слабое место в истории владения китайским электрокаром. Дилерская сеть BYD в России развита слабо, а специалистов, по-настоящему разбирающихся в электромобилях, ещё меньше.
Типичная ситуация в сервисе:
— У меня проблема с регенеративным торможением.
— С чем, простите?
— Ну, когда я отпускаю газ, машина начинает тормозить и заряжать батарею.
— А-а-а, вы про эту штуку... Сейчас посмотрим!
Часто приходится самому объяснять мастерам, что и как работает в электромобиле. С одной стороны, это раздражает. С другой — чувствуешь себя первооткрывателем, прокладывающим путь для других.
Запчасти — отдельная история. Некоторые приходится ждать по 2-3 недели, так как их доставляют напрямую из Китая. Правда, большинство деталей всё же есть на складах в России.
Стоимость владения: экономия vs. престиж
Теперь о деньгах. Всё-таки три миллиона рублей — это немало. Оправдались ли мои финансовые ожидания?
Экономия на "топливе"
В моем случае экономия на "топливе" составляет примерно 70% по сравнению с бензиновым аналогом. Если раньше я тратил около 15 000 рублей в месяц на бензин, то теперь электричество обходится мне в 4 000-5 000 рублей.
За год экономия составила примерно 120 000 рублей. Звучит неплохо, правда?
Техническое обслуживание
Здесь тоже есть существенная экономия. В электромобиле:
Нет масла и фильтров для замены
Не нужно обслуживать систему охлаждения двигателя
Тормозные колодки изнашиваются гораздо медленнее благодаря рекуперации
Годовое ТО обошлось мне в 12 000 рублей, тогда как на предыдущем автомобиле я отдавал около 30 000 рублей.
Страховка и налоги
А вот тут уже не так радужно. КАСКО на китайский электромобиль стоит дороже, чем на аналогичный бензиновый автомобиль, — примерно на 15-20%. Причина проста: страховые компании пока не имеют достаточной статистики по таким автомобилям и закладывают повышенные риски в стоимость.
Зато транспортный налог радует — во многих регионах для электромобилей действуют льготы или полное освобождение от налога.
Потеря в стоимости
Китайские автомобили традиционно быстрее теряют в цене, чем европейские или японские. Однако в случае с BYD всё не так однозначно. Поскольку спрос на электромобили растёт, а предложение ограничено, цены на вторичном рынке держатся на достаточно высоком уровне.
По моим оценкам, за год автомобиль потерял около 15% от первоначальной стоимости, что сопоставимо с премиальными брендами.
Итоговый вердикт: 7 плюсов и 5 минусов года владения BYD Han EV
После года эксплуатации могу выделить следующие плюсы и минусы:
Плюсы:
Впечатляющая динамика — разгон, который заставляет улыбаться каждый раз.
Роскошный интерьер — качество материалов и сборки на уровне премиум-брендов.
Современные технологии — от поворотного экрана до продвинутых систем помощи водителю.
Экономичность — существенная экономия на "топливе" и обслуживании.
Тишина и комфорт — никакого шума двигателя, вибраций и переключений передач.
Безопасность — как активная (системы помощи водителю), так и пассивная (прочная конструкция и стабильные батареи).
Эксклюзивность — вы точно будете выделяться в потоке машин.
Минусы:
Ограниченная дилерская сеть — найти хороший сервис сложно.
Проблемы с запчастями — иногда приходится ждать неделями.
Несовершенное программное обеспечение — баги, странные переводы, зависания интерфейса.
Зарядная инфраструктура — хотя ситуация улучшается, найти быструю зарядку всё ещё может быть проблемой.
Высокая стоимость КАСКО — страховые компании перестраховываются.
Кому подойдет китайский премиальный электрокар?
BYD Han EV — отличный выбор для:
Технически подкованных энтузиастов, готовых мириться с некоторыми неудобствами ради инноваций.
Людей, имеющих возможность заряжаться дома или на работе.
Тех, кто хочет выделиться из толпы и не боится экспериментировать.
Людей, ценящих комфорт и тишину в автомобиле.
И точно НЕ подойдет:
Консерваторам, не готовым менять привычки.
Тем, кто живет в регионах с неразвитой зарядной инфраструктурой.
Людям, часто совершающим дальние поездки без возможности зарядки.
Тем, кто не готов объяснять каждому встречному: "Нет, это не Тесла, это BYD!"
Заключение: взгляд в будущее
Если бы я вернулся на год назад, купил бы я BYD Han EV снова? Однозначно да. Несмотря на все сложности "первопроходца", опыт владения китайским премиальным электромобилем оказался в целом позитивным.
Как говорил Льюис Кэрролл устами Червонной Королевы: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"
Так и с электромобилями — технологии развиваются стремительно, и BYD, судя по всему, бежит быстрее многих. Уже сейчас китайские производители наступают на пятки Tesla и европейским брендам, а что будет через 5-10 лет?
Возможно, мы станем свидетелями того, как китайские электромобили займут значительную долю рынка не только в бюджетном, но и в премиальном сегменте. И тогда я с гордостью скажу: "А я еще в 2024-м на BYD ездил!"
P.S. Для тех, кто дочитал до конца: спасибо за ваше терпение! Надеюсь, мой опыт поможет вам сделать осознанный выбор. Если вы решитесь на покупку электромобиля — особенно китайского — будьте готовы к тому, что иногда придётся быть не только владельцем, но и немного первооткрывателем, инженером и популяризатором. Но поверьте, оно того стоит!