Найти в Дзене

Ты его знаешь. Преподаватели ВолгГТУ

В Волгоградском государственном техническом университете работает множество талантливых преподавателей, и многие из них оставляют неизгладимый след в сердцах студентов. Одним из таких профессоров является Виктор Васильевич Чапуркин — доктор химических наук, профессор кафедры «Органическая химия», преподаватель дисциплины «Органическая химия». В нашем интервью Виктор Васильевич делится своими профессиональными и личными достижениями, рассказывает о своей мотивации и взглядах на преподавание.

1. Как Вы стали преподавателем?

Я преподаю в университете уже 48 лет. Преподавателем стал потому, что всегда стремился докопаться до сути проблемы и затем объяснить это другим. Мне нравится делиться знаниями и видеть, как студенты растут и развиваются.

Научные сотрудники и преподаватели кафедры органической химии в 1977 году
Научные сотрудники и преподаватели кафедры органической химии в 1977 году

2. Как Вы поддерживаете свою мотивацию и интерес к преподаванию?

Мотивацию мне обеспечивают студенты. Каким бы ни был их начальный уровень подготовки, его всегда можно повысить, если студент сам этого захочет. Основная задача преподавателя — заинтересовать. Но для этого нужно самому хорошо знать предмет и уметь объяснять его на простых и доступных примерах.

Недопустимо, что преподаватель вместо объяснения отсылает студента к учебнику (в учебнике всё написано). Мой предмет — органическая химия, но по учебнику его освоить нельзя, даже если выучить этот учебник наизусть. Опытным путем и исследовательским умом можно все постичь.

3. Какая Ваша «фишка преподавания»?

Я всегда стараюсь понять студента. Доношу до ребят простую истину: органическую химию нельзя зубрить — ее нужно понять. И если студент готов учиться, я сделаю все, чтобы помочь ему в этом.

Коллектив кафедры органической химии в 1982 году (15 лет кафедре).
Коллектив кафедры органической химии в 1982 году (15 лет кафедре).

4. Какими качествами или навыками должен обладать студент, чтобы успешно освоить Ваши предметы?

Студент должен уметь думать. Если он пока не умеет, то в вузе он должен этому научиться. Учеба — это не просто запоминание фактов, а развитие способности анализировать и решать задачи.

5. Какими профессиональными достижениями Вы гордитесь?

Я горжусь тем, что мои разработки нашли практическое применение. За внедрение покрытия, защищающего металлические трубы от коррозии, я был удостоен премии Совета Министров СССР.

На Волгоградском предприятии АО «Каустик» мы провели защиту фторполимерной композицией гуммировочного покрытия железнодорожных цистерн, используемых для перевозки высокоагрессивных жидкостей, таких как гипохлорит натрия и соляная кислота. Это позволило значительно продлить срок службы цистерн.

Также я разработал фторполимерные композиции, отверждаемые лазерным излучением, что позволяет получать покрытия с минимальным коэффициентом трения.

Еще одним важным достижением стало применение фторпероксидных инициаторов, что позволяет получать световоды с минимальным показателем световых потерь.

6. Главные личные достижения?

Если говорить о личных достижениях, то это, безусловно, моя общественная работа. Более 30 лет я занимаюсь экологическими проблемами. Участвовал в обсуждении и реализации ряда экологических инициатив в Волгоградской областной Думе, включая вопросы, связанные с качеством питьевой воды, которую я как профессионал-химик очень хорошо знаю. Студентам всегда ставлю вопрос в плане техники безопасности – какую воду можно пить, а какую нельзя. При этом объясняю, как это можно проверить. К сожалению, закон о питьевой воде в Волгограде и не только у нас, не выполняется и не может технически выполняться.

А еще, с 1977 по 1984 год я был председателем Совета молодых ученых Волгоградского политехнического института (тогда так наш вуз назывался). С 1980 по 1985 принимал участие в работе стройотрядов и сельхозотрядов, где занимал руководящие должности.

Интернациональный студенческий стройотряд (1984 год. ГДР. г.Salzwedel).
Интернациональный студенческий стройотряд (1984 год. ГДР. г.Salzwedel).

Сейчас я возглавляю экологический Совет Волгоградской области, который занимается информированием администрации и населения об экологических проблемах.

Региональный экологический совет Волгоградской области (2021 г.).
Региональный экологический совет Волгоградской области (2021 г.).

7. Какие проекты Вы сейчас реализуете в вузе или планируете?

Сейчас я занимаюсь научной работой, но не в плане конкретного проекта. Основная идея заключается в попытке найти удовлетворительное объяснение защитного действия наноразмерного фторполимерного покрытия от воздействия агрессивных сред.

8. Приобретённые на Ваших занятиях навыки могут оказаться полезными не только в профессиональной деятельности?

Умение учиться пригодится в любой сфере жизни. Если кто-то говорит, что вуз его ничему не научил, то, скорее всего, это совершенно ни на что не способный индивидуум. Образование — это не только знания, но и навыки, которые помогают адаптироваться к любым условиям.

9. Ваше хобби?

Мое хобби самое обычное — охота, рыбалка и работа на даче.

10. Что Вы обещаете себе начать с понедельника?

Никогда ничего не обещал себе с понедельника. Если что-то нужно сделать, я делаю это сразу.