Найти в Дзене

«Я сам!». Как формируется самостоятельность ребенка, и почему это важно.

Маленький ребенок (1,5 – 3 года) начинает говорить: «Я сам!». Это первые шаги и здоровое, нормальное желание-влечение ребёнка к формированию своей самостоятельности и познанию миру. Он начинает отделяться от мамы, делать первые шаги к сепарации. Познавать свои силы, возможности и себя. В такие моменты ему нужны больше всего поддержка родителей, принятие и помощь. Ребёнку надо создать безопасные условия и пространство, чтобы он учился делать то, что ему хочется делать самостоятельно. На самом деле, это и есть процесс формирования взрослой части личности. Самостоятельности. Ребенок всё больше в этом возрасте начинает замечать окружающий мир и ему хочется всё попробовать, всему научиться. Он хочет сам получать опыт, чувствовать, что у него получается, и испытывает от этого радость. Это важный этап становления: ребенок учится что-то делать сам, учится заботиться о себе, учится находить интересное в окружающем мире. И если обратите внимание, то в этом возрасте за каждое свое действие и успе

Маленький ребенок (1,5 – 3 года) начинает говорить: «Я сам!». Это первые шаги и здоровое, нормальное желание-влечение ребёнка к формированию своей самостоятельности и познанию миру. Он начинает отделяться от мамы, делать первые шаги к сепарации. Познавать свои силы, возможности и себя.

В такие моменты ему нужны больше всего поддержка родителей, принятие и помощь. Ребёнку надо создать безопасные условия и пространство, чтобы он учился делать то, что ему хочется делать самостоятельно.

На самом деле, это и есть процесс формирования взрослой части личности. Самостоятельности. Ребенок всё больше в этом возрасте начинает замечать окружающий мир и ему хочется всё попробовать, всему научиться. Он хочет сам получать опыт, чувствовать, что у него получается, и испытывает от этого радость. Это важный этап становления: ребенок учится что-то делать сам, учится заботиться о себе, учится находить интересное в окружающем мире.

И если обратите внимание, то в этом возрасте за каждое свое действие и успех ребёнок ждет одобрения от папы и мамы. Он ждет положительной обратной связи и восхищения им. Это хорошая и здоровая реакция. И родителям нужно положительно подкреплять любые его попытки к самостоятельности и знакомству с окружающим миром. А не запрещать это делать.

Но что происходит, если родители начинают подавлять эту самостоятельность? Фразы вроде: «Ты еще не можешь», «Ты плохо сделаешь», «Ты упадешь», «Ты только бардак наводишь здесь», «Я быстрее и лучше это сделаю за тебя», «От тебя одни проблемы», – обесценивают попытки ребенка стать взрослым и блокируют развитие взрослой части. Он начинает злиться, плакать, очень расстраивается, потому что его стремление к самостоятельности – естественный процесс взросления. А ему это сделать не дали. И обесценили. У ребёнка вообще может сформироваться выученная беспомощность, ведь родители с детства ему начинают твердить, что он ни на что не способен.

Так научите его, родители, быть способным ко всему с детства. На то вы и родители, чтобы всему ребёнка научить и рассказать, обучить его, как в этом мире жить гармонично, занять среди людей достойное место!

В подростковом возрасте стремление к самостоятельности и автономности личности (независимости) проявится еще сильнее: «Я сам умею думать, заботиться о себе, жить. Вы мне не нужны!», – это продолжение сепарации, это теперь следующие шаги, но уже в подростковом возрасте. Здесь подростку ещё больше нужно дать свободы и постоянства для самостоятельности и ответственности за себя.

Также родителю нужно снять с подростка детские запреты, они его будут ограничивать. Многое, что нельзя было ребёнку, подростку уже можно. Но родители об этом не знают, что детские запреты надо снимать. А к 18-ти годам вообще их все необходимо снять и обучить взрослого сына и дочь уже взрослым способам общения, взаимодействия и жизни. Вместо детских, какими он жил ранее. Но родители этого делать не умеют, они сами часто до сих пор живут детскими взглядами на жизнь и способами жизни. И кроме этого своих детей ничему научить и не могут.

Подросток должен перенести опоры на себя и свое мышление и перестать опираться на родителей. Это не значит, что он не будет совершать ошибки и не нужна ему поддержка родителей – обязательно нужна, и ваше участие нужно, но это уже выстраивается совсем по-другому, по-новому, по-взрослому.

При этом подросток будет проходить свой опыт и учиться на своих ошибках – и так сформируется его самостоятельность и зрелый ум. А чтобы меньше ошибок совершал, родителям нужно с детства вкладывать реальное (вместо своих страхов, травм и фантазий) описание восприятия мира и рассказывать ребёнку о его реальных возможностях.

Если ребенку не дают пробовать, совершать ошибки и учиться на них, он остается зависимым, пассивным, лишенным желаний и инициативы. В будущем это может привести к апатии, депрессии и страданиям, зависимости и невозможности пройти сепарацию, создать здоровые и полноценные отношения с людьми.

Такой человек не умеет принимать решения, не знает себя, отсутствует как личность в жизни, не умеет выбирать и не имеет взрослой части личности. А это беда серьезная.

И тогда, уже во взрослом возрасте, приходится начинать с нуля – с самых первых шагов к самостоятельности. Ведь все это было под запретом. Человек, как в три года, учится самостоятельно делать свои первые шаги: опираться на себя, верить в свои решения, планировать жизнь, думать своей головой, совершать ошибки, делать выбор, исправлять ошибки и договариваться с людьми.

Этот процесс неизбежен, ведь если навыки не сформировались в детстве, их придется осваивать позже, уже во взрослом возрасте.

Очень подробно расскажу об этом на своих курсах «Как изменить судьбу. 12 неудачных сценариев жизни, которые вы можете изменить» и «Женские травмы в отношениях с отцом». Первый курс только недавно стартовал, и еще не поздно присоединиться к нему, второй начинается 02 марта.

С уважением, ваш психолог Ренат Владимирович Петрухин

Все подробности о моих курсах и запись на них здесь:

https://taplink.cc/psychologist_petruhin/p/725546/