В Волгоградском государственном техническом университете работает множество талантливых преподавателей, и многие из них оставляют неизгладимый след в сердцах студентов. Одним из таких профессоров является Виктор Васильевич Чапуркин — доктор химических наук, профессор кафедры «Органическая химия», преподаватель дисциплины «Органическая химия». В нашем интервью Виктор Васильевич делится своими профессиональными и личными достижениями, рассказывает о своей мотивации и взглядах на преподавание.
1. Как Вы стали преподавателем?
Я преподаю в университете уже 48 лет. Преподавателем стал потому, что всегда стремился докопаться до сути проблемы и затем объяснить это другим. Мне нравится делиться знаниями и видеть, как студенты растут и развиваются.
2. Как Вы поддерживаете свою мотивацию и интерес к преподаванию?
Мотивацию мне обеспечивают студенты. Каким бы ни был их начальный уровень подготовки, его всегда можно повысить, если студент сам этого захочет. Основная задача преподавателя — заинтересовать. Но для этого нужно самому хорошо знать предмет и уметь объяснять его на простых и доступных примерах.
Недопустимо, что преподаватель вместо объяснения отсылает студента к учебнику (в учебнике всё написано). Мой предмет — органическая химия, но по учебнику его освоить нельзя, даже если выучить этот учебник наизусть. Опытным путем и исследовательским умом можно все постичь.
3. Какая Ваша «фишка преподавания»?
Я всегда стараюсь понять студента. Доношу до ребят простую истину: органическую химию нельзя зубрить — ее нужно понять. И если студент готов учиться, я сделаю все, чтобы помочь ему в этом.
4. Какими качествами или навыками должен обладать студент, чтобы успешно освоить Ваши предметы?
Студент должен уметь думать. Если он пока не умеет, то в вузе он должен этому научиться. Учеба — это не просто запоминание фактов, а развитие способности анализировать и решать задачи.
5. Какими профессиональными достижениями Вы гордитесь?
Я горжусь тем, что мои разработки нашли практическое применение. За внедрение покрытия, защищающего металлические трубы от коррозии, я был удостоен премии Совета Министров СССР.
На Волгоградском предприятии АО «Каустик» мы провели защиту фторполимерной композицией гуммировочного покрытия железнодорожных цистерн, используемых для перевозки высокоагрессивных жидкостей, таких как гипохлорит натрия и соляная кислота. Это позволило значительно продлить срок службы цистерн.
Также я разработал фторполимерные композиции, отверждаемые лазерным излучением, что позволяет получать покрытия с минимальным коэффициентом трения.
Еще одним важным достижением стало применение фторпероксидных инициаторов, что позволяет получать световоды с минимальным показателем световых потерь.
6. Главные личные достижения?
Если говорить о личных достижениях, то это, безусловно, моя общественная работа. Более 30 лет я занимаюсь экологическими проблемами. Участвовал в обсуждении и реализации ряда экологических инициатив в Волгоградской областной Думе, включая вопросы, связанные с качеством питьевой воды, которую я как профессионал-химик очень хорошо знаю. Студентам всегда ставлю вопрос в плане техники безопасности – какую воду можно пить, а какую нельзя. При этом объясняю, как это можно проверить. К сожалению, закон о питьевой воде в Волгограде и не только у нас, не выполняется и не может технически выполняться.
А еще, с 1977 по 1984 год я был председателем Совета молодых ученых Волгоградского политехнического института (тогда так наш вуз назывался). С 1980 по 1985 принимал участие в работе стройотрядов и сельхозотрядов, где занимал руководящие должности.
Сейчас я возглавляю экологический Совет Волгоградской области, который занимается информированием администрации и населения об экологических проблемах.
7. Какие проекты Вы сейчас реализуете в вузе или планируете?
Сейчас я занимаюсь научной работой, но не в плане конкретного проекта. Основная идея заключается в попытке найти удовлетворительное объяснение защитного действия наноразмерного фторполимерного покрытия от воздействия агрессивных сред.
8. Приобретённые на Ваших занятиях навыки могут оказаться полезными не только в профессиональной деятельности?
Умение учиться пригодится в любой сфере жизни. Если кто-то говорит, что вуз его ничему не научил, то, скорее всего, это совершенно ни на что не способный индивидуум. Образование — это не только знания, но и навыки, которые помогают адаптироваться к любым условиям.
9. Ваше хобби?
Мое хобби самое обычное — охота, рыбалка и работа на даче.
10. Что Вы обещаете себе начать с понедельника?
Никогда ничего не обещал себе с понедельника. Если что-то нужно сделать, я делаю это сразу.